город Омск |
|
08 июня 2015 г. |
Дело N А46-10262/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4285/2015) общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплектация" на решение Арбитражного суда Омской области от 03.03.2015 по делу N А46-10262/2014 (судья Ярковой С.В.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплектация" (ИНН 5503111919, ОГРН 1075503008063) к Министерству имущественных отношений Омской области (ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822) о признании незаконным Распоряжения от 06.05.2014 N 975-р "Об отказе в размещении объекта", обязании устранить нарушение, принять решение о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Управления дорожного хозяйства Омской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплектация" - Штоколов Станислав Анатольевич по доверенности б\н от 10.07.2014 сроком действия на 3 года, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; Грачев Денис Васильевич по доверенности б\н от 04.03.2014 сроком действия 3 года, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Министерства имущественных отношений Омской области - Магденко Александра Юрьевна по доверенности N 03-01/1074 от 05.02.2015 сроком действия по 31.12.2015, личность установлена на основании служебного удостоверения;
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска до перерыва - Бусс Светлана Анатольевна по доверенности N 37 от 27.05.2015 сроком действия на 1 год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; после перерыва представитель - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Управления дорожного хозяйства Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройкомплектация" (далее - заявитель, ООО "Стройкомплектация", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Омской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконным распоряжения от 06.05.2014 N 975-р "Об отказе в размещении объекта", обязании Министерства устранить нарушение, принять решение о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса и утверждении акта о выборе земельного участка согласно "Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства торгового комплекса по ул. Малая Островская в КАО г. Омска", утвержденной распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 15.12.2010 N 1112-р, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (далее - Департамент) и Управление дорожного хозяйства Омской области (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.03.2015 по делу N А46-10262/2014 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что изложенный в распоряжении Министерства N 975-р от 04.05.2014 отказ, мотивированный обременением испрашиваемого земельного участка правами третьих лиц, а также несоответствием размещения объекта Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, соответствует нормам действующего земельного законодательства, и не нарушает прав и законных интересов ООО "Стройкомплектация".
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Стройкомплектация" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, настаивая на незаконности мотивов отказа в размещении торгового комплекса на земельном участке, находящимся в собственности Омской области, с кадастровым номером 55:36:110225:2032, расположенном по ул. Малая Островская в КАО г. Омска, указал на необоснованность вывода Министерства о несоответствии размещения объекта Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, и расположении испрашиваемого земельного участка в двух территориальных зонах. По мнению подателя жалобы, испрашиваемый земельный участок площадью 6 675 кв.м. полностью находится в зоне объектов административно-делового и общественного назначения (ОД1-205). В обоснование данного довода Общество, ссылаясь на часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статью 87 Земельного кодекса Российской Федерации и Постановление Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 N 16576/11, указало на то, что земельный участок относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.
Кроме того, податель жалобы считает неправомерным отказ в размещении торгового комплекса на земельном участке с кадастровым номером 55:36:110225:2032 по мотиву обременения земельного участка правами третьих лиц, поскольку Общество повторно обратилось в Министерство с заявлением от 05.03.2014 вх. N 4391, и в течение 30 дневного срока, необходимого для принятия уполномоченным органом соответствующего решения, испрашиваемый земельный участок не был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования КУ Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области". Более того, на момент принятия обжалуемого судебного акта распоряжение Министерства от 16.04.2014 N 845-р, на основании которого КУ Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" был передан земельный участок в постоянное бессрочное пользование, было признано Арбитражным судом Омской области в рамках дела А46-10261/2014 от 20.01.2015 незаконным.
