г. Москва |
|
08 июня 2015 г. |
Дело N А41-128/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Главы крестьянского фермерского хозяйства Воронина Виталия Витальевича: Воронин В.В. лично;
от администрации Ленинского муниципального района Московской области: Макушенко В.Ю. по доверенности N 4-25/80 от 30.12.14;
от федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский селекционно-технологический институт садоводства и питомниководства": Сериков В.В. по доверенности N 52 от 13.10.14; Хохлов В.П. по доверенности N 62 от 25.11.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ленинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2015 года по делу N А41-128/15, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению индивидуального предпринимателя Главы крестьянского фермерского хозяйства Воронина Виталия Витальевича к администрации Ленинского муниципального района Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Всероссийский селекционно-технологический институт садоводства и питомниководства", об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель - Глава крестьянского (фермерского) хозяйства (ИП) Воронин Виталий Витальевич обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Ленинского муниципального района Московской области о:
1) признании незаконным бездействия администрации Ленинского муниципального района Московской области;
2) обязании утвердить и выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ от 11.06.03 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" земельного участка, а именно:
- с ориентировочной площадью около 85 598 кв.м., в кадастровом квартале 50:21:0030210 (согласно - проекта схемы);
- с ориентировочной площадью около 82 509 кв.м., в кадастровом квартале 50:21:0030210 (согласно - проекта схемы);
- с ориентировочной площадью около 80 885 кв.м., в кадастровом квартале 50:21:0030210 (согласно - проекта схемы);
3) взыскании расходов по госпошлине (л.д. 2-9).
Заявление подано в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 16 января 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Московской области (л.д. 1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено федеральное государственное бюджетное научное учреждение (ФГБНУ) "Всероссийский селекционно-технологический институт садоводства и питомниководства" (л.д. 75).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, ИП Воронин В.В. в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил:
- признать незаконным отказ, изложенный в письме N 205-п от 12.02.15 администрацией Ленинского муниципального района Московской области;
- обязать администрацию Ленинского муниципального района Московской области, утвердить и выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории Главе крестьянского (фермерского) хозяйства В.В. Воронину, в порядке предусмотренном статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ от 11.06.03 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" земельного участка, а именно:
с ориентировочной площадью около 85 598 кв.м., в кадастровом квартале 50:21:0030210 (согласно - проекта схемы);
с ориентировочной площадью около 82 509 кв.м., в кадастровом квартале 50:21:0030210 (согласно - проекта схемы);
с ориентировочной площадью около 80 885 кв.м., в кадастровом квартале 50:21:0030210 (согласно - проекта схемы) (л.д. 87-92).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2015 года был признан незаконным отказ, изложенный в письме N 205-п от 12.02.15, администрацией Ленинского муниципального района Московской области. Администрация Ленинского муниципального района Московской области была обязана утвердить и выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории Главе крестьянского (фермерского) хозяйства В.В. Воронину, в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ от 11.06.03 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" земельного участка, а именно:
- с ориентировочной площадью около 85 598 кв.м., в кадастровом квартале 50:21:0030210;
- с ориентировочной площадью около 82 509 кв.м., в кадастровом квартале 50:21:0030210;
- с ориентировочной площадью около 80 885 кв.м., в кадастровом квартале 50:21:0030210. С администрации Ленинского муниципального района Московской области в пользу ИП Воронина В. В. было взыскано 200 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины (л.д. 117-119).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация Ленинского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (л.д. 121-122).
В судебном заседании апелляционного суда представители администрации Ленинского муниципального района Московской области и ФГБНУ "Всероссийский селекционно-технологический институт садоводства и питомниководства" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ИП Воронина В.В. возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ТУ Росимущества в Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, присутствующих в судебном заседании, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 14.01.15 ИП Воронин В.В, обратился к Главе Ленинского муниципального района Московской области с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале 50:21:0030210, площадью 85 598 кв.м., 82 509 кв.м., 80 855 кв.м., расположенного в границах сельского поселения Булатниковское по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, с.п. Булатниковское, в районе п. Измайлово, для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства (л.д. 35-36).
Письмом N 205-п от 12.02.15 администрация Ленинского муниципального района Московской области отказала ИП Воронину В.В. в утверждении схем расположения испрашиваемых участков, сославшись на вхождение этих участков в состав земельного участка с кадастровым номером 50:21:0030210:525, площадью 454 300 кв.м., находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования у ФГБНУ "Всероссийский селекционно-технологический институт садоводства и питомниководства" (л.д. 56).
