г. Ессентуки |
|
08 июня 2015 г. |
Дело N А63-11375/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Годило Н.Н. и Джамбулатова С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Погосовой А.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Предгорного муниципального района, Ставропольский край (ст. Ессентукская, ОГРН 1042600041802), на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.03.2015 по делу N А63-11375/2014,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Мануйлов Николай Викторович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района (далее - управление), администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края (далее - администрация) о признании незаконным бездействия заинтересованных лиц, выразившегося в непроведении торгов на право заключения договора аренды в отношении земельного участка площадью 100 кв.м, расположенного в границах земель населенного пункта муниципального образования Нежинского сельсовета, по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, пос. Нежинский, район рынка, для целей размещения торгового павильона.
Заявление мотивировано необоснованным уклонением заинтересованных лиц от проведения торгов по продаже права аренды при наличии информации о наличии нескольких претендентов на земельный участок.
Решением от 06.03.2015 требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие администрации и управления, выразившееся в непринятии решения и непроведении торгов на право заключения договора аренды в отношении земельного участка площадью 100 кв. м, по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, в границах муниципального образования Нежинского сельсовета, п. Нежинский, район рынка, ул. Рыночная, 8, для целей размещения торгового павильона, а также обязал заинтересованных лиц организовать проведение торгов и по результатам выполнения необходимых процедур и согласований принять решение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды в отношении земельного участка площадью 100 кв. м, по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, в границах муниципального образования Нежинского сельсовета, п. Нежинский, район рынка, ул. Рыночная, 8, для целей размещения торгового павильона. При этом управление обязал в целях проведения торгов по продаже права аренды в отношении земельного участка площадью 100 кв. м, по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, в границах муниципального образования Нежинского сельсовета, п. Нежинский, район рынка, ул. Рыночная, 8 выполнить мероприятия согласно пунктам 3.1.2, 3.1.3 Положения об управлении имущественных отношений, а именно: выступить заказчиком кадастровых работ, оценочных услуг; осуществить согласование границ земельного участка в составе межевого плана; обеспечить подачу заявления об учете земельного участка в ГКН; осуществить информационное обеспечение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды в отношении земельного участка.
Не согласившись с указанным решением, администрация подала апелляционную жалобу, в которой просила отменить решение суда от 06.03.2015 в части удовлетворения заявленных требований, сославшись на тот факт, что администрация неправомочна распоряжаться спорным участком, в связи с чем решение суда неисполнимо.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители лиц, участвующих в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела и оценив представленные суду доказательства, приходит к следующему выводу.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фартукова О.А., проживающая по адресу п. Нежинский, д. 53, кв. 20, обратилась к главе администрации муниципального района с заявлением от 22.04.2014, в котором просила предоставить ей в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 100 кв.м в районе дома N 31, в границах муниципального образования Нежинского сельсовета, согласно прилагаемому ситуационному плану, для использования в целях размещения торгового павильона.
На основании заявления Фартуковой О.А. управление имущественных отношений в газете "Искра" от 09.07.2014 N 53 опубликовало информационное сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для размещения торгового павильона, из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, в границах муниципального образования Нежинского сельсовета, п. Нежинский, район рынка, ул. Рыночная, 8, площадью 100 кв. м. Согласно публикации желающие приобрести право аренды земельного участка в течение месяца с даты публикации могли обращаться в управление имущественных отношений.
На основании информационного сообщения предприниматель 27.07.2014 обратился в администрацию муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка, в котором просил предоставить ему в аренду земельный участок для размещения торгового павильона. Заявление содержало ссылку на объявление в газете "Искра" от 09.07.2014.
С аналогичными заявлениями о предоставлении в аренду земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, в границах муниципального образования Нежинского сельсовета, п. Нежинский, район рынка, ул. Рыночная, 8, площадью 100 кв.м, для размещения торгового павильона (согласно объявлению в газете "Искра" от 09.07.2014) в управление имущественных отношений и в администрацию муниципального района обратились: Чернышов В.Н. -14.07.2014, Решетов И.А. - 17.07.2014; Шепилов А.В. - 30.07.2014; Веревкин А.В. -07.08.2014; Дорошенко Н.В. - 01.08.2014.
В письмах от 28.07.2014 N 1833/01-08 и 01.08.2014 N 1918/01-08 управление по имуществу сообщило Чернышову В.Н. и Фартуковой О.А. о том, что в связи с наличием более одного заявления о предоставлении земельного участка приобретение права аренды на спорный земельный участок будет выставлено на аукцион согласно земельному законодательству. Дата и порядок проведения аукциона будут опубликованы в газете "Искра" и на сайте администрации муниципального района.
