Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2015 г. N 01АП-1560/15
г. Владимир |
|
10 июня 2015 г. |
Дело N А11-10258/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.06.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Мальковой Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Вышка" (ОГРН 1023302551964, ИНН 3325009379, Владимирская область, Суздальский район, п. Малининский)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 03.02.2015
по делу N А11-10258/2013,
принятое судьей Новиковой Л.П.
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Вышка"
о признании незаконным отказа администрации города Владимира в предоставлении земельного участка,
при участии:
от сельскохозяйственного производственного кооператива "Вышка" - Александровой К.В. по доверенности от 07.08.2014;
от администрации города Владимира - Маркина С.В. по доверенности от 31.12.2014 N 01-17/147;
от Управления архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов администрации города Владимира - Маркина С.В. по доверенности от 12.01.2015 N 27-01-23/1,
и установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Вышка" (далее - Кооператив, СПК "Вышка", заявитель) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Владимира (далее - администрация) в предоставлении земельного участка площадью 133 436 кв.м с кадастровым номером 33:22:011303:404, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Производственная, ТОО "Вышка", в собственность путем его выкупа; об обязании администрации в недельный срок после вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении СПК "Вышка" вышеназванного земельного участка на праве собственности путем его выкупа; об обязании Управления архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации города Владимира в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи вышеназванного земельного участка (подписанный и удостоверенный печатью) и направить его в адрес СПК "Вышка" с предложением о заключении договора.
В порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов администрации (далее - Управление).
Решением от 03.02.2015 Арбитражный суд Владимирской области отказал заявителю в удовлетворении требований.
Кооператив не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Кооператива в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации и Управления в судебном заседании и в возражениях на апелляционную жалобу просит в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 03.02.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 02.07.2013 СПК "Вышка" обратился в администрацию с заявлением о предоставлении на праве собственности земельного участка общей площадью 411 359 кв.м с кадастровым номером 33:22:011303:404 по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Производственная ТОО "Вышка", находящегося у него на праве постоянного бессрочного пользования (свидетельство о государственной регистрации права от 25.06.2013 серии 33 АЛ N 661403).
Письмом от 12.08.2013 N 27-01-10/5418 администрация отказала в оформлении права собственности на земельный участок, указав, что необходимо выполнить раздел земельного участка с целью образования нового земельного участка, занятого объектами недвижимости для осуществления предпринимательской деятельности СПК "Вышка".
Посчитав отказ администрации не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Законом Владимирской области от 11.03.2010 N 11-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области" установлен порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Владимирской области. Полномочным органом по распоряжению земельными участками на территории города Владимира, собственность которых не разграничена, является администрация города Владимира.
Следовательно, орган местного самоуправления в силу прямого указания закона наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, для целей их включения в гражданский оборот.
В силу пункта 1.2. Положения об управлении архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов администрации города Владимира, утвержденного решением Совета народных депутатов города Владимира от 23.04.2014 N 75, Управление является структурным подразделением администрации города Владимира и создано в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития города, формирования благоприятных условий жизнедеятельности граждан, проживающих на территории муниципального образования город Владимир, эффективного функционирования строительного комплекса, обеспечения прав и интересов граждан на землю, а также рационального использования земельных ресурсов.
В рамках своих полномочий Управление в том числе заключает договоры купли-продажи земельных участков (пункт 4.7. Положения).
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением поименованных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.01.2012 в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу ЗК РФ, вправе до 01.07.2012 по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
Следовательно, при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности применительно к пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ статья 36 ЗК РФ применяется лишь в части установленной в ней процедуры приобретения земельного участка в собственность.
Так, согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).
Отказывая заявителю в удовлетворении требования, суд первой инстанции исходил из того, что при обращении с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении их в собственность после 01.07.2012 юридические лица утрачивают право на переоформление земельного участка по собственному желанию, а могут его переоформить на право аренды или приобрести земельный участок в собственность в зависимости от воли и правового усмотрения администрации, которая как распорядитель земельным участком вправе сама определять способ предоставления указанного земельного участка.
