г. Москва |
|
09 июня 2015 г. |
Дело N А40-151540/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.Н. Садиковой
судей А.И. Трубицына, Е.Б. Расторгуева
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.М. Ханиным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российская государственная страховая компания",
Министерства обороны Российской Федерации, Страхового Открытого акционерного общества "ВСК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 февраля 2015 года
по делу N А40-151540/13
по иску Открытого акционерного общества "Российская государственная страховая компания" (119991, г. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 40, 3, ОГРН 1027739049689)
к Министерству обороны Российской Федерации
(119019, г. Москва, Знаменка ул., д. 19, ОГРН 1037700255284)
третье лицо: Страховое Открытое акционерное общество "ВСК"
о взыскании убытков
при участии в судебном заседании:
от истца: Крючков Ю.В. (по доверенности от 16.07.2013)
от ответчика: Стручкова Т.С. (по доверенности от 10.11.2014)
Сенина М.Г. (по доверенности от 10.11.2014), Уткина В.М. (по доверенности от 10.11.2014)
от третьего лица: Белов В.К. (по доверенности от 10.12.2014)
Филипоков В.В. (по доверенности от 27.12.2014)
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 27 февраля 2015 года исковые требования ОАО "Росгосстрах" (истец) к Министерству Обороны Российской Федерации (МО РФ, ответчик) о взыскании убытков в размере 51 493 263 руб.93 коп. ( с учетом уточнений в порядке ст.49 АПК РФ) удовлетворены частично: с МО РФ в пользу истца взыскано 23 078 852 руб.убытков, в остальной части исковых требований отказано в связи с применением срока исковой давности.
К участи в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено Страховое Открытое акционерное общество "ВСК" (далее- третье лицо, ВСК)
Не согласившись с решением суда истец, ответчик и третье лицо обратились с апелляционными жалобами. Истец полагает необоснованным применение к спорным отношениям срока исковой давности, поскольку право требования возникло в момент выплаты денежных средств по исполнительным листам, а узнал о нарушении права после получения ответа на претензию, ответ на претензию поступил в 2014 г., просил решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Министерство обороны указало на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права - ст.49 АПК РФ и норм материального права -ст.ст.15, 196 ГК РФ, просило решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать. ВСК указывает, что судом первой инстанции сделаны неправильные выводы о возникновении убытков истца, полагает, что факт причинения убытков ответчиком истцу не доказан, суд не применил закон, подлежащий применению, - ч.3 ст.69 АПК РФ, судами общей юрисдикции во всех судебных решениях сделан вывод о том, что страховые выплаты должна производить та страховая компания, с которой был заключен соответствующий договор страхования на 2009 г., полагает, что требования истца направлены на фактический пересмотр решений судов общей юрисдикции, также указал на неправильное определение судом первой инстанции срока исковой давности.
В судебном заседании апелляционного суда лица, участвующие в деле, настаивали на своих доводах, также представлены отзывы по доводам жалоб.
В судебном заседании на основании ст.163 АПК РФ объявлялся перерыв до 02.06.2015, после перерыва судебное заседание продолжено в том же составе судей.
Рассмотрев материалы дела повторно, выслушав представителей сторон, третьего лица, оценив доводы апелляционных жалоб и возражения на них в порядке ст.71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены состоявшегося решения суда первой инстанции на основании следующего.
Судом установлено, что между Министерством обороны РФ (страхователем) и ОАО "Росгосстрах" (страховщиком) на основании Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" 30.12.2008 г. был заключен Государственный контракт N 205/181/3/153 на оказание услуг в 2009 году по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы.
В соответствии с ч. 3 ст. 927 и ст. 969 Гражданского кодекса Российской Федерации законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование).
Федеральным законом N 52-ФЗ предусмотрено, что объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих.
Жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы, военных сборов по день окончания военной службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
При наступлении страховых случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим статьи 4 настоящего Федерального закона, военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Данным Законом определены страховые случаи, с наступлением которых застрахованным лицам либо выгодоприобретателям производится выплата страховых сумм.
Согласно п. 1.1 Контракта его предметом является страхование имущественных интересов военнослужащих Министерства обороны РФ, граждан, уволенных с военной службы из Минобороны России, связанных с их жизнью и здоровьем.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 3.1, 3.3.3 - 3.1.4, 5.1.1, 5.1.2 Контракта ОАО "Военно-страховая компания" взяло на себя обязательства по выплате страховых сумм в случае гибели (смерти) застрахованного лица, установления ему инвалидности, получения легкого или тяжелого увечья в период прохождения военной службы в Минобороны России либо до истечения одного года после увольнения со службы.