Министерством представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес лиц, участвующих в деле, в котором заинтересованное лицо не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В судебном заседании представитель ООО "Стройкомплектация" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Министерства возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в устном выступлении согласился с доводами, приведенными в апелляционной жалобе ООО "Стройкомплектация", просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Управление дорожного хозяйства Омской области, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об его отложении не заявило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
06.10.2010 ООО "Стройкомплектация" обратилось в Министерство имущественных отношений Омской области с заявлением об обеспечении выбора земельного участка примерной площадью 13 880 кв.м (+/-25кв.м) с предварительным согласование места размещения объекта для общественно - деловых целей под строительство торгового комплекса площадью 10 000 кв.м., из состава земельного участка, находящегося в собственности Омской области, с кадастровым номером 55: 36:110225:2032, расположенного по адресу в 215 м. юго - восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская област, г. Омск, Кировский АО, ул. Малая Островская, д. 29 (т.3 л.д. 4).
По вопросу обеспечения выбора земельного участка в 215 м. юго- восточнее жилого дома, по ул. Малая Островская, д. 29 в Кировском АО г. Омска для строительства общественно-торгового комплекса Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска письмом от 25.11.2010 N 06/13295 сообщил Министерству о возможности размещения торгового комплекса на земельном участке площадью 6 675 кв.м. вблизи строения N 29 по ул. Малая Островская в Кировском АО г. Омска (т. 2 л.д. 66).
12. 11.2011 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска направил в Министерство на утверждение акт о выборе земельного участка с приложением необходимой документации, в том числе технических условий подключения к сетям водоснабжения и канализации от N 2-1/2912-10 26.11.2010, информации о плате за подключение к сетям водоснабжения и канализации N 2-1/2913-10 от 26.11.2010, заключения о возможности электроснабжения от 26.11.2010 N 1.5/33-18/448, санитарно-эпидемиологического заключения с приложением, технических условий на электроснабжение ТУ -ОЭ/А-10396/10 (т.2 л.д. 66-76).
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска утвердил акт выбора земельного участка общей площадью 6 675 кв.м. и распоряжением 05.12.2010 N 1112-р утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 6 675 кв.м. с разрешенным использованием для строительства торгового комплекса по ул. Малая Островская в Кировском АО г. Омска (т. 2 л.д. 80).
В связи с тем, что по заявлению ООО "Стройкомплектация" не был обеспечен выбор земельного участка примерной площадью 13 880 кв.м (+/-25кв.м) с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства торгового комплекса, а были утверждены акт о выборе земельного участка и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 6 675 кв.м., ООО "Стройкомплектация" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства в предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства торгового комплекса по ул. Малая Островская в Кировском административном округе города Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1287/2011, принятым в результате рассмотрения указанное выше заявления ООО "Стройкомплектация", был признан незаконным отказ Министерства имущественных отношений Омской области в предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства торгового комплекса по ул. Малая Островская в КАО г. Омска. Суд первой инстанции обязал Министерство имущественных отношений Омской области устранить допущенное нарушение, принять решение о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса и утверждении акта о выборе земельного участка согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В ходе рассмотрения дела N А46-1287/2011 Арбитражный суд Омской области установив, что оспариваемый отказ в размещении объекта и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства объекта по улице Малая Островская в КАО г. Омска со ссылками на пункты 1, 4, 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок площадью 6 675 кв.м. полностью находится в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 02 25:2032, который находится в казне Омской области и ни за кем не закреплен, пришел к выводу о необоснованности применения Министерством подпунктов 3 и 4 пункта 4 и пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку испрашиваемый земельный участок площадью 6 675 кв.м. не был сформирован и поставлен на кадастровый учет, следовательно, проведение торгов в данном случае не требовалось ввиду выбора процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 по делу N А46-1287/2011 решение суда первой инстанции было отменено, принят новый судебный акт, которым признан незаконным отказ Министерства имущественных отношений Омской области в предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства торгового комплекса по ул. Малая Островская в КАО г. Омска. При этом требование ООО "Стройкомплектация" об обязании Министерства устранить допущенное нарушение и принять решение о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса и утверждении акта о выборе земельного участка не было удовлетворено, поскольку до рассмотрения апелляционной инстанцией настоящего дела земельный участок с кадастровым номером 55:36:110225:2032, местоположение которого установлено в 215 метрах юго-восточнее относительно жилого дома, имеющего адрес: г. Омск, ул. Малая Островская, дом 29, в состав которого входил испрашиваемый участок, 06.07.2012 был приобретен в собственность ООО "Стройкомплектация" по договору N КПЗ-36-02/2012, заключенному с Министерством имущественных отношений Омской области.