Полагая отказ администрации Ленинского муниципального района Московской области в утверждении и выдаче схемы расположения земельных участков незаконным, ИП Воронин В.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что заявителем были представлены все необходимые документы для получения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане и кадастровой карте, которая по своему содержанию является не правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а носит исключительно информационный характер.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Федерального закона N 74-ФЗ от 11.06.03 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. При этом для принятия решения об образовании земельных участков необходимо наличие кадастрового паспорта образуемых земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ от 11.06.03 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции, действовавшей на момент обращения ИП Воронина В.В. с заявлением об утверждении схем расположения участков) в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Как указывалось выше, 14.01.15 ИП Воронин В.В, обратился к Главе Ленинского муниципального района Московской области с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале 50:21:0030210, площадью 85 598 кв.м., 82 509 кв.м., 80 855 кв.м., расположенного в границах сельского поселения Булатниковское по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, с.п. Булатниковское, в районе п. Измайлово, для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства (л.д. 35-36).
При этом ИП Воронин В.В. не указал на каком праве он намерен приобрести данные земельные участки и условия такого приобретения.
В силу пункта 3 статьи 12 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (п. 4 ст. 12 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Согласно пункту 5 названной статьи договор купли-продажи или аренды земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Таким образом, утверждение и выдача схемы расположения земельного участка является этапом процедуры по приобретению этого участка в собственность или аренду для ведения фермерского хозяйства.
Исходя из приведенных норм, в процессе утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории или кадастровом плане земельного участка орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий, на основе анализа документов государственного кадастра недвижимости, землеустроительной документации, информации о разрешенном использовании земельных участков, рассматривает вопрос о принципиальной возможности предоставления испрашиваемого заявителем земельного участка для заявленных целей, и лишь при положительном решении данного вопроса проводит мероприятия по утверждению схемы этого участка: определяет, соответствуют ли экологические, градостроительные и иные условия использования соответствующей территории целям, для которых заявитель просит предоставить земельный участок. В случае же отрицательного ответа на вопрос о возможности предоставления земельного участка для испрашиваемых целей совершение соответствующим органом местного самоуправления последующих действий является нецелесообразным.
Утверждение схемы земельного участка, равно как и выбор земельного участка возможны только при отсутствии к тому препятствий.
Поэтому если на первоначальном этапе при обращении заинтересованного физического или юридического лица с заявлением в органы местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка, будет установлено, что на испрашиваемом земельном участке принципиально не возможно осуществление деятельности, для которого данный земельный участок испрашивается, орган местного самоуправления имеет право отказать в удовлетворении подобного заявления.
Как указывалось выше, ИП Воронин В.В. не указал на каком праве он намерен приобрести испрашиваемые земельные участки, а также не представил документы в обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Кроме того, как следует из материалов дела, испрашиваемые земельные участки площадью 85 598 кв.м., 82 509 кв.м., 80 855 кв.м. входят в границы земельного участка с кадастровым номером 50:21:0030210:525, площадью 454 300 кв.м., находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования у ФГБНУ "Всероссийский селекционно-технологический институт садоводства и питомниководства", сформированного и поставленного на кадастровый учет в установленном законом порядке. При этом земельные участки, необходимые заявителю для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, не сформированы.
Поскольку утверждение схемы расположения земельных участков предполагает их дальнейшее приобретение заявителем на каком-либо праве, учитывая вхождение испрашиваемых земельных участков в границы землепользования третьего лица, а также несоблюдение ИП Ворониным В.В. требований к форме заявления о предоставлении земельных участков, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Данный вывод соответствует позиции Арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлении от 09 апреля 2015 года N Ф05-2745/2015 по делу N А41-12964/14.
При изложенных обстоятельствах решение суда подлежит отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2015 года по делу N А41-128/15 отменить.
В удовлетворении заявления ИП - Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Воронин В.В. отказать.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-128/2015
Истец: ИП Воронин Виталий Витальевич
Ответчик: Администрация Ленинского муниципального района Московской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, ФГБНУ "Всероссийский селекционно-технологический институт садоводства и питомниководства", Администрация Ленинского муниципального района Московской области