г. Хабаровск |
|
10 июня 2015 г. |
А73-16998/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Гетмановой Т.С., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.
при участии в заседании:
от Министерства имущественных отношений Хабаровского края: Вербинская Т.П., представитель по доверенности от 13.11.2014 N 1-11-11210;
от открытого акционерного общества "Амурское пароходство": Жбанова Н.В., представитель по доверенности от 30.10.2014 N 27АА 0699230;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Хабаровского края
на решение от 11.03.2015
по делу N А73-16998/2014
Арбитражного суда
принятое судьей Букиной Е.А.
по иску открытого акционерного общества "Амурское пароходство"
к Министерству имущественных отношений Хабаровского края
об обязании принять имущество
и по встречному иску Министерства имущественных отношений Хабаровского края
к открытому акционерному обществу "Амурское пароходство"
об обязании провести мероприятия по освидетельствованию и снятию с классификационного учета дебаркадеров N 24, N 25, N 28, N 73, N 80
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Амурское пароходство" (далее - ОАО "Амурское пароходство") обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству имущественных отношений Хабаровского края об обязании принять по акту приема-передачи имущество - дебаркадеры N 24, 25, 28, 73, 80 в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Министерство имущественных отношений Хабаровского края обратилось со встречным иском к ОАО "Амурское пароходство" об обязании провести мероприятия по освидетельствованию и снятию с классификационного учета дебаркадеров N 24, 25, 28, 73, 80.
Решением суда от 11.03.2015 первоначальный иск удовлетворен. Министерство имущественных отношений Хабаровского края обязано в 10-ти дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять по акту приема-передачи от ОАО "Амурское пароходство" имущество, переданное по договору аренды N 50 от 21.09.1999 в следующему составе: "Дебаркадер 24", "Дебаркадер 25", "Дебаркадер 28", "Дебаркадер 73", "Дебаркадер 80".
Встречный иск удовлетворен частично. ОАО "Амурское пароходство" обязано в 10-ти дневный срок с момента подписания акта приема-передачи подать в Федеральное автономное учреждение "Российский Речной Регистр" документы для снятия с классификационного учета "Дебаркадера 24", "Дебаркадера 25", "Дебаркадера 28", "Дебаркадера 73", "Дебаркадера 80".
В требованиях об обязании ОАО "Амурское пароходство" к проведению мероприятий по освидетельствованию судов отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерство имущественных отношений Хабаровского края обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, удовлетворив его встречный иск в полном объеме.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы доводы, в ней изложенные, поддержала, завила ходатайство в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о замене Министерства имущественных отношений Хабаровского края в связи с его ликвидацией 29.05.2015 на Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края. С согласия ОАО "Амурское пароходство" ходатайство о замене стороны удовлетворено.
Представитель ОАО "Амурское пароходство" в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласилось, просило оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании судом объявлялся перерыв с 26.05.2015 до 02.06.2015.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Шестой арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
21.09.1999 между Комитетом по управлению государственным имуществом Хабаровского края и ОАО "Амурское пароходство" заключен договор долгосрочной аренды казенного имущества N 50, состав которого указан в приложении N 1 к договору.
По акут приема-передачи от 21.09.1999 имущество, а именно дебаркадеры N 24, 25, 28,73, 80 переданы арендатору.
Срок действия договора установлен с 27.04.1999 по 26.04.2009.
Полагая, что в связи с истечением срока действия договора он является возобновленным на неопределенный срок, а также ссылаясь на убыточность для общества использования арендованного имущества, несение экономически неоправданных расходов, ОАО "Амурское пароходство" обратилось к арендодателю с уведомлением от 13.10.2014 N 19/626 о расторжении договора в одностороннем порядке с 13.01.2015.
Министерство имущественных отношений Хабаровского края письмом от 10.11.2014 N 1-11-11023 отказалось подписывать соглашение о расторжении договора, в связи с чем ОАО "Амурское пароходство" обратилось в суд с иском об обязании принять по акту приема-передачи имущество - дебаркадеры N 24, 25, 28, 73, 80 в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Министерство имущественных отношений Хабаровского края, в свою очередь, обратилось к ОАО "Амурское пароходство" со встречным иском об обязании провести мероприятия по освидетельствованию и снятию с классификационного учета дебаркадеров N 24, 25, 28, 73, 80, полагая это обязанностью арендатора в случае прекращения договора.
Удовлетворяя первоначальный иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в связи с истечением срока действия договора и направлением арендатором уведомления об одностороннем отказа от договора, договор прекратил свое действие. В этой связи арендодатель обязан принять имущество от арендатора по акут приема-передачи.