Таким образом, судом фактически сделан вывод о том, что после 01.07.2012 Кооперативом утрачена возможность преимущественного получения земельного участка в собственность в соответствии с положениями Федерального закона N 137-ФЗ.
Данную позицию суд апелляционной инстанции считает ошибочной.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ предусмотрена обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в срок до 01.07.2012.
При этом из данной нормы вытекает и право лица, владеющего правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на его переоформление в срок до 01.07.2012.
В данном случае установленная законом дата определяет срок для исполнения обязанности по переоформлению такого права, но не влечет прекращения этого права в связи с наступлением указанной даты.
Таким образом, после 01.07.2012 лица, владеющие правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, по-прежнему вправе переоформить такое право.
Приведенная правовая позиция также изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 15.10.2014 по делу N А35-10479/2013 и поддержана определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 N 310-КГ14-7363.
В этой связи указание суда на то, что с заявлением о представлении спорного участка в аренду Кооператив не обращался, противоречит непосредственной воли землепользователя о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком на право собственности.
При этом довод представителя администрации и Управления, заявленный в суде апелляционной инстанции, о том, что Кооператив не обращался с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком на право собственности, суд апелляционной инстанции признает необоснованным, не соответствующим имеющимся в деле доказательствам.
Так, в сообщении от 28.06.2013 N 34 (л.д. 110 т. 1), приложенном к заявлению от 28.06.2013 N 33, СПК "Вышка" указало на наличие у него права постоянного бессрочного пользования земельным участком общей площадью 411 359 кв.м с кадастровым номером 33:22:011303:404 по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Производственная, ТОО "Вышка".
Согласно расписке от 02.07.2013 в получении пакета документов для оформления прав пользования земельным участком (л.д. 26 т. 3) в уполномоченный орган в том числе была представлена копия свидетельства о государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования земельным участком от 25.06.2013 серии 33 АЛ N 661403.
Суд первой инстанции также принял позицию администрации о несоразмерности общей площади испрашиваемого земельного участка площади, занимаемой имеющимися на нем зданиями.
Однако данная позиция противоречит требованиям пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ, а также разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", приведенным выше.
Одинаковый порядок (административная процедура) предоставления собственникам зданий, строений, сооружений и землепользователям прав на соответствующие земельные участки не означает, что пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ и статья 36 ЗК РФ регулируют одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность.
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ определены специальные условия приобретения земли в частную собственность (наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования, права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования), которые отличаются от условий, предусмотренных в пункте 1 статьи 36 ЗК РФ.
Исходя из данного подхода, не может служить препятствием для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности отсутствие на спорном земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего лицу на праве собственности.
Поскольку материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок принадлежит СПК "Вышка" на праве постоянного (бессрочного) пользования, для которого предусмотрены специальные условия приобретения земли в собственность, доводы администрации и Управления о несоразмерности общей площади испрашиваемого земельного участка площади, занимаемой имеющимися на нем зданиями, и, соответственно, о необходимости в связи с этим осуществления раздела земельного участка суд апелляционной инстанции признает несостоятельными.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции были также оценены иные доводы администрации о невозможности предоставления в собственность СПК "Вышка" спорного земельного участка.
По мнению администрации, на земельном участке с кадастровым номером 33:22:011303:404, расположенном по адресу: г. Владимир, ул. Производственная, ТОО "Вышка", располагается водный объект - ручей (ранее администрацией отмечалось, что это пруд), относящийся к территории общего пользования.
Свои доводы администрация основывала на результатах проверки, проведенной Департаментом природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области.
Согласно акту комиссионного обследования от 18.11.2014, а также письму Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 23.12.2014 N ДПП-4259-06-03 в границах земельного участка с кадастровым номером 33:22:011303:404 расположен водоток (ручей безымянный), представляющий собой постоянный водный поток, формирующийся за счет естественного стока поверхностных и подземных вод. Водоток характеризуется движением воды в направлении естественного уклона местности.
