город Ростов-на-Дону |
|
31 октября 2014 г. |
дело N А53-12396/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ЗАО "Тандер": Хлыстов Павел Владимирович, паспорт, по доверенности от 30.06.2014 N 2-4/327,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.07.2014 по делу N А53-12396/2014,
принятое судьей Чернышевой И.В.
по заявлению закрытого акционерного общества "Тандер"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (Территориальный отдел в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - ЗАО "Тандер") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - Управление Роспотребнадзора по РО) о признании недействительным предписания от 20.03.2014 N 156.
Решением суда от 24.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Тандер" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что имеющаяся в организации программа производственного контроля соответствует установленным требованиям. Также обществом указано, что прохождение персоналом медицинского осмотра подтверждено отметками в медицинских книжках; на объекты розничной торговли не возложена обязанность по организации постоянного ухода за спецодеждой и разработке санитарно-гигиенических паспортов на рабочие места женщин.
В судебное заседание не явились представители Управления Роспотребнадзора по Ростовской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Управления Роспотребнадзора по Ростовской области.
Представитель ЗАО "Тандер" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 25.02.2014 N 58.0041 сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Ростовской области проведена внеплановая проверка соблюдения ЗАО "Тандер" требований законодательства по месту осуществления деятельности магазина по адресу: Ростовская область, Неклиновский район, с. Новобессергеневка, ул.Горького, 2.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 20.03.2014 N 58.0041.
В ходе проведения проверки были выявлены нарушения требований действующего законодательства и выдано предписание N 156 от 20.03.2014, которым обществу предписано разработать программу производственного контроля и организовать его проведение, провести оценку условий труда женщин, организовать и провести проведение периодических осмотров сотрудников, допускать к выполнению профессиональных обязанностей сотрудников при наличии сведений о предварительном и периодическом медосмотрах, организовать постоянный уход за спецоджедой.
Считая незаконным предписание, ЗАО "Тандер" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.
Материалами дела не подтверждено наличие данных условий недействительности предписания.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии со статьей 32 закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
В силу требований СП 1.1.1058-01.1.1. "Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила" производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.
Производственный контроль включает:
а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;
б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:
* на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;
* сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;
в) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
д) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;
е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
ж) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
з) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы ЗАО "Тандер" о том, что имеющаяся в организации программа производственного контроля соответствует установленным требованиям.
К заявлению в суд обществом была приложена программа производственного контроля, утвержденная 29.06.2011 (магазин в ст. Новобессергеневка, ул. Горького, 2) (л.д. 49-57).
Вместе с тем, в ходе проверки административному органу была представлена программа производственного контроля, утвержденная 17.12.2012 (л.д. 135-138).
Исследованная сотрудниками Роспотребнадзора программа производственного контроля не соответствует установленным требованиям, поскольку в программе не указаны объекты производственного контроля, представляющие потенциальную опасность для человека, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб; снижена периодичность исследования параметров микроклимата, не учтены для проведения инструментального контроля все вредные производственные факторы (электромагнитные поля, вибрация).
С учетом изложенного является правомерным требование предписания о разработке программы производственного контроля и организации проведения производственного контроля в соответствии с требованиями СП 1.1.11058-01.
Ссылки общества на отсутствие необходимости проведения дополнительных лабораторных исследований микроклимата не принимаются судом во внимание.
В силу п. 4.1 СП 1.1.1058-01 производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на следующих категориях объектов: промышленные предприятия (объекты): рабочие места, производственные помещения, производственные площадки (территория), граница санитарно-защитной зоны, сырье для изготовления продукции, полуфабрикаты, новые виды продукции производственно-технического назначения, продукция пищевого назначения, новые технологические процессы (технологии производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации), отходы производства и потребления (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение, переработка и захоронение отходов).
В материалы дела не представлено доказательств, опровергающих реализацию в магазине полуфабрикатов, продукции кулинарии.
Как правильно указано судом первой инстанции, проведенные административным органом испытания, оформленные протоколами испытаний от 10.02.2014 подтверждают наличие на предприятии факторов, подлежащих контролю (л.д. 67-78).
Судом также отклоняются доводы о том, что прохождение персоналом медицинского осмотра подтверждено отметками в медицинских книжках, поскольку медицинские книжки не являются документами первичного учета, подтверждающими прохождение осмотра, в том числе у конкретных специалистов, с печатями врачей и лечебного учреждения.
Не могут быть приняты судом и доводы о том, что на объекты розничной торговли не возложена обязанность по организации постоянного ухода за спецодеждой и разработке санитарно-гигиенических паспортов на рабочие места женщин.
Санитарные правила "СанПиН 2.2.0.555-96. 2.2. Гигиена труда. Гигиенические требования к условиям труда женщин. Санитарные правила и нормы" определяют обязательные гигиенические требования к производственным процессам, оборудованию, основным рабочим местам, трудовому процессу, производственной среде и санитарно-бытовому обеспечению работающих женщин в целях охраны их здоровья.
Указанные санитарные правила распространяются на предприятия, учреждения и организации (в дальнейшем - предприятия) всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, в которых применяется труд женщин.
Постоянные рабочие места на производственных объектах должны иметь санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса.
В соответствии с п. 1.12 СанПиН 2.2.0.555-96 постоянные рабочие места женщин на производственных объектах должны иметь санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса.
Материалами дела также подтверждено наличие у сотрудником магазина форменной одежды.
Как правильно указано судом первой инстанции, сотрудники магазина, в котором реализуются различные группы товаров, имеющие доступ к ним обязаны иметь одежду, соответствующую санитарным правилам, в том числе и форменную.
Доказательств надлежащего ухода за спецодеждой обществом в материалы дела не представлено.
Таким образом, оспариваемое предписание Управления Роспотребнадзора содержит законные требования и подлежит исполнению обществом "Тандер".
Судом первой инстанции также правильно указано, что оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов общества.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований ЗАО "Тандер" поскольку установленные ст. 201 АПК РФ основания для признания недействительным предписания отсутствуют.
Таким образом, решение суда от 24.07.2014 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Излишне уплаченная при обращении с апелляционной жалобой госпошлина в размере 1000 рублей подлежит возврату ЗАО "Тандер" из федерального бюджета на основании ст.ст. 333.21, 333.40 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24 июля 2014 года по делу А53-12396/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Тандер" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при обращении с апелляционной жалобой.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-12396/2014
Истец: ЗАО "Тандер"
Ответчик: ЗАО Тандер, Роспотребнадзор, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РО в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человка по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах