город Ростов-на-Дону |
|
08 июня 2015 г. |
дело N А32-46952/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2015 по делу N А32-46952/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис"
к государственному унитарному предприятию Краснодарского края "Северо-восточная водная управляющая компания "Курганинский групповой водопровод"; Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования г. Армавир
при участии третьего лица - Управления по закупкам для муниципальных нужд администрации муниципального образования г. Армавир
о признании недействительным протокола рассмотрения заявок, контракта,
принятое в составе судьи Гречко О.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (далее - ООО "Стройсервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к государственному унитарному предприятию Краснодарского края "Северо-восточная водная управляющая компания "Курганинский групповой водопровод" (далее - ГУП "Северо-восточная водная управляющая компания "Курганинский групповой водопровод"), Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования г. Армавир (далее - Управление ЖКХ г. Армавира) о признании действий заказчика - Управления ЖКХ г. Армавира при размещении заказа 0318300552914000883 незаконными и несоответствующими Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; признании недействительным протокола N ЭА-719 (0318300552914000883) рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 08.12.2014; признании недействительным контракта от 19.12.2014 N 0118300029614000052, заключенного с ГУП "Северо-восточная водная управляющая компания "Курганинский групповой водопровод", прекращении действия контракта в неисполненной части (с учетом уточнения первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по закупкам для муниципальных нужд администрации муниципального образования г. Армавир.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 08.12.2014 соответствует требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). На момент принятия искового заявления ООО "Стройсервис" государственный контракт был подписан. К моменту рассмотрения дела контракт частично исполнен, признание контракта недействительным не повлечет восстановление прав заявителя. Размещение 04.12.2014 в 18 час. 59 мин. информации о том, что срок окончания подачи заявок перенесен на 05.12.2014 до 09 час. осуществлено с нарушением положения Закона N 44-ФЗ.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Стройсервис" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 10.03.2015 отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что обладало признаками участника закупки и выполнило все подготовительные мероприятия, обеспечивающие возможность подачи заявки и участия в электронном аукционе. Заказчик при размещении заказа нарушил положения ч. 6 ст. 63 и ч. 6 ст. 65 Закона N 44-ФЗ, что привело к нарушению прав потенциальных участников размещения заказа на подачу заявки. Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что на момент принятия искового заявления оспаривание такого контракта по основаниям, установленным Законом N 44-ФЗ, не допускалось.
В отзыве на апелляционную жалобу ГУП "Северо-восточная водная управляющая компания "Курганинский групповой водопровод" просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то обстоятельство, что ООО "Стройсервис" не являлось стороной сделки, права и интересы общества заключением контракта не нарушены, следовательно, общество не имело правовых основании для оспаривания действия заказчика и результатов торгов.
Управление ЖКХ г. Армавира в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что ООО "Стройсервис" не подавало заявку на участие в аукционе. На момент подачи иска государственный контракт по итогам торгов был заключен и частично исполнен. Истцом не доказан факт нарушения его прав и законных интересов.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
В судебном заседании 02.06.2015 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлено протокольное определение о перерыве до 03.06.2015. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с заявкой на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) N 51 от 14 ноября 2014 года на выполнение работ по капитальному ремонту аварийных участков водопроводов д. 500 мм по улице Комсомольской (от ул. Пугачева до ул. Горького) и по улице Горького (от ул. Комсомольской до ул. Р.Люксембург), поданной муниципальным заказчиком - Управлением ЖКХ г. Армавира, уполномоченным органом - Управлением по закупкам для муниципальных нужд администрации муниципального образования город Армавир на официальном сайте размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0318300552914000883, а также размещена документация электронного аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта 14 175 844,45 руб.
На участие в указанном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту аварийных участков водопроводов д.500 мм по улице Комсомольской (от ул.Пугачева до ул. Горького) и по улице Горького (от ул. Комсомольской до ул.Р.Люксембург) подана одна заявка ГУП "Северо-восточная водная управляющая компания "Курганинский групповой водопровод".
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N ЭА-719 (0318300552914000883) рассмотрения от 08.12.2014 заявка предприятия признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ.
На основании указанного протокола с единственным участником заключен контракт от 19.12.2014 N 0118300029614000052.
Полагая, что действия заказчика при размещении заказа N 0318300552914000883 являются незаконными, а протокол рассмотрения заявки от 08.12.2014 и контракт от 19.12.2014 - недействительными, ООО "Стройсервис" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 2 статьи 24 Закона 44-ФЗ к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отнесен, в том числе, аукцион в электронной форме.
Под аукционом в электронной форме понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 63 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В информационной карте документации об аукционе изначально была установлена дата начала срока подачи заявок участником электронного аукциона - 19 ноября 2014 года, а дата окончания срока подачи заявок участником электронного аукциона - 4 декабря 2014 года 9:00 ч.
На официальном сайте 04.12.2014 в 18 час. 59 мин. заказчиком размещена информация о том, что срок окончания подачи заявок перенесен на 05.12.2014 - 09-00 час.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заказчиком допущено нарушение сроков, установленных ч. 6 ст. 63 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 4 статьи 105 Закона N 44-ФЗ обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе.
В пункте 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Признание торгов недействительными должно привести к восстановлению нарушенных прав и интересов лица, предъявившего соответствующий иск (определение Конституционного суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 739-О-О, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 12573/11 и от 29.01.2013 N 11604/12).
Материалы дела свидетельствуют о том, что с рассматриваемыми требованиями истец обратился с целью восстановления нарушенного права на участие в торгах по продаже права на выполнение работ по капитальному ремонту аварийных участков водопроводов д.500 мм по улице Комсомольской (от ул.Пугачева до ул. Горького) и по улице Горького (от ул. Комсомольской до ул.Р.Люксембург). Однако повторное проведение открытых торгов в отношении указанного лота невозможно. Сама по себе констатация недействительности состоявшихся торгов (заключенного ответчиками договора) не защитит нарушенное право заявителя (не восстановит его законный интерес, состоящий в повторном проведении (с его участием) аукциона.
Судом установлено и материалами дела подтверждается факт заключения 19.12.2014 контракта по результатам аукциона и его исполнение на сумму 5 037 922 руб.
В связи с невозможностью применения судом реституции торги, а также заключенная по их результатам сделка, не могут быть признаны недействительными, поскольку удовлетворение таких требований не повлечет преследуемых ООО "Стройсервис" правовых последствий и не приведет к реальному восстановлению прав истца.
Поскольку удовлетворение требований о признании недействительными торгов (заключенного по результатам публичных процедур контракта от 19.12.2014) не способно привести к реальному восстановлению прав и законных интересов истца, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционных жалоб отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2015 по делу N А32-46952/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46952/2014
Истец: ООО "СТРОЙСЕРВИС"
Ответчик: ГУП КК СВ ВУК "Курганинский групповой водопровод", ГУП КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ ВОДНАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КУРГАНИНСКИЙ ГРУППОВОЙ ВОДОПРОВОД", Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования г. Армавир, Управление ЖКХ администрации МО Армавир
Третье лицо: Управление по закупкам для муниципальных нужд администрации МО г. Армавир, Управление по закупкам для муниципальных нужд администрации муниципального образования г. Армавир, Управление Росреестра по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6521/15
08.06.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7425/15
24.03.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3197/15
10.03.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-46952/14