г. Санкт-Петербург |
|
05 июня 2015 г. |
Дело N А56-17113/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Цубановой К.А.,
при участии:
от заявителя: Ефимова И.А. - доверенность от 01.01.2015
от заинтересованного лица: Кушнир Е.Е. - доверенность от 19.12.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6882/2015) Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2015 по делу N А56-17113/2014 (судья Константинова Е.В.), принятое
по заявлению ООО "РН-Трейд"
к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Правительства Санкт-Петербурга
о признании недействительным предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью ООО "РН-Трейд" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет) N 15-03-14157/13 от 02.12.2013.
Решением суда от 26.01.2015 заявленные требования удовлетворены.
Комитет подал апелляционную жалобу, в которой просил решение отменить, полагая не соответствующим нормам действующего законодательства вывод суда о том, что спорный флаг не является рекламной конструкцией.
В судебном заседании представитель Комитета доводы апелляционной жалобы поддержал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать, представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитетом Обществу выдано предписание от 02.12.2013 N 15-03-14157/13 о демонтаже рекламной конструкции, установленной без соответствующего разрешения на установку рекламной конструкции, в котором указано следующее: "Во исполнение пункта 10 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" демонтировать рекламную конструкцию (флаг), установленную по адресу: Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 30, лит. А без разрешения на установку рекламной конструкции, в соответствии со сведениями о рекламной конструкции N 90884.
Согласно сведениям о рекламной конструкции: вид конструкции - флаг; место размещения - газон; размер рекламного поля - 1,5 м х 1 м.; высота/уровень размещения - 7 м.; содержание и описание рекламы - "Роснефть".
Общество не согласилось с вынесенным предписанием, в связи с чем обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что для установки на территории автозаправочной станции (далее - АЗС) спорной конструкции не требуется специального разрешения, как для рекламной конструкции.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, полагает, что суд первой инстанции при принятии решения правомерно исходил из следующего.
Согласно данному в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N38-ФЗ, Закон о рекламе) определению реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 указанной статьи объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется в силу части 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований названной статьи.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания уполномоченного органа (часть 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
Исходя из содержания подпунктов 2, 5, 7 пункта 2 статьи 2 Закона N 38-ФЗ, данный Федеральный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера; на информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке.
Статьями 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N2300-1) установлена обязанность продавца доводить до сведения потребителей фирменное наименование своей организации, место нахождения, режим работы, а также необходимую и достоверную информацию о реализуемых товарах.
Работа на АЗС организуется в соответствии с Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.08.2001 N 229.
В данных Правилах определено, что на АЗС должна быть размещена информация, в том числе о реализуемой продукции (ее перечень) с указанием розничных цен и оказываемых услуг, включая услуги по заправке автотранспортных средств работниками АЗС. Допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зданиях, сооружениях, конструкциях АЗС, установка флагштоков с фирменными вымпелами, флагами организации. Нанесенные фирменные знаки, символы и т.д., установленные флагштоки с вымпелами, флагами не должны нарушать условий безопасности эксплуатации АЗС. Вся информация должна быть хорошо различима и читаема. Информация выполняется на русском языке. По усмотрению руководства АЗС информация может быть выполнена дополнительно на языках национального или межгосударственного общения (пункты 3.1, 3.3 Правил).
В пунктах 1.2, 1.3 Правил указано следующее: положения и требования настоящего документа распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые АЗС, которые осуществляют обеспечение нефтепродуктами владельцев транспортных средств, водителей специального автотранспорта и автотранспорта специального назначения, а также для удовлетворения собственных нужд организаций и индивидуальных предпринимателей. Требования Правил обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС.
Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" АЗС отнесены к объектам дорожного сервиса. Спорная конструкция, в том числе, предоставляет клиентам АЗС информацию, позволяющую заблаговременно произвести безопасный маневр по подъезду к АЗС в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации.
Отсутствие на флаге информации о режиме работы и месте нахождения организации не делает надпись "Роснефть" рекламой, спорная конструкция находится непосредственно в месте оказания услуг, по адресу, где располагается АЗС, заранее была учтена при проектировании всей АЗС согласно представленной в дело экспликации зданий и сооружений.
Материалами дела подтверждено, что заявитель, являясь дочерним обществом ОАО "НК "Роснефть", одновременно на основании лицензионного договора является лицензиатом товарного знака "РОСНЕФТЬ".
Согласно разъяснению, данному в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Таким образом, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что размещенная непосредственно на территории АЗС конструкция в виде флага, содержащая исключительно информацию - "Роснефть", с учетом содержания и характера восприятия данной информации, специфики деятельности АЗС в настоящем случае рекламой не является, в связи с чем заявленное по делу требование удовлетворено правомерно.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы отклоняются как неосновательные по изложенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2015 по делу N А56-17113/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17113/2014
Истец: ООО "РН-Трейд"
Ответчик: Коитет по печати и взаимодействию со средствами массовой инфрации