г. Тула |
|
4 июня 2015 г. |
Дело N А23-1177/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.06.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителя заявителя - прокуратуры города Калуги (г. Калуга) - Сударчиковой Л.В. (поручение от 28.05.2015 N 8-3-2015), в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответсвтенности, - индивидуального предпринимателя Бысовой Елене Евгеньевне (г. Калуга, ОГРНИП 304402932900021, ИНН 402900836681), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу прокуратуры города Калуги на решение Арбитражного суда Калужской области от 16.04.2015 по делу N А23-1177/2015, установил следующее.
Прокуратура города Калуги (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Бысовой Елене Евгеньевне (далее - предприниматель) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 16.04.2015 в удовлетворении заявления прокуратуры отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что административный орган не доказал события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, прокуратура обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что событие и состав административного правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ подтверждены материалами дела, в том числе актом проверки и постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, при этом, по мнению заявителя, административным органом не допущено нарушений, которые не позволили бы не принимать указанные документы в качестве доказательств по делу.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание предприниматель, надлежащим образом извещенный о месте и времени его проведения, не явился, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителя прокуратуры, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой 18.02.2015 на основании рапорта от 13.02.2015 и задания и.о. прокурора города Калуги от 16.02.2015 о проведении проверки соблюдения законодательства о лицензировании фармацевтической деятельности в аптеках города Калуги с привлечением специалистов министерства здравоохранения Калужской области проведена проверка в арендованной предпринимателем аптеке, расположенной по адресу: г. Калуга, ул. Кирова, д. 26.
Фармацевтическую деятельность предприниматель осуществляет на основании лицензии от 16.11.2011 N ЛО-40-02-000351, выданной министерством здравоохранения Калужской области в порядке переоформления.
Согласно приложению N 1 к лицензии предприниматель осуществляет фармацевтическую деятельность по розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения, их хранению, в том числе, и по вышеуказанному адресу.
По результатам проверки выявлено, что в указанной аптеке предпринимателя не соблюдаются правила хранения термолабильных лекарственных средств для медицинского применения, регламентированные приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.08.10 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств": не соблюдается температурный режим хранения лекарственных препаратов в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на их вторичной (потребительской) упаковке:
1. Эссенциале раствор для в/в 250 мг / 5 мл. N 5 амп., серия 47051. На вторичной упаковке указано хранить при температуре от + 2 С до + 8 С, однако фактически препарат хранился в холодильнике при температуре + 9 С, согласно журнала учета температурного режима в холодильнике;
2. Нистатин мазь для наружного применения 15, 0, серия 190814, производитель ОАО "Биохимик". На вторичной упаковке указано хранить в сухом защищенном от света месте при температуре не выше +5 С, однако фактически мазь хранилась в холодильнике при температуре +9 С, согласно журнала учета температурного режима в холодильнике;
3. Веррукацидраствор для наружного применения, серия 040714,, производитель ЗАО "РЕТИНОИДЫ". На вторичной упаковке указано хранить в защищенном от света месте при температуре от + 18 С до +22 С, тогда как лекарственное средство фактически хранилось в торговом зале при температуре +24 С, согласно журнала учета температурного режима в торговом зале;
4. Раствор Фукорцина 10 мл для наружного применения, серия 110914, производитель ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика". На вторичной упаковке указано хранить в защищенном от света месте при температуре не выше +20 С, тогда как фактически указанный раствор хранился в торговом зале при температуре +24 С, согласно журнала учета температурного режима в торговом зале.
Выявленные нарушения правил хранения лекарственных средств в аптеке предпринимателя отражены в справке специалиста министерства здравоохранения Калужской области от 18.02.2015 и в акте проверки от 19.02.2015.
06.03.2015. и.о. прокурора города Калуги вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с которым предпринимателю вменено несоблюдение правил хранения термолабильных лекарственных средств для медицинского применения, регламентированных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.08.10 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств", что образует правонарушение, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административный орган не доказал события вменяемого административного правонарушения и вины общества в его совершении.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании к данной статье КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно правовой позиции, закрепленной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов, при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Объектом правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию.
Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие), в результате которых предпринимательская деятельность ведется с грубым нарушением лицензионных требований.
Как установлено арбитражным судом, предприниматель осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии от 16.11.2011 N ЛО-40-02-000351.
В соответствии с пунктом 47 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию.
В соответствии со статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ) фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Согласно требованиям подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение) лицензионными требованиями при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение аптечными организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 5 указанного Положения лицензионными требованиями при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
При этом, в силу пункта 6 Положения осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В свою очередь, под грубым нарушением законодателем определено невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 Положения.
Из акта проверки следует, что в торговом зале и в холодильном оборудовании в помещении аптеки предпринимателя выявлены лекарственные препараты, хранение которых осуществлялось с нарушением температурного режима, указанного на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
Вместе с тем, как установлено арбитражным судом и не оспаривается прокуратурой, при проведении проверки замер температуры в торговом зале и в холодильном оборудовании не осуществлялся; холодильное оборудование, в котором выявлены указанные лекарственные препараты не идентифицировано; документы, подтверждающие соответствие измерительных приборов холодильного оборудования установленным требованиям не исследовались; данные об измерительных приборах, примененных при проверке и их соответствии установленным требованиям в материалах проверки также отсутствуют.
В силу статьи 26.8 КоАП РФ для подтверждения соответствия измерительных приборов установленным требованиям, измерительные приборы должны иметь соответствующие сертификаты и проходить метрологическую поверку. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или в постановлении по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, который принял оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно требованиям статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статья 26.2 Кодекса).
Поскольку акт проверки от 19.02.2015 и постановление о возбуждении дела от 06.03.2015 не содержат наименования и сведений о технических характеристиках измерительных приборов (термометров и гигрометров), которыми производились замеры температуры при проверке условий хранения лекарственных средств в аптеке предпринимателя, а также сведений о том, прошли ли указанные измерительные приборы метрологическую поверку и имеют ли сертификаты, суд первой инстанции правомерно не принял указанные акт и постановление в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих факта совершения предпринимателем вменяемого административного правонарушения.
На основании изложенного, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что событие и состав административного правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ заявителем не подтверждены.
Данные выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств дела и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 16.04.2015 по делу N А23-1177/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-1177/2015
Истец: Пркуратура города Калуги, Прокуратура города Калуги
Ответчик: ИП Бысова Елена Евгеньевна