Также в письме от 03.09.2014 N 2271/01-08 управление по имуществу сообщило Мануйлову Н.В. о том, что со стороны заявителя имеет место заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), выразившееся в создании конкуренции, без намерения приобретения земельного участка, в связи с этим заявление предпринимателя не подлежит удовлетворению. Письма аналогичного содержания 03.09.2014 направлялись управлением по имуществу в адреса Шепилова А.В., Веревкина А.В., Дорошенко Н.В.
Полагая, что при наличии нескольких заявок право аренды на спорный земельный участок должно быть выставлено на торги, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ гражданин вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения заявления необходимо одновременное наличие следующих условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону (иным нормативным правовым актам) и нарушение ими прав (интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 Земельного кодекса, которой установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, в связи с чем, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве, и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в уполномоченный на распоряжение участком орган заявление, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, статьей 34 Земельного кодекса не урегулирован.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам, предусмотренным статьей 34 Земельного кодекса. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Судом установлено, что на земельный участок площадью 100 кв.м, по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, в границах муниципального образования Нежинского сельсовета, п. Нежинский, район рынка, ул. Рыночная, 8, для целей размещения торгового павильона имеется несколько заявок, в связи с этим предоставление в аренду земельного участка должно производиться с использованием публичных процедур (на торгах).
Однако судом первой инстанции установлено, что с июля 2014 года заинтересованными лицами не принято необходимых и достаточных мер, направленных на организацию проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Порядок приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) урегулирован статьей 38 Земельного кодекса. В указанной норме закреплено, что предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого участка (пункт 1). В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация (пункт 2). Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка (пункт 3). Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом (пункт 4).
Также во исполнение пункта 4 статьи 38 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации издано постановление от 11 ноября 2002 года N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", которым утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - постановление Правительства N 808).
Подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства N 808 организация торгов возложена на орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, или специализированную организацию, действующую на основании договора с ними.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 постановления Правительства N 808 орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков, определяют на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения ("шаг аукциона") при проведении торгов в форме аукциона, а также размер задатка.
Между тем материалами дела подтверждается, что земельный участок, информация о предстоящем предоставлении которого опубликована в газете "Искра" от 09.07.2014, до настоящего времени не сформирован в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса. Отсутствуют в деле и доказательства того, что уполномоченными органами в разумные сроки осуществлены иные мероприятия (процедуры), предусмотренные пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса, постановлением Правительства N 808 (в том числе определение разрешенного использования земельного участка, определение начального размер арендной платы, принятие решения о проведении торгов и опубликование соответствующего сообщения).
При этом органами местного самоуправления не представлено доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих заинтересованным лицам совершить в разумные сроки действия, направленные на организацию проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Ссылка администрации на отсутствие у нее полномочий по распоряжению спорного земельного участка судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку согласно пункту 3.3.3 Положения об администрации Предгорного муниципального района, утвержденного решением Совета Предгорного муниципального района Ставропольского края от 22.02.2013 N 11, к полномочиям администрации муниципального района относится: заключение договоров купли-продажи и аренды земельных участков; обеспечение выбора и формирования земельных участков; организация и проведение торгов (аукционов, конкурсов) по продаже в собственность или на получение права на заключение договоров аренды земельных участков.
Также согласно пункту 3.1.2, 3.1.3 Положения об Управлении имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставрополь, утвержденного решением Совета Предгорного муниципального района Ставропольского края от 26.04.2013 N 26, управление имущественных отношений: выступает муниципальным заказчиком оказания услуг для муниципальных нужд Предгорного района, арендодателем имущества, находящегося в муниципальной собственности, в том числе земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена; обеспечивает и проводит оценку имущества, находящегося в муниципальной собственности; осуществляет предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, в аренду в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; осуществляет информационное обеспечение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов), в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
С учетом фактических обстоятельств дела, предмета спора, а также учитывая, что участок не поставлен на кадастровый учет, суд пришел к правильному выводу, что требования заявителя в настоящем случае подлежат восстановлению администрацией путем проведения процедуры предоставления спорного земельного участка с выставлением на торги права на заключение договора аренды данного земельного участка после завершения процедуры его формирования управлением.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании заявителем норм права, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Таким образом, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.03.2015 по делу N А63-11375/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.А. Бейтуганов |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-11375/2014
Истец: Мануйлов Николай Викторович
Ответчик: администрация Предгорного муниципального района Ставропольского края, УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Веревкин Алексей Викторович, Дорошенко Наталья Викторовна, Захарченя Олеся Николаевна, Решетов Иван Александрович, Фартукова Ольга Анатольевна, Чернышов Валерий Николаевич, Шепилов Андрей Васильевич, ИП Чернышов Валерий Николаевич, Ликкей Светлана Егоровна
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1653/15
18.04.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1653/15
08.06.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1653/15
06.03.2015 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-11375/14