г. Челябинск |
|
09 июня 2015 г. |
Дело N А07-25667/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2015 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Растрыгиной О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Башинформсвязь" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.03.2015 по делу N А07-25667/2014 (судья Крылова И.Н.).
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Башинформсвязь" - Гараева Р.Р. (доверенность от 26.05.2015 N 19).
Открытое акционерное общество "Башинформсвязь" (далее - заявитель, ОАО "Башинформсвязь") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Управление Росприроднадзора по РБ, управление) о признании недействительным решения от 08.09.2014 N 1048-Н об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР), а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения НООЛР для ОАО "Башинформсвязь" филиала Стерлитамакский межрайонный узел электрической связи на основании проекта НООЛР, утвержденного директором филиала 23.07.2014 и поступившего в Управление Росприроднадзора по РБ 29.07.2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие "Красноусольское коммунальное хозяйство" муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее - МУП "ККХ"), общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - ООО "Жилсервис"), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищный сервис" (далее - ООО УК "Жилищный сервис") и открытое акционерное общество "Башвтормет" (далее - ОАО "Башвтормет").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.03.2015 (резолютивная часть решения объявлена 11.03.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с таким решением суда, обратился с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы указывает на отсутствие оснований для отказа в утверждении НООЛР. В частности, полагает, что изложенные в оспоренном решении заинтересованного лица претензии указывают на неполноту представленного пакета документов, тогда как недостоверность представленной информации (что указано в качестве основания для отказа в утверждении НООЛР) не обоснована. При этом, в силу нормативных требований управление при выявлении неполноты представленных документов должно было поставить заявителя в известность об этом обстоятельстве в пятидневный срок. Указывает на то, что отсутствие копий актов о передаче отходов за отчетный период не привело к представлению недостоверных сведений и обязанность представления таких актов возникает лишь после утверждения НООЛР. Отсутствие сквозной нумерации Проекта НОЛЛР, по мнению подателя жалобы также не может быть расценено в качестве представления недостоверной информации. Заявитель указывает также на то, что все предусмотренные нормативным актом документы были им представлены в управление в полном объеме, а требовать представления иных документов управление не вправе.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей заинтересованного лица и третьих лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, ОАО "Башинформсвязь" зарегистрировано в качестве юридического лица 30.10.1992, имеет основной государственный регистрационный номер 1020202561686 и осуществляет деятельность в том числе посредством своего обособленного структурного подразделения - филиала Стерлитамакский межрайонный узел электрической связи (Стерлитамакский МУЭС).
23.07.2014 директором Стерлитамакского МУЭС в целях охраны окружающей среды от загрязнения отходами собственного производства утвержден Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, который 29.07.2014 представлен заявителем на утверждение в Управление Росприроднадзора по РБ (т.1 л.д.19, 109-206, т.т.2, 3, 4, т.5 л.д.1-141).
Решением управления от 08.09.2014 N 1048-Н в утверждении указанных нормативов заявителю отказано в связи с наличием в представленных документах недостоверной информации (т.1 л.д.16-18).
В частности, в приложении к решению указаны следующие основания для отказа в утверждении нормативов: 1) согласно представленным данным в проекте НООЛР отходы 4-5 классов опасности ОАО "Башинформсвязь" филиал Стерлитамаксикй МУЭС передаются на размещение ООО "Вториндустрия", ООО "Спецавтохозяйство", МУП "Стерлибашевский Жилкомсервис", ООО УК "Жилищный сервис", ООО "Жилсервис", МУП "ККХ", которые не внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), в связи с чем не представляется возможным установить лимиты на размещение отходов для ОАО "Башинформсвязь" филиал Стерлитамаксикй МУЭС; 2) представлена недостоверная информация о возможности передачи отходов на размещение и обезвреживание ООО "Башвтормет", ООО УК "Жилищный сервис", ООО "Жилсервис" и МУП "ККХ", не имеющих лицензии на размещение и (или) обезвреживание отходов, а также ООО НПП "Наптон" и ООО "Вториндустрия" ввиду отсутствия приложений к договорам; 3) не представлены копии актов о передаче отходов за отчетный период (2013-2014 гг.), согласно п.31 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703 (далее - Методические указания N 703); 4) страницы ПНООЛР необходимо нумеровать сквозной нумерацией, включая приложения.
Не согласившись с таким решением, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспоренного отказа.
Оценивая позицию суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Требования заявителя носят характер оспаривания решения органа, осуществляющего публичные полномочия, и порядок их рассмотрения регламентирован положениями главы 24 АПК РФ, предусматривающей возможность обжалования решений, несоответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемым для природопользователей в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью (п.1 ст.22 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
На основании пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 50.
В соответствии с п.п.5 и 7 этого Порядка (здесь и далее приводится редакция, действовавшая на момент принятия оспоренного решения), нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальным предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с Методическими указаниями N 703. Для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридические лица, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления деятельности, в результате которой образуются отходы: а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений: полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица; фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя; б) следующие документы: копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности); проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов); документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.
В случае выявления некомплектности представленных заявления и документов и (или) неполноты содержащихся в них сведений территориальные органы Росприроднадзора в 5-дневный срок с даты их приема в письменной форме уведомляют об этом индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.9 указанного Порядка).
В соответствии с п.10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 этого Порядка заявления и документов, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием). Основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является наличие недостоверной информации в составе указанных заявления и документов.
Пунктом 4 Методических указаний N 703 (действовавших до 09.02.2015) установлено, что при разработке ПНООЛР учитываются в том числе результаты инвентаризации отходов и объектов их размещения, наличие и мощность имеющихся объектов использования и обезвреживания отходов данного вида, наличие, вместимость, мощность и расчетный срок эксплуатации имеющихся объектов размещения отходов.
