г. Санкт-Петербург |
|
08 июня 2015 г. |
Дело N А56-14325/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Есиповой О.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ганичевой В.А.,
при участии:
от заявителя: Ивушкин В.С. по доверенности от 17.03.2015 N 15
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11912/2015) ООО "Высокие экспертные и строительные технологии" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2015 по делу N А56-14325/2015 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению ООО "Высокие экспертные и строительные технологии"
к Северо-Западному Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Высокие экспертные и строительные технологии" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене постановления Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) от 25.02.2015 N 11-1604-291/ПС о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 25.03.2015 производство по делу прекращено.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить определение суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, данный спор подведомственен арбитражному суду, в связи с чем суд неправомерно прекратил производство по делу.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 19.03.2014 по 26.03.2014 Управлением на основании распоряжения от 04.03.2014 N 11-1604/Рк проведена плановая выездная проверка в отношении Общества по адресу: Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 17/7 по вопросам соблюдения лицензиатом обязательных требований и условий, предъявляемых к лицензируемому виду деятельности в соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 N 682.
Постановлением Управления от 25.02.2015 N 11-1604-291/ПС Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции прекратил производство по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Между тем, судом не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 27 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В силу статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Из положения части 3 статьи 30.1 КоАП РФ следует, что в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством обжалуется любое постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное административным органом, при условии, что это правонарушение связано с осуществлением совершившим его юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предпринимательской или иной экономической деятельности.
Подведомственность спора арбитражному суду определяется не только статусом юридического лица, но и наличием связи спора с осуществлением указанным лицом предпринимательской и иной экономической деятельности.
При установлении такой связи необходимо учитывать, что в государственном регулировании предпринимательской и иной экономической деятельности используются как правовые средства, так и средства административного регулирования - разрешение совершения определенных действий (в том числе лицензирование); обязательные предписания совершения каких-либо действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; контроль и надзор и т.д.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством в нормативных правовых актах правил, норм и стандартов влечет за собой применение к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся предпринимательской и иной экономической деятельностью, административной ответственности.
Таким образом, для отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов законодатель в данной норме установил необходимость в каждом конкретном случае учитывать следующие критерии:
1) административное правонарушение совершено определенным в КоАП РФ субъектом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выступающим участником хозяйственного оборота;
2) административное правонарушение совершено этим лицом в процессе осуществления им предпринимательской или иной экономической деятельности, то есть административное правонарушение связано с осуществлением такой деятельности и выражается в несоблюдении законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих отношения в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и устанавливающих правила, запреты, ограничения и административную ответственность в этой сфере для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункт 10 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014).
Согласно Определениям Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 N 262-О, от 23.04.2015 N 739-О, при применении части 3 статьи 30.1 КоАП РФ в определении того, связано ли конкретное административное правонарушение с предпринимательской и иной экономической деятельностью совершившего его юридического лица или индивидуального предпринимателя, требует установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела и осуществляется рассматривающим это дело судом.
В настоящем случае Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, согласно которой административным правонарушением признается нарушение как 1) требований промышленной безопасности, так и 2) условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
При этом, из текста оспоренного постановления следует, что Общество выступает не эксплуатантом опасного промышленного объекта, а занимается на договорной основе экспертизой в области промышленной безопасности, проверка проведена, и административная ответственность применена за несоблюдение обязательных требований и условий, предъявляемых к лицензируемому виду деятельности, чем выявляется непосредственная связь правонарушения с контролем за осуществлением заявителем предпринимательской деятельности и соблюдением при ее осуществлении лицензионных требований.
Суд первой инстанции оставил указанные обстоятельства без должного внимания, не приведя при этом конкретных суждений, почему конкретное вмененное правонарушение не связано с осуществлением заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с указанным вывод суда первой инстанции о неподведомственности данного спора арбитражному суду нельзя признать достаточно обоснованным и правильным.
Так как суд первой инстанции не рассматривал вопросы по существу и не устанавливал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, суд апелляционной инстанции не имеет возможности осуществить повторное рассмотрение дела, как этого требует часть 1 статьи 268 АПК РФ (пункт 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции"), в связи с чем определение суда подлежит отмене с направлением вопроса на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Обществу следует возвратить из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную за подачу апелляционной жалобы, которая по данной категории дел не уплачивается.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2015 по делу N А56-14325/2015 отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Высокие экспертные и строительные технологии" из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 13.04.2015 N 229.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14325/2015
Истец: Общество с огарниченной ответственностью "Высокие экспертные и строительные технологии"
Ответчик: Северо-западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2130/16
18.01.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28102/15
19.10.2015 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-14325/15
08.06.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11912/15
25.03.2015 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-14325/15