28.10.2013 по иску Прокурора города Омска указанный договор купли-продажи земельного участка был признан недействительным Кировским районным судом г. Омска. Решение было обжаловано в апелляционной инстанции Омского областного суда и вступило в силу 15.01.2014.
После исполнения решения Кировского районного суда г. Омска и внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности субъекта РФ - Омской области на земельный участок ООО "Стройкомплектация" обратилось с заявлением в Министерство имущественных отношений с просьбой предварительно согласовать место размещения объекта и утвердить акт о выборе земельного участка для строительства торгового комплекса по ул. Малая Островская в КАО г. Омска.
06.05.2014 Министерством издано Распоряжение "Об отказе в размещении объекта" N 975-р, которым Обществу отказано в размещении объекта в связи с обременением земельного участка правами третьих лиц, а также в связи с несоответствием размещения объекта Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201.
Полагая, что изложенный в распоряжении Министерства N 975-р от 04.05.2014 отказ противоречит нормам действующего земельного законодательства, нарушает права и законные интересы ООО "Стройкомплектация", последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
03.03.2015 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Исходя из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом лицо, обратившееся в арбитражный суд, па основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязано доказать факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми актами, действиями (бездействием).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов, в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Как установлено в пункте 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
По указанному заявлению орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из вышеназванных норм следует, что действующим земельным законодательством бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.
Пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Из пункта 10 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности Омской области, для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 07.06.2007 N 75-п, следует, что основаниями для отказа в размещении объекта являются:
1) несоответствие размещения объекта региональным нормативам градостроительного проектирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке соответствующих территорий;
2) отрицательное заключение уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных организаций;
3)наличие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе данного земельного участка в отношении другого лица;
4) обременение земельного участка правами третьих лиц.
Основанием для вынесения распоряжения от 06.05.2014 N 975-р "Об отказе в размещении объекта" послужило: во - первых, обременение земельного участка правами третьих лиц, во - вторых, несоответствие размещения объекта Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201.
Действительно, как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, на момент издания Министерством оспариваемого распоряжения от 06.05.2014 N 975-р "Об отказе в размещении объекта" распоряжением Министерства от 16.04.2014 N 845-р земельный участок с кадастровым номером 55:36:110225:2032 площадью 14047 кв.м. был предоставлен в постоянное бессрочное пользование КУ Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" (т.1 л.д. 144).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия 55-АБ N 229154 в отношении земельного участка кадастровым номером 55:36:110225:2032 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29.04.2014 зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области".
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Закрепившее основание возникновения права постоянного (бессрочного) пользования КУ Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" на земельный участок с кадастровым номером 55:36:110225:2032 распоряжение Министерство от 16.04.2014 N 845-р было оспорено ООО "Стройкомплектация" в июле 2014 года в рамках дела N А46-10261/2014.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.01.2015 по делу N А46-10261/2014 было признано недействительным распоряжение Министерства имущественных отношений Омской области от 16.04.2014 N 845-р "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, находящегося в собственности Омской области". Между тем Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу по делу N А46-10261/2014, резолютивная часть которого объявлена, 02.06.2015, решение Арбитражного суда Омской области от 20.01.2015 отменено, по делу вынесен новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Стройкомплектация" требований о признании недействительным распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от 16.04.2014 N 845-р.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что само право постоянного (бессрочного) пользования КУ Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" на земельный участок с кадастровым номером 55:36:110225:2032 не было оспорено ни в отдельном исковом производстве, ни в рамках дела N А46-10261/2014, следовательно, принадлежащее казенному учреждению право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 55:36:110225:2032 не было прекращено по предусмотренным законом основаниям, в связи с чем вывод Министерства об обременении земельного участка правами третьих лиц, положенный в основу оспариваемого распоряжения от 06.05.2014 N 975-р "Об отказе в размещении объекта", соответствует земельному законодательству, и правомерно был признан судом первой инстанции обоснованным.
