г. Санкт-Петербург |
|
08 июня 2015 г. |
Дело N А21-4354/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тойвонена И.Ю.
судей Копыловой Л.С., Медведевой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Терентьевой О.А.
при участии:
от сторон, 3- лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-8763/2015, 13АП-8769/2015) МИФНС России N 1 по Калининградской области, Комитета городского хозяйства Администрации городского округа "Город Калининград"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.02.2015 по делу N А21-4354/2014 (судья Маркова Л.С.), принятое
по заявлению ОАО "Янтарьэнергосбыт"
к МИФНС России N 1 по Калининградской области,
3-и лица: Дорошкевич А.М., Комитет городского хозяйства Администрации городского округа "Город Калининград"
о признании незаконными действий, признании записи недействительной, об обязании
установил:
Открытое акционерное общество "Янтарьэнергосбыт" (ОГРН 1063905073671, ИНН 3904077965, далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области (ОГРН 1103925777779, ИНН 3904999991, далее - налоговый, регистрационный орган) о признании незаконными действий налогового органа по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о ликвидации муниципального унитарного предприятия по ремонту, содержанию и управлению общим имуществом многоквартирного дома "РСУ N 6" Администрации Московского района городского округа "Город Калининград" (ОГРН 1023901650420, ИНН 3907008991, далее - Предприятие, МУП "РСУ N 6"); о признании недействительной записи о ликвидации МУП "РСУ N6" от 23.04.2014, внесенной в ЕГРЮЛ; об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения путем внесения в ЕГРЮЛ записи о признании недействительной записи о ликвидации МУП "РСУ N6" от 23.04.2014.
Определением от 10.09.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ликвидатор Дорошкевич Анна Михайловна и Администрация Московского района ГО "Город Калининград".
Определением от 14.01.2015 в связи с реорганизацией произведена замена третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Московского района городского округа "Город Калининград" на правопреемника Комитет городского хозяйства Администрации городского округа "Город Калининград".
В судебном заседании 18.02.2015 представитель заявителя требования уточнил в части номера регистрационной записи N 2143926184807, о признании которой заявлены требования.
Уточненные требования приняты судом к рассмотрению.
Решением от 20.02.2015 требования удовлетворены.
На данный судебный акт поданы две апелляционные жалобы.
МИФНС России N 1 по Калининградской области в апелляционной жалобе просит решение отменить, в удовлетворении требований - отказать, полагая, что порядок ликвидации общества инспекцией соблюден, обеспечительные меры о запрете внесения записи о ликвидации не принимались, на момент внесения записи в налоговом органе отсутствовала какая-либо информация, подтверждающая нарушение ликвидационной комиссией юридического лица прав и законных интересов заинтересованных лиц. Заявитель в жалобе указывает, что регистрирующий орган действовал в рамках полномочий и в соответствии с требованиями, установленными законодательством о государственной регистрации.
Комитет городского хозяйства Администрации городского округа "Город Калининград" в апелляционной жалобе просит решение отменить, в удовлетворении требований - отказать, поскольку у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации на основании заявления общества. Обратил внимание на то, что общество в ликвидационную комиссию предприятия в установленном законом порядке с заявлением о включении в реестр кредиторов ни в 2009 году, ни в 2013 году не обращалось.
Заявитель требований в отзыве просит оставить апелляционные жалобы без удовлетворения.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, в порядке ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела усматривается следующее.
Муниципальное унитарное предприятие по ремонту, содержанию и управлению общим имуществом многоквартирного дома "РСУ N 6" Администрации Московского района городского округа "Город Калининград" было зарегистрировано 01.12.2000 с присвоением регистрационного номера N 2251Р. При перерегистрации 09.12.2002 предприятию присвоен ОГРН 1023901650420.
19.03.2009 общим собранием предприятия было принято решение о ликвидации предприятия, ликвидатором назначена Дорошкевич Анна Михайловна.
В ЕГРЮЛ внесена запись о принятом решении N 2093925483870 от 21.07.2009.
Сообщение о ликвидации предприятия с указанием срока на заявление кредиторами требований опубликовано в Вестнике государственной регистрации от 29.01.2014 N 4(464).
16.04.2014 предприятием представлен в регистрирующий орган пакет документов: заявление о государственной регистрации по форме Р16001, документ об оплате государственной пошлины, ликвидационный баланс предприятия, протокол от 10.04.2014, доверенность, заявление от 10.04.2014.
На основании указанного пакета документов регистрирующим органом 23.04.2014 принято решение за N 6983А о внесении в ЕГРЮЛ записи N2143926184807 о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.
Заявитель, являясь кредитором предприятия, ссылаясь на то, что его требования не учтены при ликвидации предприятия, а представленный на регистрацию ликвидационный баланс в связи с этим недостоверен, и действия по ликвидации незаконны, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьями 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) (статьи 61 - 64 ГК РФ).
Как установлено статьей 63 ГК РФ, на ликвидационную комиссию (ликвидатора) возложена обязанность по принятию мер для выявления кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также по письменному уведомлению кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В силу пункта 4 статьи 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Как установлено подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/2011, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона.
Оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости и достаточности в соответствии со статьями 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств выполнения ликвидационной комиссией обязанности, предусмотренной абзацем вторым пункта 1 статьи 63 ГК РФ по уведомлению заявителя и внесению соответствующих сведений в баланс ликвидируемого лица.
