г. Москва |
|
04 июня 2015 г. |
Дело N А41-61870/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Горбунова Н.В., по доверенности от 24.04.2013,
от заинтересованного лица - Стенин С.А., по доверенности от 25.02.2013 N 1021/02,
от третьего лица - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Горка" на решение Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2015 года по делу N А41-61870/14, принятое судьей Афанасьевой М.В., по заявлению ООО "Горка" (ИНН 5049020007, ОГРН 1115049002529) к Министерству потребительского рынка и услуг Московской области, третье лицо - Межрайонная ИФНС России N 4 по Московской области, о признании незаконным решения от 04.07.2014 об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, об обязании произвести возврат из федерального бюджета государственной пошлины, оплаченной за предоставление действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в размере 120 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Горка" (далее - ООО "Горка", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства потребительского рынка и услуг Московской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) от 04.07.2014 об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции по адресу: Московская область, Шатурский район, п. Шатурторф, ул. Интернациональная, д. 21, об обязании произвести возврат из федерального бюджета госпошлины, оплаченной за предоставление действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в размере 120 000 рублей.
Решением от 06 марта 2015 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований общества отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Горка" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного в обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что лицензия на розничную продажу алкогольной продукции серии ЛМО N 004954 получена обществом на основании заявления, поданного 05.09.2014, с уплатой государственной пошлины в размере 40 000 рублей. Спорное решение об отказе в выдаче лицензии было выдано на основании заявления от 05.06.2014 с уплатой государственной пошлины в размере 120 000 рублей. Кроме того, административным регламентом, утвержденным распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 03.04.2012 N 8-Р, не предусмотрено оформление результата предоставления государственной услуги в виде протокола заседания комиссии. Оспариваемое решение не подписано председателем Комиссии по выдаче лицензий.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Министерства потребительского рынка и услуг Московской области, Межрайонной ИФНС России N 4 по Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителя общества, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 05.06.2014 ООО "Горка" обратилось в Министерство потребительского рынка и услуг Московской области с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции для осуществления деятельности по адресу: Московская область, Шатурский район, городское поселение Шатура, пос. Шатурторф, ул. Интернациональная, д. 21, лит. Б,Б1, инв. 320:095-5697, магазин, сроком на 3 года.
В ходе проведения экспертизы документов Министерством установлено, что адрес, указанный в заявлении ООО "Горка" не соответствует адресу, указанному в Уставе организации - Московская область, Шатурский район, пос. Шатурторф, ул. Интернациональная, д.21. Кроме того, Министерством потребительского рынка и услуг Московской области 05.06.2014 направлен запрос N 120287 в Федеральную налоговую службу России о предоставлении сведений об отсутствии задолженности по налогам и сборам.
16.06.2014 на запрос дан ответ, в котором указано, что ООО "Горка" по состоянию на 05.06.2014 имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней.
04.07.2014 комиссией по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области, вынесено решение об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области в связи с несоответствием заявителя лицензионным требованиям (наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах; предоставление недостоверной, искаженной или неполной информации).
ООО "Горка", считая указанный отказ Министерства незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Изучив материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о законности решения Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 04.07.2014 об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону возложена на принявший его орган.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничение потребления (распития) алкогольной продукции" (далее по тексту - Федеральный закон N 171-ФЗ) в силу пункта 1 статьи 1 данного закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничение потребления (распития) алкогольной продукции" (далее Федеральный закон) лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 18 Федерального закона закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции является одним из видов деятельности, на осуществление которой выдается лицензия.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организацией представляются в лицензирующий орган следующие документы:
- заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции (в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона), срока, на который испрашивается лицензия;
- копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации организации - юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии документов не заверены нотариусом);
- копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе;
- копия документа об уплате сбора за выдачу лицензии;
- заключения специально уполномоченных государственных органов о соответствии производственных и складских помещений организации санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам и требованиям;
- документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или копия договора с такой лабораторией на проведение указанного контроля;
копии сертификатов соответствия основного технологического оборудования;
- документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с пунктом 9 статьи 8 и пунктами 2.1 и 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 приведенной нормы требовать от организации документы, не предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, не допускается.
Согласно пункту 9 статьи 19 названного Закона в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть отказано в следующих случаях: при выявлении в представленных документах недостоверной или искаженной информации; в случае нарушения требований статьи 8 настоящего Федерального закона; в случае если у организации имеется задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; в случае несоответствия организации иным установленным настоящим Федеральным законом лицензионным требованиям.
Согласно материалам дела основанием для отказа в выдаче лицензии послужило выявление лицензирующим органом наличия у общества задолженности по уплате налогов, а также наличие в представленных документах искаженной, недостоверной или неполной информации, а именно: адрес, указанный в заявлении ООО "Горка" не соответствует адресу, указанному в Уставе организации - Московская область, Шатурский район, пос. Шатурторф, ул. Интернациональная, д.21.
В соответствии со сведениями с сайта "МЗ ФНС Предоставление сведений о наличии (отсутствии) задолженности" по состоянию на 05.06.2014 ООО "Горка" (ИНН 5049020007) имеет задолженность по уплате налогов, сборов, пеней (л.д. 65).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц место нахождения общества по адресу: Московская область, Шатурский район, пос. Шатурторф, ул. Интернациональная, д.21 (л.д. 29). Вместе с тем, в поданном 05.06.2014 заявлении на предоставление лицензии указан адрес: Московская область, Шатурский район, городское поселение Шатура, пос. Шатурторф, ул. Интернациональная, д. 21, лит. Б,Б1, инв. 320:095-5697, магазин.
Таким образом, заинтересованным лицом обоснованно выявлена недостоверная, искаженная или неполная информация и установлено наличие задолженности по уплате налогов, сборов, пеней.
Учитывая положения пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ, Комиссией по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области правомерно принято решение от 04.07.2014 об отказе ООО "Горка" в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области.
Вместе с тем, после устранения замечаний 22.09.2014 ООО "Горка" выдана лицензия на розничную продажу алкогольной продукции серии ЛМО N 004954 сроком на один год.
Ссылка заявителя на незаконность оспариваемого решения в связи с отсутствием подписи председателя Комиссии, обоснованно отклонена судом первой инстанции.
В соответствии с Положением о Комиссии по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области, утвержденной приказом от 04.07.2012 N 43-П, заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины состава; решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, секретарем и остальными членами Комиссии.
Протокол от 04.07.2014 N 193-Л подписан всеми членами Комиссии (л.д. 120-125).
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции о законности оспариваемого решения Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 04.07.2014 об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции по адресу: Московская область, Шатурский район, п. Шатурторф, ул. Интернациональная, д. 21, в связи с чем отсутствуют основания для возврата из федерального бюджета государственной пошлины, оплаченной за предоставление действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в размере 120 000 рублей.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы ООО "Горка", считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.03.2015 по делу N А41-61870/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-61870/2014
Истец: ООО "Горка"
Ответчик: Министерство потребительского рынка и услуг Московской области
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N4 по Московской области, Министерство потребительского рынка и услуг Московской области