город Москва |
|
02 июня 2015 г. |
Дело N А40-60004/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.06.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Тихонова А.П., Кораблевой М.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тимониным Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 03.09.2014 по делу N А40-60004/2014,
принятое судьей Иевлевым П.А.
по иску ОАО "Головное системное конструкторское бюро
концерна ПВО "Алмаз-Антей" академика А.А. Расплетина"
(ОГРН 1027700118984)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
о взыскании неосновательного обогащения
при участии в судебном заседании:
от истца Шевель Д.А. по дов. от 12.01.2015
от ответчика Верясова Г.В. по дов. от 30.12.2014
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Головное системное конструкторское бюро концерна ПВО "Алмаз-Антей" академика А.А. Расплетина" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском Департаменту городского имущества города Москвы о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы по Договору аренды от 16.12.1997 N М-04-0100501с в период с 01.10.2012 по 31.07.2014 размере 36 984 080,46 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.11.2012 по 18.04.2014 в размере 2170 230,60 руб. с начислением процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму 36 984 080,46 руб. исходя из ставки 8,25% годовых с 19.04.2014 по день фактической уплаты.
Решением суда от 03.09.2015 исковые требования удовлетворены.
На указанное решение Ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Ответчика поддержал требования и доводы жалобы, представитель Истца заявил о несогласии с требованиями и доводами жалобы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что обжалуемое решение подлежит отмене, исходя из следующего.
Установлено, что по Договору аренды земельного участка от 16.12.1997 N М-04-01050с (с редакции последующий изменений) на срок до 08.11.2005 ОАО "Головное системное конструкторское бюро концерна ПВО "Алмаз-Антей" академика А.А. Расплетина" арендует у города Москвы в лице Департамента городского имущества города Москвы, земельный участок с кадастровым N 77:04:01017:4345 общей площадью 81 664 кв. м по адресу: г. Москва, ул.Авиамоторная, вл.57, предоставленный для эксплуатации существующих зданий, строений, сооружений по выполнению научных и научно-экспериментальных работ.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
То есть стоимость аренды земельного участка относится к категории регулируемых органами государственной власти цен.
Согласно Закону города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" установление ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, размеров единовременных земельных платежей, предусмотренных настоящим Законом, и организация необходимой в этих целях оценки земельных участков и имущественных прав относится к полномочиям Правительства Москвы.
Таким образом, Правительство Москвы, являясь уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, установило ставки арендной платы постановлением от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве".
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП определено, что изменение размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и земельные участки на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, с 1 октября 2012 года осуществляется по ставкам арендной платы за землю в городе Москве (приложение 1) в соответствии с условиями договора аренды на основании уведомления арендаторов земельных участков Департаментом городского имущества города Москвы, в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым (функциональным и разрешенным) использованием земельного участка.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" утвержден перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования.
В целях обеспечения градостроительной деятельности и оформления земельных отношений до принятия правил землепользования и застройки города Москвы постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-1111 утвержден Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве. Таким образом, законодатель определил виды разрешенного использования, применяемые в городе Москве до их установления градостроительным регламентом.
Следовательно, размер арендной платы напрямую зависит от кадастровой стоимости земельного участка, которая, в свою очередь, определяется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, устанавливаемого в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 и постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП объекты размещения административно-управленческих учреждений, некоммерческих организаций, не связанных с проживанием населения, общественных организаций и объединений, организаций и учреждений обеспечения безопасности соответствуют виду разрешенного использования земельного участка 1.2.17. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001017:4345 (предыдущий номер 77:04:01017:061), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Авиамоторная, вл. 57, в 2013 и 2014 годах рассчитывалась исходя из удельных показателей кадастровой стоимости для земельных участков с 17 видом разрешенного использования в соответствии с положениями постановлений Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП и от 26.11.2013 N 751-1111 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 11.06.2013 N 77/501/13-256169 (УПКС = 20959,79) и кадастровым паспортом
земельного участка от 24.02.2014 N 77/501/14-131052 (УПКС = 1898898693,12 (кадастровая стоимость) : 81664 (площадь земельного участка) = 23252,58).