Таким образом, согласно названному Контракту жизнь и здоровье военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации до 01.01.2009 застрахованы в ОАО "Военно-страховая компания", а по страховым случаям, указанным в пунктах 3.1.1, 3.1.2 Договора, они же застрахованы в течение одного года после их увольнения с военной службы.
Статьей 954 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под страховой премией понимается плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования.
Страховщик при определении размера страховой премии, подлежащей уплате по договору страхования, вправе применять разработанные им страховые тарифы, определяющие премию, взимаемую с единицы страховой суммы, с учетом объекта страхования и характера страхового риска.
Согласно Методике расчета тарифных ставок и страховых взносов при проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно- исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции, учрежденный Генеральным директором ОАО "Военно-страховая компания" Каменецким А.Н. 15.07.1998 и согласованной с Министерством финансов РФ в установленном законодательством порядке, страховая премия по всему договору вычисляется путем умножения средней страховой премии на одного застрахованного на общее количество застрахованных.
При этом количество застрахованных определено по данным Министерства обороны РФ по состоянию на 01.01.2008.
Таким образом, военнослужащие, которые были уволены в течение 2008, входили в общее количество застрахованных на 01.01.2008 по договору страхования, заключенному со страховой компанией ОАО "Военно-страховая компания" на 2008 год.
В связи с чем, страховая премия по данным военнослужащим также была включена в состав страховой премии по договору, которая была перечислена Министерством обороны Российской Федерации ОАО "Военно-страховая компания".
Согласно п. 1 ст. 1 Закона N 52-ФЗ от 28.03.1998 года и Государственному контракту N 205/181/3/153 от 30.12.2008 года объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье застрахованных лиц.
В силу ст. 4 Закона и пп. 3.1 Государственного контракта страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования являются:
- гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
- установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
- получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии);
- досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военной службы, признанных военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе или не годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.
В соответствии с условиями Государственного контракта на страхование были приняты граждане, имеющие статус военнослужащего на момент заключения Государственного контракта и лица, призванные на военную службу, в период с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года, численность которых определена Указом Президента РФ от 01.01.2008 года N 1 "О штатной численности Вооруженных Сил РФ".
Таким образом, лица, уволенные в 2008 году из рядов вооруженных сил, по состоянию на 1 января 2009 года уже не имели статус военнослужащих, в связи с чем, не входили в состав численности, заявленной Министерством обороны Российской Федерации на 1 января 2009 года.
Поскольку лица по состоянию на 30.12.2008, не имеющие статус военнослужащих, не входили в штатную численность Вооруженных Сил РФ, Министерство обороны РФ не включило их в состав застрахованных лиц, участвующих в расчете страховой премии по договору страхования на 2009 год, и не были приняты на страхование ОАО "Росгосстрах" по Государственному контракту в 2009 году.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 16897/11-с по делу N А40-102871/09-46-685 установлены обстоятельства, связанные с заключением Минобороны России с ОАО "ВСК" договора от 30.12.2003 об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы, со сроком действия с учетом его продления сторонами до 31.12.2008 и оплаты в 2008 году Минобороны России страховой премии за страхование.
В Постановлении указано, что исходя из условий договора страхования от 30.12.2003 лица, уволенные с военной службы, считаются застрахованными в течение одного года после увольнения.
Страховым случаем для уволенных с военной службы лиц является установление в отношении этих лиц инвалидности до истечения года после увольнения с военной службы (окончания военных сборов) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы (военных сборов).
Контракт от 30.12.2003 об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы, заключенный между Минобороны России и ОАО "ВСК" соответствует Закону N 52-ФЗ.
При этом Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установил, что Минобороны России в соответствии с Договором об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил РФ и граждан, призванных на военные сборы, от 30.12.2003, заключенным с обществом "ВСК" в 2008 году уплатило страховую премию за страхование, размер которой определен по действующей в обществе "ВСК" Методике расчета тарифных ставок и страховых взносов от 15.07.1998 и согласован совместным протоколом от 25.03.2008.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установил, что страховые выплаты лицам, проходившим военную службу и уволенным с нее в 2008 году, но ставшим инвалидами впервые либо получившим другую группу инвалидности в 2009 вследствие причин, имевших место в 2008 в связи с прохождением военной службы, должен нести страховщик, застраховавший жизнь и здоровье военнослужащих на 2008, в данном случае - общество "ВСК".
Возражения общества "ВСК" в отношении страховой премии суд признал неосновательными, так как Минобороны России уплатило страховую премию за страхование в 2008 согласно совместному протоколу от 25.03.2008.
Таким образом, факт оплаты в 2008 г. Минобороны России страховой премии за страхование всех военнослужащих, состоящих в штате, в том числе и за тех, кто в 2008 году уволился с военной службы, во исполнение условий договора ОАО "ВСК" установлен вышеуказанным постановлением Президиума.
Также лицами, участвующим в деле не оспаривается факт исполнения Минобороны России своих обязательств по выплате страховой премии ОАО "Росгострах" по госконтракту N 205/181/3/153 от 30.12.2008 года. Таким образом, Минобороны России свои обязательства в соответствии с требованиями закона исполнило надлежащим образом в полном объеме.
В рамках настоящего дела истцом заявлено требование к Минобороны на основании ст.15 ГК РФ, поскольку выплата предъявленной к взысканию суммы по решениям судов общей юрисдикции явилась, по мнению ОАО "Росгосстрах" убытком, подлежащим взысканию с Министерства обороны Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции находит указанное требование не подлежащим удовлетворению, как не основанное на фактических обстоятельствах дела и нормах закона.
Из представленных в материалы дела копий решений судов общей юрисдикции следует, что страховые случаи, предусмотренные ст. 4 Закона наступили в 2009 г, то есть в период действия Госконтракта Минобороны с истцом. Указанное обстоятельство явилось основанием для взыскания судами общей юрисдикции страховых выплат военнослужащим, уволенным с военной службы в 2008 г, но ставшими инвалидами в течение 1 года после увольнения - в течение 2009 г. с ОАО "Росгострах". Суды общей юрисдикции указали, что поскольку действие договора от 30.12.2003 прекратилось 01.01.2009, обязанность по выплате страхового возмещения в силу Закона возлагается на истца - ОАО "Росгострах". В то же время, Президиум ВАС РФ в вышеназванном постановлении пришел к выводу, что ОАО "Росгосстрах", осуществлявшее страхование жизни и здоровья военнослужащих в 2009 году, не может быть ответственным за рассматриваемые страховые случаи, поскольку уволенные с военной службы в 2008 лица, уже не имея статуса военнослужащих, в силу ст. 2 Закона N 52-ФЗ не могли являться субъектами обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц. Однако данное обстоятельство не может являться основанием для взыскания с Минобороны убытков, поскольку Минобороны каких-либо неправомерных действий, связанных с не перечислением страховщикам ВСК и ОАО "Росгосстрах" страховых взносов на застрахованных в 2008 г- 2009г.г. военнослужащих не допустило.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Вместе с тем, из материалов настоящего дела не усматривается, что у истца возникли убытки по вине ответчика и находятся в прямой причинно-следственной связи с его действиями (бездействием).
Рассматриваемый иск ОАО "Росгосстрах" к Минобороны России направлен на возложение на Минобороны России повторно выполнить свою обязанность по страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан призванных на военные сборы, что является необоснованным, противоречащим нормам Закона N 52-ФЗ, условиям договорных отношений между сторонами, постановлению Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 16897/11-с и направленным на незаконное изъятие из бюджета денежных средств.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что поскольку Министерство обороны исчерпывающим образом исполнило свою обязанность по договору с ВСК и по госконтракту с ОАО "Росгосстрах", перечислив причитающиеся суммы, то взыскание заявленной к взысканию суммы страховых выплат, как убытков с МО РФ, есть не что иное, как требование повторной выплаты страховых выплат, что недопустимо.
Поскольку суд апелляционной инстанции признал требования истца неправомерными, то, по мнению суда апелляционной инстанции, вопрос о применении срока исковой давности не имеет правового значения в данном споре, поскольку исковая давность является способом защиты от правомерно заявленного иска.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования оставлению без удовлетворения
Руководствуясь ст.ст.176, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2015 года по делу N А40-151540/13 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Н. Садикова |
Судьи |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-151540/2013
Истец: ОАО "РОСГОРСТРАХ", ОАО РГСК
Ответчик: Министерство обороны РФ
Третье лицо: СОАО "ВСК"