Ранее в результате обследования спорного земельного участка должностными лицами муниципального земельного контроля администрации, отдела по охране окружающей среды администрации и Управления установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 33:22:011303:404 расположен поверхностный водный объект - пруд русловой, имеющий гидравлическую связь с верхним прудом (акт от 24.09.2014, письмо отдела по охране окружающей среды администрации от 24.09.2014 N 38-01-10/398).
Однако имеющимися в деле материалами не подтверждается наличие на спорном земельном участке такого водного объекта как пруд русловой (располагается на ином земельном участке), что подтверждено и представителем администрации в судебном заседании, который в свою очередь продолжал настаивать на наличии иного водного объекта - ручья.
Частью 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) предусмотрено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся водотоки (реки, ручьи, каналы).
Согласно пункту 3 части 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Вместе с тем, по мнению суда апелляционной инстанции, доказательства того, что на испрашиваемом Кооперативом в собственность земельном участке находится водный объект - ручей, в материалах дела отсутствуют.
В силу Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282, Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и подведомственные организации.
В данном случае Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области таковым органом не является, а потому его письмо от 23.12.2014 N ДПП-4259-06-03 и акт комиссионного обследования от 18.11.2014 не являются надлежащими и достаточными доказательствами наличия на спорном земельном участке каких-либо водных объектов.
Кроме того, в соответствии со статьей 31 ВК РФ и Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра", государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Реестр содержит в том числе раздел "Водные объекты и водные ресурсы", где включаются сведения о водных объектах.
Документированные сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам. Документированные сведения государственного водного реестра носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
При этом под документированными сведениями понимаются зафиксированные на материальном носителе сведения, документирование которых осуществлено в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Доказательства, подтверждающие, что расположенный, по мнению администрации, на спорном земельном участке ручей имеет статус водного объекта и внесен в государственный водный реестр (в частности, документы, содержащие наименование, характеристики, реестровый номер водного объекта, а также его координаты и местоположение на спорном земельном участке), в материалах дела отсутствуют.
В свою очередь Кооперативом в материалы дела представлено заключение специалиста ООО "Инженер-Строитель" от 24.10.2014 N 007/3007-14, составленное по результатам обследования земельного участка с кадастровым номером 33:22:011303:404.
Согласно данному заключению северо-восточная часть участка расположена в низине, поросшей многолетними травами лиственных пород, преимущественно ольхой; имеющееся обводнение сформировалось в последние несколько лет; все поверхностные воды, в том числе ливневые, снеговые, бытовые стекают на рассматриваемый участок; исследуемая территория подвержена подтоплению вследствие недостаточной обеспеченности водоотвода; причиной обводнения являются искусственные сооружения, построенные либо без инженерных расчетов, либо с недостаточным их учетом.
Выполнив исследование указанного земельного участка, специалист сделал выводы о том, что стоячая вода на данном участке не является водным объектом, поскольку характерные ценности водного режима, такие как: изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте не зафиксированы. Согласно статье 1 ВК РФ обводненный участок, не имеющий признаки водного режима, водным объектом не является. На данном земельном участке также не находятся водные объекты, представляющие собой естественные русловые объекты, расположенные на водотоках, не имеется гидравлической связи с другими поверхностными водоемами, а также не может являться искусственным водоемом, так как отсутствует специально выкопанное углубление на поверхности земли, отсутствует водоподпорное сооружение на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока. Исследуемый объект образован не в результате создания гидротехнического сооружения, в его составе отсутствуют водосбросный и водоспускный сооружения, то есть они не могут являться совокупным элементом гидрографической сети (русловые пруды).