В отношении встречного иска посчитал арендатора обязанным подать документы для снятия судов с классификационного учета в связи с произошедшей сменой судовладельца. При этом, на основании анализа подлежащего применению к данным правоотношениям законодательства пришел к выводу о том, что по смыслу данных норм обязанность по прохождению освидетельствования судна ложится на лицо, которое будет его эксплуатировать. Заявитель для снятия судна с учета не обязан к предоставлению документов, подтверждающих его освидетельствование.
В своей апелляционной жалобе Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики указывает на то, что арендатор по условиям договора обязан возвратить имущество в надлежащем состоянии, что следует подтвердить проведением освидетельствования.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, арбитражный суд апелляционной инстанции счел жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со статьей 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.
Положение о классификации и об освидетельствовании судов, правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правила технического наблюдения за постройкой судов, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правила предотвращения загрязнения с судов, правила классификации и постройки судов утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и издаются организациями, иностранными классификационными обществами, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
Разделом 5 Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания, утвержденных Приказом Минтранса России от 01.11.2002 N 136 установлены правила освидетельствования судов в эксплуатации.
Так, согласно пункту 5.1 освидетельствование судов в эксплуатации является составной частью классификационной деятельности, заключается в проверке соответствия судна правилам и включает в себя как минимум: проверку наличия согласованной технической документации, сертификатов на материалы и комплектующие изделия, актов службы технического контроля организации, актов судовладельца, актов предыдущих освидетельствований; наружный осмотр, измерения, проверку в действии и испытания; оформление и выдачу документов Речного Регистра.
Согласно пункту 5.3 снятие судна с классификационного учета производится:
1) при списании;
2) при передислокации к новому пункту приписки в районе деятельности другого филиала;
3) при переходе в класс другой классификационной организации;
4) в том случае, когда судно не предъявлялось к освидетельствованию более двух лет при отсутствии обоснованной просьбы судовладельца;
5) при смене судовладельца.
Снятие судна с учета в филиале, за исключением случая, указанного в пп. 4 пункта 5.3, производится по заявке судовладельца, в которой должна быть указана причина снятия судна с учета.
Судовладелец предъявляет суда, состоящие на классификационном учете Речного Регистра, к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых на судно Речным Регистром (пункт 5.4).
Подпунктом 7 пункта 2.7.1 Правил освидетельствования судов в эксплуатации, утвержденных приказом Российского Речного Регистра от 02.07.2010 N 38-п установлено, что при постановке на классификационный учет и снятии с учета судов, имеющих действующие документы Речного Регистра, проводится внеочередное освидетельствование.
Из анализа указанных норм следует, что освидетельствование судов в эксплуатации является составной частью классификационной деятельности.
При этом, при смене судовладельца у него возникает обязанность по снятию судна с классификационного учета, которой предшествует обязанность провести внеочередное освидетельствование.
Таким образом, требования арендодателя в части проведения освидетельствования дебаркадеров при расторжении договора и передаче их собственнику основаны на нормах действующего законодательства.
Доводы ОАО "Амурское пароходство" о том, что целью классификации, в том числе освидетельствования судов является установление технической безопасности плавания судов, а оно не намеревалось эксплуатировать судна, при этом на момент возврата судов они имели действующий пакет разрешительных документов, позволяющих их эксплуатировать, не могут быть приняты судом во внимание.
Как установлено судом выше, обязанность по освидетельствованию судна связана с моментом его снятия с классификационного учета по причине смены судовладельца. Указанная обязанность также продиктована условиями договора аренды, пунктом 2.4.5 которого предусмотрена обязанность арендатора возвратить имущество по окончании срока действия договора в надлежащем состоянии с учетом нормального износа.
Указанное состояние позволит установить освидетельствование судна.
В связи с этим, отказ в удовлетворении заявленного Министерством имущественных отношений Хабаровского края требования об обязании ОАО "Амурское пароходство" произвести освидетельствование дебаркадеров является неправомерным, а потому решение в данной части подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.03.2015 по делу N А73-16998/2014 в части отказа в удовлетворении требований Министерства имущественных отношений Хабаровского края об обязании открытого акционерного общества "Амурское пароходство" к проведению мероприятий по освидетельствованию дебаркадеров отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество "Амурское пароходство" провести мероприятия по освидетельствованию дебаркадеров N 24, 25, 28, 73, 80.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Т.С. Гетманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16998/2014
Истец: ОАО "Амурское пароходство"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Хабаровского края