г. Санкт-Петербург |
|
10 июня 2015 г. |
Дело N А56-81500/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Есиповой О.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Серебрякова И.Э. - доверенность от 19.01.2015 N 41/6/34
от заинтересованного лица: Бабурина М.С. - доверенность от 04.02.2015 N 03-2/15, Мельников Н.Е - доверенность от 14.04.2014 N 03-6/14
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7734/2015) жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "ГУССТ N 3 при Спецстрое России" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2015 по делу N А56-81500/2014(судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "ГУССТ N 3 при Спецстрое России"
к Комитету по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства по территории Северо-Западного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства (ОГРН: 1027809233286, 197101, Санкт-Петербург, ул. Мира, д.15,лит.Б, далее - ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области (далее - Комитет, административный орган) от 26.11.2014 N 130/14-1.2 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 17.02.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым решением, ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России" направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить. Податель жалобы ссылается на то, что Предприятие не оказывает услуги по передаче электроэнергии.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Комитета просило оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения Комитетом дела N 130/14-1.2 явилось обращение садоводческого некоммерческого товарищества "Дубки ЛМК" (далее - СНТ "Дубки ЛМК"), расположенного в массиве садоводств Дубки, муниципального образования "Пениковское сельское поселение" Ломоносовского района Ленинградской области, в связи с действиями ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России", выразившимися в оказании услуг по передаче электрической энергии СНТ "Дубки ЛМК" по тарифам, не установленным Комитетом - уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в том числе в сфере электроэнергетики.
В отношении Предприятия было вынесено определение от 15.10.2014 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по окончании которого административным органом был составлен протокол от 12.11.2014 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России" признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в оказании услуги по передаче электрической энергии СНТ "Дубки ЛМК", расположенного по адресу: массив садоводств Дубки, муниципальное образование "Пениковское сельское поселение", Ломоносовский район, Ленинградская область, по тарифам, не установленным уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Предприятию было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Комитета, Предприятие оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Предприятия, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - сто тысяч рублей.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.
Объективной стороной выступает нарушение установленного порядка ценообразования.
Субъектом правонарушения выступает лицо, виновное в нарушении государственной дисциплины цен.
Одним из главных условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Таким образом, порядок ценообразования должен быть установлен нормативно-правовым актом.
Как усматривается из материалов дела, между ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России" и ОАО "Петербургская сбытовая компания" (далее - ОАО "ПСК", гарантирующий поставщик) заключен договор энергоснабжения от 01.01.2007 N 73227 (далее - Договор N 73227), согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии и мощности, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергии ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России", а ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России" обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и мощность и оказанные услуги.
ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России" владеет на праве хозяйственного ведения объектом электросетевого хозяйства, зданием трансформаторной подстанции ТП-402, расположенным по адресу: промзона Бронка 2, муниципальное образование "Пениковское сельское поселение", Ломоносовский район, Ленинградская область, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 13.11.2010, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.
Согласно Акту разграничения сети по эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности от 01.02.2010, подписанному ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России" в лице филиала "УПТК N 300" и СНТ "Дубки ЛМК" (далее - Акт от 01.02.2010), и договору электроснабжения от 12.03.2010 N 42/10, заключенному между ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России" в лице филиала "УПТК N 300" и СНТ "Дубки ЛМК", электроснабжение СНТ "Дубки ЛМК" осуществляется через объект электросетевого хозяйства ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России" - трансформаторную подстанцию ТП-402, находящуюся у ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России" на праве хозяйственного ведения.
СНТ "Дубки ЛМК" является согласованным субабонентом ОАО "ПСК" с разрешенной нагрузкой 250 кВт, согласно Приложению 11 к Договору N 73227.
Указанные факты ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России" не оспариваются.
Вместе с тем, пунктом 1.1 Договора N 42/10 ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России" (далее - Абонент) обязуется подавать СНТ "Дубки ЛМК" (далее - Субабонент) через присоединенную сеть электрическую энергию при определенной договором мощности, согласно Договору N 73227 оказывать услуги субабоненту по транспортировке и передаче электрической энергии, эксплуатации электрических установок и иные услуги, связанные с процессом снабжения электрической энергией Субабонента. Субабонент обязуется своевременно оплачивать потребляемую энергию, и оказанные услуги, а также соблюдать режим потребления энергии и мощности, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии.
Согласно пункту 2.1.1 Договора N 42/10 Абонент обязуется подавать Субабоненту энергию и мощность через присоединенную сеть в количестве, предусмотренным договором с ОАО "ПСК" на подключение Субабонента с разрешенной нагрузкой 250 кВт.
Согласно пункту 4.1 Договора N 42/10 расчеты за энергию производится денежными средствами по тарифам соответствующих групп потребителей, утвержденным в соответствии с действующим законодательством, на основании показаний приборов учета за расчетный период. Оплата Субабонентом потребленной энергии и мощности, оказанных услуг по транспортировке и передаче электрической энергии, эксплуатации электрических установок и иных услуг, связанных с процессом снабжения электрической энергией Субабонента осуществляется в порядке, установленным настоящим договором.