Довод администрации о недопустимости данного доказательства суд апелляционной инстанции отклоняет, как противоречащий положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Учитывая приложенные к заключению специалиста ООО "Инженер-Строитель" от 24.10.2014 N 007/3007-14 диплом высшего образовательного учреждения по квалификации "инженер" по специальности "промышленное и гражданское строительство", удостоверение о краткосрочном повышении квалификации по программе "промышленное и гражданское строительство", свидетельство саморегулируемой организации некоммерческого партнерства "Национальный альянс изыскателей "ГеоЦентр" от 06.06.2014 о допуске к определенным видам работ (в том числе: метеорологические наблюдения и изучение гидрологического режима водных объектов, изучение русловых процессов водных объектов, деформаций и переработки берегов и т.д.), свидетельство о поверке от 15.09.2014 N 058755, суд апелляционной инстанции признает его надлежащим доказательством по делу и не находит оснований для непринятия данного заключения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что администрацией не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие наличие каких-либо водных объектов на спорном земельном участке.
Как считает администрация, земельный участок с кадастровым номером 33:22:011303:404, расположенный по адресу: г. Владимир, ул. Производственная, ТОО "Вышка", не может быть предоставлен в собственность СПК "Вышка" также по основанию его отнесения Приложением к решению Совета народных депутатов города Владимира от 25.12.2014 "О внесении изменений в решение Совета народных депутатов города Владимира "Об утверждении "Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир" к территориальной зоне Ж-4.1 - зона застройки многоэтажными жилыми домами, которая не предусматривает использование земельного участка для сельскохозяйственных нужд.
В соответствии с пунктом 13 части 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Частью 1 статьи 70.1 ЗК РФ предусмотрено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Таким образом, резервирование земель может быть осуществлено только в случаях, прямо предусмотренных законом, и не может носить произвольный характер.
Согласно части 2 статьи 70.1. ЗК РФ резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Пунктом 4 указанной статьи установлено, что порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 2 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее - Положение), решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Пунктом 3 указанного Положения предусмотрено, что решение о резервировании земель принимается на основании: а) документации по планировке территории; б) документов территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности; в) государственных программ геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденных в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: а) цели и сроки резервирования земель; б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Пунктом 6 Положения установлено, что к решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Решение о резервировании земель принимается по отношению к земельным участкам, находящимся в пределах одного кадастрового округа.
Согласно пункту 7 Положения решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 8 Положения).
Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 9 Положения).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В подтверждение правомерности своих доводов администрация представила в материалы дела в том числе копию решения Совета народных депутатов города Владимира от 31.10.2011 N 183 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир", выкопировку из схемы к данным Правилам, копию постановления главы администрации от 16.04.2013 N 1328 "Об утверждении проекта планировки градостроительного узла на пересечении ул. Нижняя Дуброва с перспективной улицей районного значения, проходящей с западной стороны микрорайона N 12-ЮЗ г. Владимира и прилегающей территории в границах I очереди строительства" с приложением копии Проекта (с обозрением в суде схемы в увеличенном размере), копию решения Совета народных депутатов города Владимира от 25.12.2014 N 266 "О внесении изменений в решение Совета народных депутатов города Владимира "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир" с приложением "Документ градостроительного зонирования. Правила землепользования и застройки муниципального образования (городской округ) город Владимир" (л.д. 28-29, 47-59, 63-67 т. 3).
Между тем, оценивая данные доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что представленные администрацией документы не свидетельствуют, что земельный участок с кадастровым номером 33:22:011303:404 включен в резерв земель для государственных или муниципальных нужд. Так, из указанных документов невозможно установить, какие земельные участки и с какими кадастровыми номерами, как того требует вышеназванное Положение, отнесены к резервным землям. Представленная в материалы дела выкопировка из схемы к Правилам землепользования и застройки (л.д. 29 т. 3) не содержит сведений о наименовании спорного земельного участка, а также указаний на те сведения, которые она несет в подтверждение доводов администрации.
Следовательно, данные документы не свидетельствуют о резервировании земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Кроме того, представленный также в материалы дела администрацией протокол от 21.12.2012 N 1 публичных слушаний по проекту планировки градостроительного узла на пересечении ул. Нижняя Дуброва с перспективной улицей районного значения, проходящей с западной стороны микрорайона N 12-ЮЗ г. Владимира и прилегающей территории (л.д. 32-37 т. 3) в разделе "Замечания и предложения" содержит ответ архитектора проекта Поповой Е.В. о том, что территория совхоза "Вышка" в границы проектирования не входит.
В данном случае доказательства подготовки на основании статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекта межевания территории в отношении части спорного земельного участка, которая войдет в территорию проектирования, соответствующее решение о резервировании земель, принятое с соблюдением процедуры, предусмотренной законодательством, прилагаемые к нему схема резервируемых земель и перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, утвержденные в установленном порядке, а равно доказательства осуществления государственной регистрации ограничения (обременения) прав в виде резервирования спорного земельного участка, установленного решением о резервировании земель, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" органом местного самоуправления в материалы дела не представлены.
Более того, согласно пункту 1 статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Из анализа изложенных норм следует, что использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, не установленных в статье 78 ЗК РФ, не допускается. Перечень способов использования земель сельскохозяйственного назначения без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий является исчерпывающим и не содержит возможности его расширительного толкования.
Согласно статье 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной либо частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абзац 9 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ).
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется ЗК РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 постановления Губернатора Владимирской области от 14.06.2005 N 341 "О реализации Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что актом о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо об отказе в таком переводе, об отнесении земель или земельных участков к землям определенной категории является постановление Губернатора области.
Из материалов дела и, в частности, кадастрового паспорта следует и представителем администрации и Управления не оспаривалось, что спорный земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем доказательства перевода спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли иной категории - для жилищного строительства, отсутствуют.
Таким образом, резервирование земель сельскохозяйственного назначения в целях жилищного строительства без предварительного перевода этих земель в иную категорию невозможно.
В абзаце 2 пункта 2 решения Совета народных депутатов города Владимира от 31.10.2011 N 183 "Об утверждении "Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир" указано, что земельные участки с разрешенным использованием, отличным от видов разрешенного использования, установленных соответствующей территориальной зоной в настоящих Правилах землепользования и застройки муниципального образования город Владимир, решение о предоставлении которых было принято и оформлено до вступления в силу Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир, подлежат предоставлению, кадастровому учету и использованию без установления срока приведения их в соответствие с градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир.
Учитывая, что спорный земельный участок был предоставлен заявителю распоряжением главы администрации от 25.01.1999 N 94-р, то есть до вступления в силу Правил землепользования и застройки, отнесение спорного земельного участка к иной территориальной зоне не прекращает права на него, не ограничивает его в обороте и позволяет использовать в соответствии с ранее предоставленным видом разрешенного использования.
Таким образом, приведя рассмотренные основания для отказа, администрация своими действиями нарушает права и законные интересы СПК "Вышка" на реализацию своего права по переоформлению права постоянного бессрочного пользования на право собственности, тогда как никто не может лишить обладателя соответствующего права пользования земельным участком иными способами и в порядке, не предусмотренными земельным законодательством.
Из норм Федерального закона N 101-ФЗ следует, что право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций, являющихся правообладателями земельного участка, и которые используют принадлежащие им земельные участки по целевому назначению.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива, а сельскохозяйственным товаропроизводителем является физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции.
На основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц суд апелляционной инстанции установил, что Кооператив осуществляет деятельность по разведению крупного рогатого скота, выращиванию зерновых и зернобобовых культур, растениеводству, выращиванию зерновых культур, заготовке растительных кормов, предоставлению услуг в области растениеводства и связанных с производством сельскохозяйственных культур (виды деятельности по ОКВЭД 01.21, 01.11.1, 01.1, 01.11.6, 01.41, 01.41.1).