В силу п.п.17, 23 этих Методических указаний, ПНООЛР включает в том числе следующие разделы: схема операционного движения отходов; характеристика хранения отходов сроком более 3 лет и захоронения отходов; мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду. При этом в разделе ПНООЛР "Схема операционного движения отходов" приводятся данные по образованию, использованию отходов, по передаче отходов другим организациям с целью переработки, обезвреживания и/или захоронения, указываются адреса и реквизиты поставщиков и потребителей отходов. Целью данного раздела ПНООЛР является представление информации по обращению (образованию, использованию, обезвреживанию, получению, передаче, размещению) с каждым видом отходов. Схема операционного движения отходов и информация о реквизитах (сведениях) о поставщиках и потребителях отходов приводятся в табличном виде. В приложении к ПНООЛР приводятся копии договоров.
Пунктом 31 Методических указаний N 703 установлено, что в приложения к ПНООЛР включаются в том числе: документы (копии договоров, актов, заверенные хозяйствующим субъектом), подтверждающие намерение на размещение отходов на специализированных объектах, передачу (или получение) отходов с целью их использования и (или) обезвреживания; документы (копии договоров, актов, заверенные хозяйствующим субъектом), подтверждающие факты использования, обезвреживания, размещения отходов: копии документов, заверенные хозяйствующим субъектом, об использовании, обезвреживании отходов хозяйствующим субъектом, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых объектах за отчетный период; копии договоров (актов), заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов другим хозяйствующим субъектам за отчетный период для использования, обезвреживания, хранения и захоронения; копии лицензий на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, выданных хозяйствующим субъектам, которым осуществляется передача опасных отходов в собственность, либо на правах владения, пользования или распоряжения для использования, обезвреживания, хранения и захоронения.
Из представленного заявителем на утверждение ПНООЛР следует, что отходы 4-к классов опасности передаются на размещение ООО "Вториндустрия", ООО "Спецавтохозяйство", МУП "Стерлибашевский Жилкомсервис", ООО УК "Жилищный сервис", ООО "Жилсервис", МУП "ККХ", которые не внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов (перечень объектов, включенных в ГРОРО утвержден Приказом Росприроднадзора от 01.08.2014 N 479).
Вместе с тем, в силу п.7 ст.12 Закона N 89-ФЗ размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается.
В этой связи, заинтересованным лицом правомерно указано на отсутствие возможности установить для филиала заявителя Стерлитамакский МУЭС лимиты на размещение отходов.
Кроме того, пунктом 3 статьи 4 Закона N 89-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспоренного ненормативного акта) установлено, что собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Управлением установлено и заявителем по существу не оспаривается отсутствие лицензий на размещение и (или) обезвреживание отходов у организаций, которым в соответствии с ПНООЛР передаются отходы, - ООО "Башвтормет", ООО УК "Жилищный сервис", ООО "Жилсервис" и МУП "ККХ", что в силу п.3 ст.4 Закона N 89-ФЗ исключает возможность отчуждения заявителем отходов этим лицам.
Также, исследованием материалов дела установлено, что в составе ПНООЛР заявителем представлен заключенный между ОАО "Башинформсвязь" филиал Стерлитамакский МУЭС и ООО "НПП "Наптон" договор N СРС000013 от 22.10.2013 на оказание услуг по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению (временному хранению) отходов I-IV классов опасности, в силу которого перечень отходов принимаемых ООО "НПП "Наптон" от филиала Стерлитамакский МУЭС ОАО "Башинформсязь" на обезвреживание устанавливается согласно спецификации, являющейся неотъемлемой частью договора (п.1.4 договора). Вместе с тем, указанная спецификация на момент обращения с заявлением об утверждении НООЛР не представлена.
Помимо этого, в составе ПНООЛР представлен заключенный между ОАО "Башинформсвязь" филиал Стерлитамакский МУЭС и ООО "Вториндустрия" договор N 2013-153 от 07.09.2013 на услуги по использованию и размещению отходов производства и потребления, в соответствии с которым, перечень отходов принимаемых на размещение указывается в Приложении 1 к договору (п.1.4 данного договора). Однако, это приложение также заявителем в управление не представлено.
Эти обстоятельства также обоснованно расценены управлением в качестве обстоятельств, подтверждающих наличие в проекте заявителя недостоверной информации о возможности передачи отходов на размещение и обезвреживание указанным выше лицам.
Кроме того, управлением правомерно отмечено отсутствие в приложениях к проекту заявителя копий актов о передаче отходов за отчетный период, необходимость представления которых прямо предусмотрено положениями п.31 Методических указаний N 703, а также отсутствие сквозной нумерации страниц ПНООЛР (что противоречит п.33 Методических указаний N 703). Подателем апелляционной жалобы обоснованно указано на то, что эти нарушения нельзя признать относящимися к такому основанию для отказа в утверждении ПНООЛР, как недостоверность информации, содержащейся в представленных документах. Вместе с тем, эти нарушения обоснованно приняты управлением в качестве обстоятельств, препятствующих утверждению приведенных в проекте заявителя НООЛР.
Принимая во внимание подтверждение материалами дела факта представления заявителем в составе документов, представленных с заявлением об утверждении НООЛР, недостоверных сведений, оспоренное решение об отказе в согласовании НООЛР соответствует п.10 Порядка N 50.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции о соответствии оспоренного решения закону, что исключает возможность удовлетворения требований заявителя.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.03.2015 по делу N А07-25667/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Башинформсвязь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-25667/2014
Истец: ОАО "БАШИНФОРМСВЯЗЬ"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан
Третье лицо: МУП "Красноусольское коммунальное хозяйство" муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, ОАО "БАШКИРСКИЕ ВТОРИЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ", ООО "Жилсервис", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖИЛИЩНЫЙ СЕРВИС"