г. Вологда |
|
09 июня 2015 г. |
Дело N А13-13425/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 июня 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению Нестеренко А.А. по доверенности от 18.05.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского поселения города Бабаево на решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 февраля 2015 года по делу N А13-13425/2014 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению (ОГРН 1037739877295; ИНН 7708503727; место нахождения: 107174, город Москва, улица Новая Басманная, дом 2; далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Администрации городского поселения города Бабаево (место нахождения: 162480, Вологодская область, город Бабаево, улица Ленина, дом 52; ИНН 3501003181, ОГРН 1053500444227; далее - администрация) о признании недействительным постановления от 17.06.2014 N 137 "Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения г. Бабаево" в части пунктов 3 и 4 (с учетом уточнения требований, принятого судом), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального унитарного предприятия "Водоснабжения и водоотведения" (место нахождения: 162480, Вологодская область, город Бабаево, улица Стружкина, дом 36; ОГРН 1023501689859, ИНН 3501000166; далее - предприятие).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 10 февраля 2015 года заявленные требования удовлетворены. Кроме того, с администрации в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что государственные органы согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды. Отмечает, что решение администрации о наделении организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, статусом гарантирующих поставщиков принималось на основании фактически осуществляемого водоснабжения и эксплуатации водопроводных сетей с установлением зоны их деятельности, что подтверждено справкой заявителя. Ссылается на то, что заявитель препятствовал проведению инвентаризации.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу отклонило доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От предприятия отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Администрация и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, пояснил, что ОАО "РЖД" действительно осуществляет водоснабжение по всем объектам, указанным в постановлении, так как они так или иначе связаны с железной дорогой за исключением одного ошибочно указанного адреса, но количество абонентов не является наибольшим, инвентаризация до вынесения оспариваемого постановления не проводилась.
Заслушав представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, с целью организации надлежащего и бесперебойного централизованного водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения г. Бабаево администрацией принято постановление от 17.06.2014 N 137 "Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения г. Бабаево", согласно пункту 3 которого статусом гарантирующей организации в сфере централизованного водоснабжения наделено ОАО "РЖД" Октябрьская дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение центральной дирекции по тепловодоснабжению. В пункте 4 названного постановления определена зона деятельности гарантирующей организации ОАО "РЖД" Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению - структурное подразделение центральной дирекции по тепловодоснабжению, водоснабжение домов: ул. Окружная д. 14 (котельная N 3), Площадь революции дома N 7, 4а, ул. Юных Пионеров д. 6 (д/с N 1), ул. Ухтомского дома N 3, 5, 5а, 7, 7а, 8, 8а, 8б, 9, 10а, 11, 13, 13а, 14, 15, 16, 17, 17а, 18, 19, 19а, 20, 21, 21а, 22, 23, 24, 25, 28, 30, 32, 38, 40, 42, 44, ул. Железнодорожная дома N 19, 19а, 19б, Привокзальная площадь д. N 1 (КДЦ), 1а (ж/д вокзал), все здания и сооружения ООО "РЖД".
Общество не согласилось с постановлением в указанной части и обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), пункта 4 части 1 статьи 4 Устава городского поселения город Бабаево, принятого решением Совета поселения г. Бабаево Бабаевского муниципального района от 03.08.20105 N 6 (далее - Устав г. Бабаево), к вопросам местного значения городского поселения г. Бабаево относятся организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Администрация является постоянно действующим исполнительным органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения поселения (часть 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ, часть 1 статьи 29 Устава г. Бабаево).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
В силу части 2 статьи 12 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В понятие водоснабжение в соответствии со статьей 2 Закона N 416-ФЗ входит водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4); гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 6); централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (пункт 29); нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (пункт 13); организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (пункт 15).
Таким образом, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод обжалуемого решения о том, что законом определены критерии наделения организации водопроводно-канализационного хозяйства статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и по водоотведению: организация должна эксплуатировать централизованные водопроводные и канализационные сети, к которым должно быть присоединено наибольшее количество абонентов по сравнению с иными организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Закон N 416-ФЗ вступил в силу с 01.01.2013 в связи с чем частью 2 статьи 42 названного Закона предусмотрено, что до 01 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
Таким образом, установлению гарантирующей организации предшествует инвентаризация водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении, утверждение схемы водоснабжения и водоотведения, гарантирующий поставщик определяется на основании результатов инвентаризации с учетом сложившихся фактических отношений.
По материалам дела к моменту принятия оспариваемого постановления инвентаризация водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении, администрацией г. Бабаево в полном объеме не проведена.
Довод жалобы о том, что проведение инвентаризации подтверждают инвентаризационная опись основных средств, находящихся на праве хозяйственного ведения у МУП "Водоснабжения и водоотведения", от 19.01.2011 N 2, Схема водоснабжения и водоотведения городского поселения г. Бабаево, утвержденная постановлением администрации г. Бабаево от 26.05.2014 N 107 подлежит отклонению, так как опись не отвечает требованиям части 2 статьи 42 Закона N 416-ФЗ, отражает состояние водопроводных и канализационных сетей находящихся на праве хозяйственного ведения у предприятия, а Схема водоснабжения и водоотведения городского поселения г. Бабаево не содержит сведений о проведении инвентаризации сетей. При этом из содержания схемы следует, что централизованное водоснабжение города обеспечивает муниципальное предприятие, Волховстроевская дистанция гражданских сооружений ОЖД имеет в Бабаево 2 эксплуатационные скважины. Сети железнодорожного водопровода имеют врезку в коммунальный водопровод, но в настоящее время она не используется.
Таким образом, суд апелляционной инстанции разделяет вывод обжалуемого решения о том, что администрацией г. Бабаево не соблюдена процедура определения гарантирующей организации. При этом администрацией не представлено иных доказательств соответствия ОАО "РЖД" Октябрьская дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение центральная дирекция по тепловодоснабжению критериям, необходимым для наделения ее статусом гарантирующей организации в сфере централизованного водоснабжения городского поселения г. Бабаево в установленной зоне деятельности согласно требованиям части 2 статьи 12 Закона N 416-ФЗ.
Поскольку наделение ОАО "РЖД" статусом гарантирующей организации повлечет возложение на него обязанностей, предусмотренных Законом N 416-ФЗ для гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе обязанность по заключению и исполнению договоров с лицами, чьи объекты присоединены к водопроводным и канализационным сетям, обществу не принадлежащих, возлагает на него обязанности, не свойственные целям и задачам, определенным его Уставом, следует признать, что оно нарушает права и законные интересы общества.
Следовательно, пункты 3 и 4 постановления администрации г. Бабаево от 17.06.2014 N 137 правомерно признаны недействительными судом первой инстанции.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 настоящего кодекса.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы администрации отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации она освобождена от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 февраля 2015 года по делу N А13-13425/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского поселения города Бабаево - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-13425/2014
Истец: ОАО "РЖД" Октябрьская дирекция по тепловодоснабжению-структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению-филиала ОАО "РЖД"
Ответчик: Администрация городского поселения г. Бабаево
Третье лицо: МУП "Водоснабжения и водоотведения"