Согласно пункту 4.4 Договора N 42/10 Абонент ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за расчетным (оплачиваемым), выписывает и направляет Субабоненту платежный документ, содержащий:
- плату за фактически потребленную энергию (кВтч) в предыдущем месяце по показаниям приборов учета:
- плату за обслуживание и эксплуатацию трансформаторных подстанций ТП-420 в размере 23% от стоимости потребленный электроэнергии без НДС.
ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России" в адрес СНТ "Дубки ЛМК" за оказанные услуги по электрической энергии выставляло счета-фактуры за "передачу электроэнергии" и "эксплуатацию ТП - 402", что подтверждается счетами-фактурами, указанными в постановлении.
Тарифы, примененные ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России" при расчете услуги "передача электроэнергии" (с учетом НДС 18%), соответствуют тарифам на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей, установленным приказом Комитетом от 13.12.2013 N 196-п "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей Ленинградской области, на 2014 год".
Кроме того, согласно указанным счетам-фактурам ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России" также взимало плату за услугу - "эксплуатация ТП - 402".Так, например, в счете-фактуре от 30.09.2014 N 946/322 цена (тариф) за указанную услугу составила 0,56 руб. (том 1, лист дела 89).
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.
В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" даны следующие определения:
- субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности;
- потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд;
- объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование;
- услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
В силу части 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственному регулированию подлежат, в том числе, услуги по передаче электрической энергии.
Деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии осуществляется в условиях естественной монополии и регулируются в соответствии с законодательством о естественных монополиях (пункт 1.1 части 1 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке утверждены приказом Федеральной службы по тарифам России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания).
Эксплуатация оборудования представляет собой составляющую часть услуг по передаче электрической энергии и расходы по эксплуатации и содержанию, согласно Методическим указаниям, учитываются при расчете тарифа на передачу электрической энергии.
В соответствии с частью 4 статьи 23.1, частью 3 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", частью 3 статьи 5 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пунктом 1.1, подпунктом "г" пункта 2.1.1, подпунктом "а" пункта 2.1.2 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 N 274 "Об утверждении Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области", Комитет является органом исполнительной власти Ленинградской области в сфере государственного регулирования тарифов, уполномоченным устанавливать цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных уровней таких цен (тарифов), и осуществлять региональный государственный контроль за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых Комитетом.
Таким образом, следует признать обоснованным вывод суда первой инстацнии о том, что условиями Договора N 73227, Договора N 42/10, Актом от 01.02.2010, счетами-фактурами, в которых указана плата за обслуживание и эксплуатацию ТП-420 (что является составной частью при оказании услуг по передаче электрической энергии), подтверждается факт оказания ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России" услуг по передаче электрической энергии СНТ "Дубки ЛМК".
Фактически плата, установленная ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России" за обслуживание и эксплуатацию ТП-420 в размере 23% от стоимости потребленной электроэнергии, является платой за услугу по передаче электрической энергии.
Таким образом, ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России", являясь владельцем объекта электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены энергопринимающие устройства СНТ "Дубки ЛМК" к электрическим сетям сетевой организации ОАО "ПСК", фактически оказывая услуги по передаче электрической энергии, в силу положений пункта 6 Правил N 861 не вправе требовать плату за оказанные услуги по передаче электрической энергии до установления для него тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Между тем, в нарушение установленного порядка ценообразования, предусмотренного Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, Предприятие не обращалось в Комитет за установлением тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013, 2014 годы, государственное регулирование в отношении Предприятия не осуществлялось, а самостоятельно определило стоимость оказываемых услуг и предъявило их к оплате СНТ "Дубки ЛМК".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России" имело реальную возможность для применения необходимых и достаточных мер по соблюдению требований тарифного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод подателя жалобы о том, что Предприятие не является территориальной сетевой организацией, не относится к коммерческим организациям, основной уставной целью которых является оказание услуг по передаче электрической энергии, отклоняется судебной коллегией, ввиду следующего.
Положения Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Правил N 861 не содержат указания на возможность каким-либо организациям - владельцам объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, оказывать услуги по передаче электрической энергии по неустановленным тарифам.
Доводы Предприятия о том, что оно не оказывало услуги по передаче электрической энергии, опровергаются пунктом 1.1 договора N 42/10 от 12.03.2010, в силу которого Предприятие приняло на себя обязательства оказывать субабоненту услуги, в том числе, по передаче электрической энергии.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, апелляционным судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, выражают лишь несогласие с ними, и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 февраля 2015 года по делу N А56-81500/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "ГУССТ N3 при Спецстрое России" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-81500/2014
Истец: ФГУП "ГУССТ N3 при Спецстрое России"
Ответчик: Комитет по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области