г. Воронеж |
|
04 июня 2015 г. |
Дело N А48-4811/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутыриной Е.А.
при участии:
от индивидуального предпринимателя Теплова Игоря Михайловича: Пашко О.А., представитель по доверенности от 15.04.2015;
от Администрации города Орла: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Теплова Игоря Михайловича на решение Арбитражного суда Орловской области от 18.03.2015 по делу N А48-4811/2014 (судья Капишникова Т.И.) по заявлению индивидуального предпринимателя Теплова Игоря Михайловича (ОГРНИП 304575235600308, ИНН 575200200614) к Администрации города Орла (ОГРН 1025700831640, ИНН 5701000745), при участии третьего лица: Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области (ОГРН 1025700833784, ИНН 5753004003) о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Теплов Игорь Михайлович (далее -ИП Теплов И.М., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Администрации города Орла (далее -Администрация), в котором просил признать незаконным решение об отказе в проведении работ по формированию земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта для строительства лодочной станции, местоположением: г. Орел, ул. Ливенская в районе АГЗС по Залегощенскому шоссе, д.2 примерной площадью 6 600 кв. м., содержащееся в письме N 6/10780 от 24.09.2014.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 18.03.2015, принятым по данному делу, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, предприниматель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы указывает, что словарь морских (яхтных) терминов не является нормативным актом, в связи с чем, не может быть использован судом при принятии соответствующего судебного акта. Лодочная станция имеет более широкое значение, по сравнению с тем, как трактует данный термин арбитражный суд. Предприниматель заявляет о причинах необходимости формирования именно испрашиваемого земельного участка с целью разработки проекта развития в сфере поддержания и укрепления здоровья населения города. Цель проекта направлена на предоставление населению комплекса услуг связанных с организацией семейного досуга и водного спорта. Данный проект предполагает открытие лодочной станции, основной деятельностью которой является сдача в аренду различных плавательных средств. Какие - либо строительные нормы и правила, которые регулируют правила размещения и строительства лодочных станций, отсутствуют. В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Орел вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка - для строительства лодочной станции является основным видом использования земель рекреационной зоны Р-2. Вывод суда области о невозможности размещения названного объекта, определяемого как место стоянки маломерных судов со ссылкой на п.8.26 СНиП 2.07.01-89 является необоснованным. Считает решение суда области незаконным и необоснованным.
Представитель ИП Теплова И.М. в судебном заседании просил обжалуемый судебный акт отменить, а жалобу удовлетворить.
Другие лица, участвующие в деле отзывы в суд апелляционной инстанции не представили, доводы жалобы не оспорили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Администрация заявила о рассмотрении дела в отсутствие представителей. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения участника процесса, оценив в совокупности все доказательства, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Теплов Игорь Михайлович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке.
ИП Теплов И.М. 17.07.2014 обратился в Управление государственного имущества Орловской области с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу г. Орел, ул. Ливенская в районе АГЗС по Залегощенскому шоссе д.2, площадью 6 600 кв. м, в аренду сроком на 7 лет для строительства без предварительного согласования места размещения объекта в порядке, предусмотренном п.4 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Управление государственного имущества Орловской области письмом от 22.07.2014 N 4569-зи известило индивидуального предпринимателя о направлении обращения в Администрацию города Орла с просьбой о проведении работ по формированию без предварительного согласования места размещения объекта земельного участка для строительства лодочной станции по адресу: г. Орел, ул.Ливенская в районе АГЗС по Залегощенскому шоссе д.2, площадью 6 600 кв. м., в соответствии с п.4 ст.30 ЗК РФ.
По результатам рассмотрения указанного обращения Администрация города Орла письмом N 6/10780 от 24.09.2014 отказала в проведении работ по формированию земельного участка, сославшись на следующие обстоятельства.
Лодочная станция согласно словарям морских (яхтных) терминов - это место стоянки прогулочных судов, оборудованное причалами, но не имеющее капитальных строений. Такое определение подразумевает обязательное использование водного объекта. В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа "город Орел" (далее-ПЗЗ) испрашиваемый земельный участок расположен в зоне лесопарков, городских лесов и отдыха (Р-2), в зоне, предназначенной для сохранения природного ландшафта и экологически чистой окружающей среды. Согласно п.8.26 Свода правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89.Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" места стоянки маломерных судов, принадлежащих клубам и отдельным гражданам, следует размещать за пределами городов, а в пределах городов - вне жилых, общественно-деловых и рекреационных зон. Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне кабеля.
Не согласившись с данным отказом, предприниматель обратился в арбитражный суд за защитой прав и законных интересов.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд области пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ не противоречит нормам действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными актов и незаконными решения, действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с Законом Орловской области от 30.06.2006 N 603-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле" (действовавшим в период возникновения спорных правоотношений) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле осуществляется органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в сфере управления государственным имуществом.
Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле устанавливается Правительством Орловской области.
Согласно Постановлению Правительства Орловской области от 31.12.2010 N 472 "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле" (далее - Порядок) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле (далее - земельные участки) осуществляется органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в сфере управления государственным имуществом (далее - орган по управлению имуществом), который в том числе принимает решения о предоставлении земельных участков в аренду (п.1.2, 1.3 Порядка).
В силу п.1.4 Порядка распоряжение земельными участками и иные действия, связанные с земельными отношениями, осуществляются органом по управлению имуществом на основании заявлений граждан и юридических лиц в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), федеральными законами, законами Орловской области, нормативными правовыми актами, регулирующими земельные отношения и содержащими нормы земельного права.
