г. Воронеж |
|
04 июня 2015 г. |
Дело N А35-5324/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутыриной Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Инжстройсервис": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от собрания депутатов Амосовского сельсовета Медвенского района: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от автономной некоммерческой организации "Водоснабжение муниципального образования "Амосовский сельсовет" Медвенского района: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации Амосовского сельсовета Медвенского района: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от УФАС по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инжстройсервис" на решение Арбитражного суда Курской области от 13.03.2015 по делу N А35-5324/2014 (судья Арцыбашева Т.Ю.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инжстройсервис" (ОГРН 1114611000492, ИНН 4611011684) к собранию депутатов Амосовского сельсовета Медвенского района (ОГРН 1124600001756, ИНН 4619998039), при участии третьих лиц: автономной некоммерческой организации "Водоснабжение муниципального образования "Амосовский сельсовет" Медвенского района, Администрации Амосовского сельсовета Медвенского района, УФАС по Курской области о признании недействительным решения собрания депутатов Амосовского сельсовета Медвенского района от 19.02.2013 N 16/72,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Инжстройсервис" (далее - Общество, ООО "Инжстройсервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением к собранию депутатов Амосовского сельсовета Медвенского района о признании недействительным решения собрания депутатов от 19.02.2013 N 16/72 "О предоставлении имущества в безвозмездное пользование" (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Курской области от 13.03.2015, принятым по настоящему по делу, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее заявитель указывает на то, что оспариваемое решение собрания депутатов N 16/72 от 19.02.2013 было принято за рамками полномочий и компетенции последнего. Нормы действующего законодательства предусматривают, что при имущественной поддержке соответствующей некоммерческой организации необходимо включение имущества в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц. Данный перечень подлежит обязательному опубликованию. Однако доказательств включения спорного имущества в указанный перечень не представлено. Органами местного самоуправления Амосовского сельсовета деятельность по обеспечению населения Амосовского сельсовета питьевой водой к социально ориентированной не отнесена. Оспариваемое решение собрания депутатов N 16/72 от 19.02.2013 нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данное лицо явку своего представителя в судебное заседание апелляционного суда не обеспечило.
Другие лица, участвующие в деле, отзывы в суд апелляционной инстанции не представили, доводы жалобы не оспорили, явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ рассматривалась в отсутствие их представителей.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно протоколу от 21.03.2012 N 30 оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе ООО "Инжстройсервис" было признано победителем в конкурсе на право заключения договора аренды муниципального имущества (сооружения водоснабжения) Администрации Амосовского сельсовета Медвенского района Курской области, предназначенного для водоснабжения указанного муниципального образования.
Между Администрацией Амосовского сельсовета Медвенского района Курской области и ООО "Инжстройсервис" 07.04.2012 был заключен договор аренды сооружений водоснабжения. Срок договора составил 364 дня с момента заключения.
Письмом от 27.12.2012 N 934 Администрация Амосовского сельсовета уведомила Общество на основании пункт 1.2. договора аренды муниципального имущества (сооружения водоснабжения) от 17.04.2012 N 3 и статьи 450 ГК РФ о расторжении вышеуказанного договора с 05.04.2013.
Собранием депутатов Амосовского сельсовета Медвенского района Курской области 19.02.2013 принято решение N 16/72, согласно которому автономной некоммерческой организации "Водоснабжение муниципального образования "Амосовский сельсовет" Медвенского района" с 06.04.2013 подлежит передаче в безвозмездное пользование муниципальное имущество (сооружения водоснабжения) Администрации Амосовского сельсовета Медвенского района Курской области.
19.03.2013 письмом за исх.N 25 Общество уведомило Администрацию Амосовского сельсовета о желании заключить договор аренды на новый срок.
Полагая, что принятое собранием депутатов Амосовского сельсовета Медвенского района Курской области решение от 19.02.2013 N 16/72 является недействительным и нарушает законные интересы ООО "Инжстройсервис", последнее обратилось в арбитражный суд с рассмотренным требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области пришел к выводу о том, что оспариваемое решение собрания депутатов Амосовского сельсовета Медвенского района Курской области от 19.02.2013 N 16/72 не противоречит нормам действующего законодательства.
Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом основаниями для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно их несоответствие закону и нарушение указанными ненормативными актами, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.2 ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (ч.1 ст. 7 Закона N 131-ФЗ).
К вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, и владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (ч.3 ст. 14 Закона N 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст.34 Закона N 131-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входит, в том числе, устав муниципального образования.
В силу ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уставом муниципального образования должны определяться, в том числе: перечень вопросов местного значения; наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.
В соответствии со ст.3 Устава Амосовского сельсовета Медвенского района Курской (далее - Устав) к вопросам местного значения Амосовского сельсовета относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Амосовского сельсовета.
Согласно ст. 4 Устава органами местного самоуправления Амосовского сельсовета, в том числе, является представительный орган муниципального собрания - собрание депутатов Амосовского сельсовета Медвенского района.
Статьей 6 Устава предусмотрено, что по вопросам местного значения населением Амосовского сельсовета непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты Амосовского сельсовета.
В систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, Устав Амосовского сельсовета, решения собрания депутатов Амосовского сельсовета Медвенского района.
Статьей 22 Устава определены полномочия собрания депутатов, в число которых также входит определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Более того как определено ст.2 Устава перечень полномочий собрания депутатов не является закрытым.
Статьей 33 Устава определено, что Администрация Амосовского сельсовета Медвенского района, в том числе, обеспечивает исполнительно - распорядительные функции по решению вопрос местного значения Амосовского сельсовета, осуществляет управление имуществом, находящимся в собственности Амосовского сельсовета, в случаях и порядке, установленных представительным органом.
Как указано в п. 4 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона (п.2.1 ст. 2 Закона N 7-ФЗ).
Статьей 31.1 Закона N 7-ФЗ установлены условия, при которых органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям.
Частью 2 названной статьи указано, что для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с предусмотренными настоящей статьей видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.
Таким образом, перечень видов деятельности, закрепленный в ч. 1 ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ, осуществление которых позволяет отнести организацию, их осуществляющую к социально - ориентированной не является исчерпывающим, поскольку могут устанавливаться и иные виды деятельности, направленные на решение социальных проблем.
В силу ч.3 ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется, в том числе, в следующих видах: финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций.
Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению (ч. 6 ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).
Как следует из Устава АНО "Водоснабжение МО "Амосовского сельсовета" (далее - Устав) организация является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольных имущественных взносов учредителей в целях обеспечения питьевой водой население Амосовского сельсовета.
В соответствии с п. 1.4 Устава организация не ставит своей целью извлечение прибыли при осуществлении деятельности, направленной на достижение установленных целей.
Пунктом 1.6. Устава предусмотрено, что Общество вправе заниматься предпринимательской деятельностью и иной приносящей доход деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых она создана.
В соответствии с п. 2.2 Устава основной целью деятельности организации является обеспечение населения Амосовского сельсовета питьевой водой.
В силу с п. 2.3 Устава для достижения указанного в п. 2.2 настоящего устава предметом деятельности, организация является осуществляющей меры организационного, координационного, благотворительного характера по полному или частичному инвестированию и других сферах хозяйственной деятельности, направленной на снижение себестоимости воды. А также:
- осуществляет ремонт и содержание водоразборных скважин и водопроводной сети;
- осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, связанную с эксплуатацией водопроводных систем;
- осуществлять сбор средств от населения и организацией, пользующихся водой для организации успешного финансирования водопроводной сети в соответствии с действующим законодательством РФ.
Как верно отметил суд области с учетом изложенного, полученная организацией прибыль не подлежит распределению между учредителями, участниками, а направлена на осуществление целей, для которых данная организация создана, т.е. обеспечение сельского населения качественными услугами водоснабжения по минимальной цене.
Учитывая, что пресная питьевая вода является невосполнимым природным ресурсом и важнейшим биологически значимым элементом, следует, что деятельность по снабжению населения водой, необходимой организму человека или животного для обеспечения нормальной жизнедеятельности, по своей сути, направлена на удовлетворение социально-значимой потребности и в связи с этим, является социально ориентированной.
При таких обстоятельствах, вывод суда области о том, что при принятии оспариваемого решения совет депутатов был вправе исходить из наличия признаков и условий для отнесения АНО "Водоснабжение муниципального образования "Амосовский сельсовет" Медвенского района" к социально -ориентированной некоммерческой организации.
Более того, как усматривается из материалов дела, с целью соблюдения антимонопольного законодательства Администрация Амосовского сельсовета обращалась в антимонопольный орган с соответствующим запросом от 17.01.2013 исх. N 40 о необходимости согласования предоставления в безвозмездное пользование муниципального имущества - водопроводных сетей, расположенных на территории муниципального образования, без проведения торгов.
