г. Москва |
|
09 июня 2015 г. |
Дело N А40-113542/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Банина И.Н., Сазоновой Е.А. |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильченко В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия N 1 г. Орла
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2015 г.
по делу N А40-113542/13,
принятое судьей Дубовик О.В. (шифр судьи 55-952),
по иску Муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия N 1 г. Орла (ОГРН 1025700764990, 302012, Орловская область, г. Орел, ул. Ростовская, д. 13)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр.1)
третье лицо: Департамент финансов Орловской области
(302021, г. Орел, площадь Ленина, д. 1)
о взыскании денежных средств в сумме 13 122 105 руб. 16 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Лобова Е.Н. по доверенности от 27.03.2015,
от третьего лица: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
МУ ПАТП N 1 г.Орла, с учетом уточнения требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, убытков в сумме 13 122 105 руб. 16 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.01.2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 года, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Московского округа от 21.08. 2014 года решение вышеназванные судебные акты отменены, с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд г.Москвы.
Решением суда от 31.03.2015 года в удовлетворении исковых требований МУ ПАТП N 1 г.Орла отказано.
МУ ПАТП N 1 г.Орла не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, указав на несоответствие выводов, изложенных в решении суда фактическим обстоятельствам дела, и ненадлежащую оценку судом представленных по делу доказательств.
Министерство финансов России представило письменные пояснения, в которых считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей истца и третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, выслушав объяснение представителя ответчика, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является предприятием, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на платной основе в г.Орле, оказал за период 2011 года услуги по перевозке граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте на основании единого социального проездного билета (ЕСПБ), в связи с чем понес убытки в виде не возмещенных расходов Российской федерации на перевозку льготных категорий граждан федерального регистра в сумме 13 122 105 руб. 16 коп..
Согласно пункту 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом и иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно ст. ст. ст. 3, 44, 63 названного Закона, меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация в силу пункта 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла на себя и обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
Постановлением Коллегии Орловской области от 30.03.2007 года N 65 "О едином социальном проездном билете в Орловской области" и Постановлением Правительства Орловской области от 18.10.2010 года N 365 "О едином социальном проездном билете в Орловской области" на территории Орловской области был введен единый социальный проездной билет, который предоставлял гражданам льготных категорий право проезда в городском и пригородном общественном транспорте, и стоимость ЕСПБ была меньше стоимости обычного (не льготного) проездного билета для граждан.
При расчете убытков истец применял следующие показатели: вид транспорта (автобус); количество льготников, реализовавших право пользования услугами общественного транспорта (равно количеству реализованных ЕСПБ); стоимость единого социального проездного билета; стоимость одного пассажирокилометра; средняя дальность поездки пассажиров на транспорте пригородного сообщения; среднемесячное количество поездок льготника на транспорте пригородного сообщения; доля истца в пригородной транспортной работе; сумма, полученная от реализации ЕСПБ; сумма компенсации из бюджета (1 116 323 руб.).
По расчету истца, неполученная истцом с потребителей - льготников провозная плата представляет собой помесячное произведение количества потребителей на провозную плату, с учетом доли истца в соответствующем виде перевозок (городским, пригородном), уменьшенное на сумму, полученную истцом от реализации ЕСПБ.
Между тем доводы истца необоснованные и правомерно отклонены судом первой инстанции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 года N 802 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в спорный период в соответствии с указанными нормативными актами истцом предоставлялись льготы по проезду категориям граждан, отнесенных к федеральному и региональному регистру льготников, в результате чего по итогам спорного периода истцом понесены убытки в заявленном размере.
Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного закона, необходимо реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования, при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Статьей 153 указанного Закона предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года, право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых данным законом нормах, Закон N 122-ФЗ не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных законом.
Так как право бесплатного проезда на городском и пригородном транспорте общего пользования являлось гарантией, носящей компенсаторный характер, то, предоставив это право, государство взяло на себя публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан не ухудшать условия предоставления данной льготы.