Согласно приказу Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 к виду разрешенного использования 1.2.17 относятся земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. Указанный вид разрешенного использования введен приказом Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 N 3, согласно которому данная категория земельных участков была выделена из земельных участков с видом разрешенного использования 1.2.7 "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
Пунктом 7 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-1111 для земельных участков указанной категории установлена ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Применение пониженной ставки арендной платы в отношении земельных участков по данному виду разрешенного использования, предоставленных для размещения режимных объектов производственного или научно-производственного назначения, постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП не предусмотрено.
Исходя из изложенного, изменение (введение) ставки арендной платы за землю в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков, в соответствии с уведомлением от 25.10.2012 N 33-А-364/12-(0)-0 полностью соответствует требованиям законодательства, является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы Истца.
Указанное уведомление не оспорено Истцом в судебном порядке.
Суд первой инстанции указал, что "согласно столбцу 10 строки 9 Приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, предоставленных для размещения режимных объектов производственного или научно-производственного назначения устанавливается ставка арендной платы в размере 0,5 %".
Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, относятся согласно приказу Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 к виду разрешенного использования 1.2.9.
Фактически суд, применяя для расчетов льготную арендную ставку, установленную для земельных участков с видом разрешенного использования 1.2.9, изменяет вид разрешенного использования спорного земельного участка с 1.2.17 на 1.2.9.
При этом судом первой инстанции не учтено, что пониженная ставка арендной платы может применяться только к земельным участкам тех категорий, для которых она установлена. Однако применение пониженной ставки арендной платы в отношении земельных участков с видом разрешенного использования 1.2.17, предоставленных для размещения режимных объектов производственного или научно-производственного назначения, постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП не предусмотрено.
Более того, в материалы дела не представлено и доказательств того, что данный объект является режимным, Истцом проведены работы по снятию режимных ограничений с правоустанавливающих документов на земельный участок.
В письме от 16.05.2013 N ДГИ-1-22389/13-1 Департамент разъяснил, что для внесения изменений в договор аренды, в том числе, в части изменения арендной платы, вида разрешенного использования земельного участка, ОАО "ГСКБ "Алмаз-Антей" необходимо обратиться с заявлением об оказании соответствующей государственной услуги в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-1111, с приложением необходимых документов, в том числе для изменения вида разрешенного использования - документов, подтверждающих функциональное назначение зданий, расположенных на спорном земельном участке, что данный объект является режимным и т.д.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что Истец, обращаясь с иском о взыскании неосновательного обогащения и оспаривая размер применяемой к нему ставки арендной платы, фактически оспаривает установленный ему вид разрешенного использования земельного участка, учитывая прямую зависимость ставки арендной платы от вида разрешенного использования земельного участка.
Учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка (соответственно и удельный показатель кадастровой стоимости) определяется в зависимости от вида разрешенного использования, Истец в установленном законом порядке в Департамент за изменением вида разрешенного использования земельного участка или применением льготы с представлением необходимых документов или с требованием об установлении в отношении спорного земельного участка иного вида разрешенного использования и о внесении соответствующих изменений в ГКН не обращался, а уплаченные по Договору аренды денежные средства (арендная плата, уплаченная в соответствии с соглашением сторон, предусматривающим возможность ее пересмотра в случае централизованного изменения ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы уполномоченным органом государственной власти), получена Ответчиком по установленному договором основанию и не является неосновательным обогащением последнего.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03.09.2014 по делу N А40-60004/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
М.С. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-60004/2014
Истец: ОАО "ГСКБ "Алмаз-Антей ", ОАО "ГСКБ "Алмаз-Антей"
Ответчик: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
10.05.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13752/15
15.02.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-58125/15
09.02.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-58125/15
30.11.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13752/15
02.06.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-48692/14
03.09.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-60004/14