Более того, при принятии обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно руководствовался вступившим в законную силу постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 по делу N А46-3004/2014, в котором изложен вывод о наличии у КУ "Управление дорожного хозяйства Омской области" права постоянного (бессрочного) пользования на названный земельный участок (абз.5 лист 10 Постановления) и о том, что данное зарегистрированное право не препятствует восстановлению заявителя в правах арендатора участка.
Таким образом, оценивая законность оспариваемого распоряжения по рассматриваемому основанию как на момент его вынесения, так и на момент принятия обжалуемого судебного акта, суд первой инстанции правомерно исходил из объективных обстоятельств наличия у КУ Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 55:36:110225:2032, препятствующего размещению на этом участке объекта заявителя.
Согласно оспариваемому распоряжению, самостоятельным основанием для отказа в размещении объекта послужил вывод Министерства о несоответствие размещения объекта Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201.
Как усматривается из материалов дела, Общество в 2010 году в своем заявлении просило обеспечить выбор земельного участка площадью 13 880 кв.м. в границах земельного участка областной собственности с кадастровым номером 55:36:110225:2032, общей площадью 14 047 кв.м., местоположение которого установлено в 215 м юго-восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Малая Островская, дом 29, для строительства торгового комплекса площадью 10 000 кв.м. (т.3 л.д. 4).
Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска осуществлен выбор земельного участка общей площадью 6 675 кв.м., а также распоряжением от 15.12.2010 N 1112-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Малая Островская в границах земельного участка областной собственности.
Из информации, поступившей от департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, следует, что обеспечить выбор земельного участка площадью 13 880 кв.м., в границах земельного участка областной собственности, согласно обращению заявителя, с учетом положений статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также утвержденной градостроительной документацией, не предоставляется возможным.
Заключением кадастрового инженера установлено, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:110225:2032 расположен в двух территориальных зонах: ОД 1-205 и ИТ2. В зоне ОД 1-205 расположена часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:110225:2032 площадью 9 444 кв.м. В зоне ИТ2 расположена часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:110225:2032 площадью 4 603 кв.м.
Таким образом, площадь земельного участка с кадастровым номером 55:36:110225:2032 в зоне ОД1-205 существенно меньше испрашиваемой площади ООО "Стройкомплектация" для строительства общественно-торгового комплекса площадью 10 000 кв.м., что подтверждается заключением кадастрового инженера.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность определения вариантов размещения объекта по обращению заинтересованного лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Однако, в рассматриваемом случае, обращаясь в 2010 году за предоставлением земельного участка площадью 13 880 кв.м., заявитель просил предоставить ему земельный участок в границах земельного участка областной собственности в заявленном размере в указанном месте. При этом повторное заявление Общества является следствием незавершенной по объективным причинам процедуры предоставления земельного участка по заявлению, поданному в Министерство в 2010 году, и не является основанием для предоставления земельного участка меньшей площади.
В рассматриваемом случае заявитель не просил определить возможные варианты размещения объекта, и при формулировании заявления сам ограничил государственный орган в выборе земельного участка, указав размер испрашиваемого земельного участка, при таких условиях в рамках процедуры выбора земельного участка возможность предлагать другие варианты выбора посредством изменения месторасположения испрашиваемого земельного участка и изменения площади испрашиваемого участка, в том числе и ее уменьшения, у заинтересованного лица отсутствовала. Выбор земельного участка обеспечивался в границах областного участка.
Таким образом, оспариваемый отказ соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Неправильного применения норм материального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ООО "Стройкомплектация".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 03.03.2015 по делу N А46-10262/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10262/2014
Истец: ООО "Стройкомплектация"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Омской области
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Управление дорожного хозяйства Омской области, Управление Росреестра по Омской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра"по Омской области