Так, в рамках дела А21-8065/2013 было установлено, что между ОАО "Янтарьэнерго" (в договоре названное - Энергоснабжающая организация) и Предприятием (в договоре названное - Абонент) 16.01.1998 заключен договор N 853 по условиям которого Энергоснабжающая организация через присоединенную сеть обязуется подавать Абоненту электрическую энергию по его платёжеспособности, а Абонент принимает электрическую энергию на условиях, предусмотренных Договором. Во исполнение условий договора ОАО "Янтарьэнерго" в июле, сентябре 2007 года, в период с февраля по апрель 2009 года поставило Предприятию электрическую энергию на сумму 1 754 554,43 руб. Общество частично оплатило долг на сумму 476 670 рублей 78 копеек.
Между ОАО "Янтарьэнерго" (в договоре названный - Цедент) и ОАО "Янтарьэнергосбыт" (в договоре названный - Цессионарий) 22 марта 2013 года заключён договор N 153 уступки прав (цессии), по которому ОАО "Янтарьэнерго" уступило ОАО "Янтарьэнергосбыт" право требования с Предприятия задолженности по Договору в сумме 1 277 883,65 руб., о чем ОАО "Янтарьэнергосбыт" 25.04.2013 письмом N 5088 уведомило Предприятие о состоявшейся уступке права.
Решением суда от 31.10.2013 по делу N А21-8065/2013 указанная сумма основного долга в размере 1 277 883 рубля 65 копеек за поставленную электроэнергию в июле, сентябре 2007 года и в период с февраля по апрель 2009 года взыскана с Предприятия в пользу ОАО "Янтарьэнергосбыт". Выдан исполнительный лист.
Таким образом, обоснован вывод суда о том, что на момент составления ликвидационного баланса заявитель являлся кредитором МУП "РСУ N 6".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что ликвидатору МУП "РСУ N 6" было и должно было быть известно о наличии требований заявителя, поскольку договор между Энергоснабжающей организацией и Предприятием действовал с 1998 года, а задолженность сформировалась еще в 2007-2009 годах.
Ликвидатор в силу прямого указания закона обязан как выявить кредиторов ликвидируемого общества, так и известить кредиторов (в том числе, заявителей) о предстоящей ликвидации, представив тем самым, кредиторам возможность по подаче соответствующего заявления, либо отразить сумму задолженности общества в балансе.
Соответствующее получение ликвидатором от органов управления, принимающих решение о ликвидации, всей информации о деятельности Предприятия, включая получение бухгалтерской документации также презюмируется законом.
В свою очередь, соответствующие обязательства предприятия должны были найти отражение в бухгалтерской отчетности, которую надлежало передать в установленном порядке ликвидатору, который впоследствии указанной информацией в полном объеме должен был располагать.
Кроме того, судом учтено наличие в открытом доступе информации о принятых судебных актах в Картотеке арбитражных дел.
С учетом того, что решение о ликвидации принято 19.03.2009, ликвидатор не мог не знать о том, что у предприятия имеются неисполненные обязательства перед Энергоснабжающей организацией. Открытие ликвидационной процедуры не освобождает потребителя от оплаты фактически принятого количества энергии. Решение суда вступило в силу, не отменено, между тем, запись о ликвидации данного предприятия была осуществлена регистрирующим органом после принятия указанного судебного акта.
Судом учитывается наличие в материалах дела письма МИ ФНС N 9 по г.Калининграду уведомившей МИ ФНС N 1 по Калининградской области о наличии в базе данных ЭОД "Местный уровень" сведений об имуществе предприятия в виде нежилого помещения (IV из литер А) площадью 147,2 кв.м., расположенное по адресу: 236004, Калининград, ул. Дзержинского, 71А, которое по состоянию на 21.04.2014 не снято с регистрационного учета и не отражено в балансе. А также о наличии у Предприятия по состоянию на 16.04.2014 задолженности перед бюджетом в размере 1000 руб. штрафа, 0,06 руб. пени.
Между тем на регистрацию был представлен нулевой ликвидационный баланс МУП "РСУ N 6" от 11.04.2014, который не содержал как указанные сведения, так и сведения о кредиторской задолженности перед заявителем.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно установил, что ликвидационный баланс содержал недостоверные сведения. Ликвидатору надлежало уведомить регистрирующий орган о наличии притязаний кредитора, с целью недопущения преждевременного принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) юридического лица.
В свою очередь, регистрирующему органу также следовало предпринять действия, направленные на получение достоверных сведений о ликвидируемом юридическом лице, вплоть до приостановления процедуры ликвидации либо отказа в ликвидации, в том числе, по тщательной проверке данных баланса и по установлению обстоятельств, препятствовавших завершению добровольной процедуры ликвидации юридического лица.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вопреки позиции заявителей жалоб, отсутствуют основания считать прекращенной деятельность предприятия, в связи с добровольной ликвидацией, а, следовательно, заявленные обществом требования правомерно удовлетворены, оспариваемые действия регистрирующего органа и регистрационную запись о ликвидации предприятия - признаны незаконными как несоответствующие Закону о государственной регистрации, с возложением на регистрирующего органа обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя (ч. 5 ст. 201 АПК РФ).
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены судебного акта суда.
В удовлетворении апелляционных жалоб следует отказать.
Заявители жалоб от уплаты госпошлины освобождены в силу закона.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.02.2015 по делу N А21-4354/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Ю. Тойвонен |
Судьи |
Л.С. Копылова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4354/2014
Истец: ОАО "Янтарьэнергосбыт"
Ответчик: МИФНС N 1 по К/о
Третье лицо: Администрация Московского района ГО "Город Калининград", Дорошкович А. М., Комитет городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград", Комитет городского хозяйства городского округа "Город Калининград"