Пункт 4.1 Порядка предусматривает, что предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах) или без проведения торгов (конкурсов, аукционов) в случаях, предусмотренных п.2.1 ст.30 ЗК РФ. Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с пп.1 п.4 ст.30 ЗК РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Проведение работ по формированию земельных участков осуществляется администрацией города Орла в соответствии с законодательством в двухмесячный срок со дня получения обращения органа по управлению имуществом и включает следующие работы:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение вида разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (п.4.2 Правил).
Согласно п.2 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с ч.ч1-5 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч.2 ст.30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты.
Согласно п.1 ч.6 ст.30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу п.5 ч.1 ст.85 ЗК РФ в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным территориальным зонам. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (ч.9 ст.85 ЗК РФ).
В соответствии с ч.2 ст.85 ГрК правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч.3 ст.36 ГрК РФ).
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.2008 N 38/616-ГС утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "Город Орел" (далее - ПЗЗ). Указанные правила в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации вводят в городе Орле систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании, для защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки; обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства; подготовки документов для предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства; развития застроенных территорий; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов капитального строительства и их последующего использования.
В силу п.8 ПЗЗ градостроительный регламент в части видов разрешенного использования недвижимости (глава 15 настоящих Правил) включает:
- основные виды разрешенного использования недвижимости, которые при условии соблюдения технических регламентов (а вплоть до их вступления в установленном порядке в силу - нормативных технических документов в части, не противоречащей Федеральному закону "О техническом регулировании" и Градостроительному кодексу Российской Федерации) не могут быть запрещены;
- условно разрешенные виды использования, требующие получения разрешения, которое принимается по результатам специального согласования, проводимого в том числе с применением процедуры публичных слушаний;
- вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые только совместно с ними.
Виды использования недвижимости, отсутствующие в таблицах главы 15 настоящих Правил, являются запрещенными для соответствующей территориальной зоны и не могут быть разрешены, в том числе и по процедурам специальных согласований.
Для каждой территориальной зоны, выделенной на карте градостроительного зонирования, устанавливается, как правило, несколько видов разрешенного использования недвижимости.
Как следует из материалов дела, земельный участок по адресу г. Орел, ул.Ливенская в районе АГЗС по Залегощенскому шоссе д.2 расположен в рекреационной зоне: в зоне лесопарков, городских лесов.
В соответствии с п.2 ст.52 ПЗЗ рекреационная зона предназначена для сохранения природного ландшафта, экологически чистой окружающей среды, а также для организации отдыха и досуга населения. Хозяйственная деятельность на территории зоны осуществляется в соответствии с режимом, установленным для лесов зеленой зоны города, на основе лесного законодательства, допускается строительство обслуживающих культурно-развлекательных объектов, спортивных сооружений и комплексов, связанных с выполнением рекреационных функций территории.
В силу ст.98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
В соответствии с правовым подходом, сформулированным в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 и от 29.05.2012 N 13016/11 фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и совпадать со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости. В названных постановлениях разъяснено, что для целей определения группы разрешенного использования подлежат исследованию доказательства фактического ведения на спорном земельном участке деятельности, для которой он был ранее предоставлен и для которой предназначены расположенные на нем объекты недвижимости.
Словарь морских (яхтных) терминов содержит следующее определение понятия "лодочная станция" - это место стоянки прогулочных судов, оборудованное причалами, но не имеющее капитальных строений.
В обоснование своих требований предприниматель указывает, что поскольку вблизи испрашиваемого земельного участка отсутствует водоем, то лодочная станция будет использоваться только для хранения и ремонта судов, с последующей сдачей в аренду.
Между тем, как верно отметил суд области, использование земельного участка, расположенного в зоне лесопарков и городских лесов в отсутствие водоема, исключительно для ремонта, хранения, сдачи в аренду судов будет противоречить целевому назначению данного участка.
В силу ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Предприниматель не предстал доказательств ни в суд области, ни в суд апелляционной инстанции, что предполагаемый к строительству объект будет использоваться для реализации рекреационных функций участка, расположенного по адресу г. Орел, ул.Ливенская в районе АГЗС по Залегощенскому шоссе д.2.
Более того, в апелляционной жалобе ее заявитель ссылается на то, что необходимость формирования именно испрашиваемого земельного участка связана с целью разработки проекта развития в сфере поддержания и укрепления здоровья населения, между тем, каких - либо доказательств указанному, предприниматель не представил. Как и каким образом ремонт, хранение, сдача в аренду судов связано с организацией семейного отдыха предприниматель не доказал.
Довод заявителя жалобы о том, что Правилами землепользования и застройки городского округа город Орел (таблица 53.3 "Основные и условно разрешенные виды использования недвижимости рекреационных территориальных зон и территориальных зон сельскохозяйственного использования") вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка - оборудованные пляжи, лодочные станции является основным, судом апелляционной отклоняется, поскольку фактические намерения предпринимателя использовать испрашиваемый земельный участок для ремонта, хранения, сдачи в аренду судов противоречит целевому назначению использования земель рекреационного назначения.
Довод заявителя жалобы о том, что словарь морских (яхтных) терминов не является нормативным актом, в связи с чем, не может быть использован судом при принятии соответствующего судебного акта и иное толкование заявителем термина "лодочная станция", отклоняется судом, поскольку не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого решения Администрации города Орла.
Иные доводы, приведенные заявителем жалобы с учетом вышеизложенного, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены решения арбитражного суда. Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих изменить или отменить судебный акт, заявителем жалобы не представлено.
Доказательства, имеющиеся в материалах дела, судом оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая, что предпринимателем излишне уплачена государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы, заявителю следует выдать справку на возврат 1500 рублей государственной пошлины.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 18.03.2015 по делу N А48-4811/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-4811/2014
Истец: Теплов Игорь Михайлович
Ответчик: Администрация города Орла
Третье лицо: Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области