В целях осуществления своей деятельности СПК "Вышка" использует принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимого имущества, а именно: нежилые здания - телятник кирпичный (инв. N 1670:22, лит. А), пилораму (инв. N 1690:22, лит. А), столовую (инв. N 1673:22, лит. А), магазин с пристройкой (инв. N 1685:22, лит. А), конюшню (инв. N 1672:22, лит. А), контору с пристройкой (инв. N 1687:22, лит. А), зернохранилище (инв. N 1688:22, лит. А), здание для размола зерна (инв. N 1671:22, лит. А), здание для молодняка (инв. N 1669:22, лит. А), гараж (инв. N 1686:22, лит. А), весовую (инв. N 1689:22, лит. А), что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права. Указанные объекты расположены на испрашиваемом земельном участке.
В материалах дела также имеются соответствующие доказательства (договоры купли-продажи, поставки, платежные документы, иные сведения), подтверждающие деятельность Кооператива и не опровергнутые администрацией.
Судом апелляционной инстанции установлено, что к заявке на приобретение в собственность спорного земельного участка Кооператив приложил все необходимые документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 33:22:011303:404, расположенный по адресу: г. Владимир, ул. Производственная, ТОО "Вышка", находится у Кооператива на праве постоянного (бессрочного) пользования, его право подлежало безусловному переоформлению в соответствии с выбором землепользователя на право собственности на основании статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ.
С учетом установленных обстоятельств у администрации отсутствовали основания для отказа в переоформлении права постоянного бессрочного пользования земельным участком на право собственности.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Доказательств невозможности предоставления Обществу спорного земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным в законе, администрацией не представлено.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Всесторонне и полно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что со стороны администрации имело место фактическое уклонение от совершения действий, предусмотренных ЗК РФ, выраженное в непринятии соответствующего решения, неподготовке и ненаправлении проекта договора купли-продажи земельного участка.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на администрацию возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
Поскольку такие доказательства в материалах дела отсутствуют, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемый отказ администрации не соответствует действующему земельному законодательству и нарушает права и законные интересы Кооператива в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное администрацией не доказано.
Приведенные администрацией доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные судом апелляционной инстанции по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Владимирской области подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а требования СПК "Вышка" - удовлетворению.
При этом с учетом положений пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает необходимым возложить на администрацию обязанность принять решение о предоставлении СПК "Вышка" земельного участка площадью 133 436 кв.м с кадастровым номером 33:22:011303:404, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Производственная, ТОО "Вышка", на праве собственности путем его выкупа, а на Управление - обязанность в двухнедельный срок с момента принятия администрацией решения о предоставлении на праве собственности СПК "Вышка" указанного земельного участка подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его в адрес СПК "Вышка" с предложением о заключении договора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с администрации подлежат возмещению заявителю судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 268, 269, частью 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 03.02.2015 по делу N А11-10258/2013 отменить.
Признать незаконным отказ администрации города Владимира в предоставлении сельскохозяйственному производственному кооперативу "Вышка" земельного участка площадью 133 436 кв.м с кадастровым номером 33:22:011303:404, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Производственная, ТОО "Вышка", в собственность путем его выкупа.
Обязать администрацию города Владимира в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу настоящего постановления принять решение о предоставлении сельскохозяйственному производственному кооперативу "Вышка" земельного участка площадью 133 436 кв.м с кадастровым номером 33:22:011303:404, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Производственная, ТОО "Вышка", на праве собственности путем его выкупа.
Обязать Управление архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации города Владимира в двухнедельный срок с момента принятия администрацией города Владимира решения о предоставлении на праве собственности сельскохозяйственному производственному кооперативу "Вышка" земельного участка площадью 133 436 кв.м с кадастровым номером 33:22:011303:404, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Производственная, ТОО "Вышка", подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его в адрес сельскохозяйственного производственного кооператива "Вышка" с предложением о заключении договора.
Взыскать с администрации города Владимира в пользу сельскохозяйственного производственного кооператива "Вышка" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3500 (три тысячи пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-10258/2013
Истец: Сельскохозяйственный производственный кооператив "Вышка"
Ответчик: Администрация города Владимира
Третье лицо: Управление архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Владимира