г. Ессентуки |
|
08 июня 2015 г. |
Дело N А61-895/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивашиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рус Лифт" на определение Арбитражного суда Северная Осетия-Алания от 07.05.2015 по делу N А61-895/2015 (судья М.Б. Коптева)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рус Лифт" (ОГРН 1121513005041, ИНН 1513036614)
к Управлению Федеральной миграционной службы по РСО-Алания (ОГРН 1051500420510 ИНН 1515907169)
о признании незаконным и отмене постановления от 10.03.2015 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рус Лифт" (далее - заявитель, ООО "Рус Лифт", общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной миграционной службы по РСО-Алания (далее - УФМС по РСО-Алания, Управление), с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 10.03.2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 400000 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.05.2015 прекращено производство по делу. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем не соблюдены правила подведомственности, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Не согласившись с определением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалоб апеллянты ссылаются на то, что в соответствии ч. 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее дело подведомственно арбитражному суду.
Представители общества и управления о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем в деле имеется соответствующее уведомление, в суд полномочные представители не прибыли. Апелляционная жалоба рассматриваются в отсутствие представителей общества и управления в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что определение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.
Как следует из материалов дела, УФМС России по РСО-Алания совместно с Прокуратурой РСО-Алания проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении граждан в Российской Федерации" в отношении ООО "Рус Лифт", расположенного по адресу: РСО-Алания, г.Владикавказ, ул.Ватутина, 58.
Проверкой установлено, что в период с 30.01.2014 года по 30.04.2014 года ООО "Рус Лифт" заключило трудовой договор N 33 на выполнение работ по специальности "монтаж и пуско-наладка оборудования" с гражданином Республики Армения Григоряном Гагиком Гришовичем (паспорт АК N0838390) без уведомления территориального органа, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о расторжении с данным иностранным гражданином трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты расторжения соответствующего договора.
20.02.2015 по результатам проверки, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и направлении материалов дела для рассмотрения в УФМС по РСО-Алания.
Управлением 10.03.2015, в присутствие представителя общества, рассмотрены материалы административного дела о нарушении миграционного законодательства и вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400000 рублей.
Посчитав указанное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции ошибочно прекратил производство по делу в связи со следующим.
В силу ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 3 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенное юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Таким образом, арбитражному суду подведомственны жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении N 262-О от 11.07.2006, следует, что часть 3 статьи 30.1 КоАП РФ не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 21.01.2010 N 1-П закреплено, что подсудность дел предполагает установление законом разграничения как предметной компетенции, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и в рамках каждого вида юрисдикции - для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело; несоблюдение установленной федеральным законодателем подсудности дел нарушает конституционное предписание о законном суде, а через это - и само право на судебную защиту; рассмотрение дела вопреки правилам о подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу статей 46 и 47 Конституции Российской Федерации, не является законным судом, принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы.
Часть 3 ст. 18.15 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, ни одна норма права, на которые сослался суд первой инстанции прямо не указывает на подведомственность данной категории дел судам общей юрисдикции, это не следует и из сложившейся судебной практики (Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.04.2015 N 303-АД15-3337 по делу NА59-2072/2014, от 24.04.2015 N 307-АД15-658 по делу NА66-1270/2014).
Суд первой инстанции пришел к неправильному выводу, что правоотношения по настоящему делу регулируются трудовым законодательством, тогда как они регулируются миграционным законодательством, поэтому ссылка на п. 19 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 40 от 19.12.2013 (далее - Постановление N 40), является несостоятельной, поскольку отношения общества и управления возникли не в связи с законом о труде, а в связи с нарушением правил установленных миграционным законодательством.
В п. 19 Постановления N 40 не установлена подведомственность дел об административных правонарушениях в сфере миграционного законодательства судам общей юрисдикции.
Поскольку обжалуемое определение принято с нарушением норм процессуального права, то оно подлежит отмене, а дело направлению на рассмотрение по существу в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.05.2015 по делу N А61-895/2015 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-895/2015
Истец: ООО "Рус Лифт"
Ответчик: УФМС России по РСО-А
Третье лицо: Тебиева Алина Тамерлановна, Управление Федеральной миграционной службы России по РСО-А