Письмом от 25.01.2013 N 205 УФАС России по Курской области разъяснил, что из представленных документов, усматривается, что АНО "Водоснабжение муниципального образования "Амосовский сельсовет" является некоммерческой организацией, созданной для осуществления социального значимого вида деятельности по обеспечению жителей Амосовского сельсовета питьевой водой. При этом организация не ставит перед собой целью извлечение прибыли для достижения указанной цели, а в числе прочих осуществляет меры благотворительного характера, направленные на снижение себестоимости воды при оказании данного вида услуг. Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что возможно заключение договора безвозмездного пользования с АНО "Водоснабжение МО "Амосовский сельсовет" без проведения торгов в силу прямого указания ФЗ "О защите конкуренции" (п. 4 ч. 1 ст. 17.1).
В связи с изложенным, вывод суда области об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства принятием оспариваемого решения собранием депутатов апелляционным судом также признается правомерным.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований на законных основаниях.
Доводы заявителя жалобы о том, что нормы действующего законодательства предусматривают, что при имущественной поддержки соответствующей некоммерческой организации необходимо включение имущества в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, данный перечень подлежит обязательному опубликованию, однако доказательств включения спорного имущества в указанный перечень не представлено, отклоняются апелляционным судом, поскольку ч.7 ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ определено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, то есть данное обстоятельство является правом, а не обязанностью компетентного органа. Наличие либо отсутствие такого перечня в данном случае не имеет правового значения.
Довод заявителя жалобы о том, что оспариваемое решение собрания депутатов N 16/72 состоялось 19.02.2013, а в этот период имущество находилось в аренде ООО "Инжстройсервис", то есть не было свободно от прав третьих лиц, отклоняется апелляционной коллегией за несостоятельность, поскольку, как указано в самом решении, последнее вступает в силу с 06.04.2013, то есть с момента окончания срока действия договора аренды сооружений водоснабжения от 07.04.2012 (срок договора - 364 дня с момента заключения). Как и каким образом данный факт нарушает права Общества, последним не указывается. Более того, нормами действующего законодательства не предусматривается безусловной обязанности собственника объекта недвижимости по истечению срока соответствующего договора аренды, перезаключать последний на новый срок (принимая во внимание, что договором аренды от 07.04.2012 такая обязанность арендодателя не предусмотрена).
Ссылка заявителя жалобы на то, что п.2 ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ предусмотрена возможность установления других социально ориентированных видов деятельности при соблюдении условии, а именно: эти виды должны быть направлены на решение социальных проблем, развитие гражданского общества; должны быть предусмотрены федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными актами представительных органов муниципальных образований, отклоняется апелляционным судом, поскольку п.2 ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ не предусматривает каких - либо условий относительно признания соответствующих видов деятельности в качестве социально ориентированных.
Довод Общества о том, что органами местного самоуправления Амосовского сельсовета деятельность по обеспечению населения Амосовского сельсовета питьевой водой к социальной ориентированной не отнесена, также отклоняется апелляционной инстанцией за несостоятельностью, поскольку ни нормами Закона N 7-ФЗ, ни нормами Закона N 131-ФЗ безусловная обязанность компетентных органов относить те или иные виды деятельности к социально ориентированным не определена.
Апелляционный суд не может принять во внимание как основание для отмены судебного акта довод заявителя жалобы о том, что оспариваемое решение собрания депутатов N 16/72 от 19.02.2013 было принято за рамками полномочий и компетенции последнего, поскольку данный довод не подтверждает нарушение прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что необходимо при принятии решения о признании оспариваемого акта незаконным.
Иные доводы апелляционной жалобы, исследованные судом апелляционной инстанции, фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были предметом исследования и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Принимая во внимание, что заявителем при подаче жалобы платежным поручением N 165 от 13.04.2015 была уплачена государственная пошлина в сумме 3000 рублей, то ООО "Инжстройсервис" следует выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 1500 рублей.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 13.03.2015 по делу N А35-5324/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-5324/2014
Истец: ООО "Инжстройсервис"
Ответчик: Администрация Амосовского сельсовета Медвенского района
Третье лицо: АНО " Волоснабжение муниципального образования "Амосовский сельсовет" Медвенского района, Собрание депутатов Амосовкого сельсовета Медвенского района, УФАС по Курской области