В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами. Указанные федеральные законы могут содержать положения, предусматривающие: порядок согласования участия органов государственной власти субъектов Российской федерации в осуществлении указанных полномочий, а также особенности такого участия; возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти Российской Федерации указанных полномочий.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, вели возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Как установлено судом, Постановлением Правительства Орловской области от 18.10.2010 года N 365, на территории Орловской области с 01.01.2010 года введен единый социальный проездной билет (ЕСПБ) стоимостью 300 рублей для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), в автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов отдельным категориям граждан в соответствии с утвержденным перечнем, а также утверждено Положение об обеспечении отдельных категорий граждан ЕСПБ для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов на территории Орловской области.
Включение Правительством Орловской области в рамках предмета совместного ведения в Перечень граждан, имеющих право на приобретение ЕСПБ, льготных категорий граждан федерального регистра свидетельствует о том, что Орловская область приняла на себя обязательства по финансированию из бюджета области расходов на перевозку граждан федеральных категорий.
В соответствии с пунктом 1 указанного Положения, данное Положение предусматривает предоставление равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Орловской области, в части проезда по ЕСПБ на транспорте, обслуживающем внутримуниципальные (городские и пригородные) регулярные маршруты общего пользования по решению соответствующих муниципальных образований, а также пригородные межмуниципальные маршруты, организованные органом исполнительной государственной власти специальной компетенции в сфере транспорта.
Согласно пункту 4 вышеназванного Положения, реализация ЕСПБ осуществляется за наличные денежные средства уполномоченными Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области организациями. В соответствии с пунктом 6 Положения, ЕСПБ являются именными и не подлежат передаче другому лицу.
Постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2009 года N 337, утвержден перечень пригородных маршрутов и междугородных маршрутов межмуниципального сообщения Орловской области, в том числе и на период дачного сезона.
Постановлением Правительства Орловской области от 12.04.2011 года N 112, период дачного сезона определен с 30 апреля по 30 октября 2011 года, а также действие ЕСПБ распространено на все утвержденные сезонные дачные маршруты.
Постановлением Администрации г.Орла от 20.04.2011 года N 1155, МУ ПАТП-1 поручено организовать перевозку по сезонным маршрутам, указанным в приложении к данному постановлению.
В соответствии с частью 2 статьи 8 вышеуказанного Закона Орловской области N 84-03, тарифы на перевозки по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения устанавливаются органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в сфере регулирования тарифов в соответствии с полномочиями, установленными действующим законодательством.
Согласно подпункту 49 пункта 4 Положения об Управлении по тарифам Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 30.04.2009 года N 27, в редакции постановления Правительства Орловской области от 20.01.2011 года N 9, Управление по тарифам Орловской области устанавливает тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
В соответствии с приказом Службы по тарифам Орловской области от 28.05.2008 года N 144-Т, установлены тарифы для областного организатора перевозок на перевозки пассажиров и багажа в автобусах пригородного сообщения в размере 1,23 руб. за 1 пассажирокилометр.
Приказом Управления по тарифам от 30.12.2010 года N 924-т, установлен тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам в размере 1.35 руб. за пассажирокилометр.
Как установлено судом, Постановлением Администрации г. Орла от 20.04.2011 года N 1155, действие указанного тарифа распространено на перевозки по пригородным маршрутам, осуществляемые организацией истца. Стоимость месячного проездного билета на проезд по дачным маршрутам для пенсионеров всех категорий, многодетных матерей и отцов, одиноких матерей, инвалидов, детей-инвалидов их опекунов или попечителей, ветеранов боевых действий, лиц, награжденных знаком "Почетный донор СССР" или "Почетный донор России" установлен в размере 200 руб.
Применяя полное количество ЕСПБ для начисления расходов, истец не учел, что ЕСПБ действовал одновременно в городском и пригородном сообщении на всех видах транспорта, а также, что организация истца являлась не единственной транспортной организацией в г. Орле, имеет место организация городского электротранспорта, на которую также приходились расходы при эксплуатации ЕСПБ. Поэтому истец необоснованно начислил на свое предприятие расходы организации электротранспорта.
Поэтому, в ситуации не использования истцом в спорный период механизмов, фиксирующих реальное количество перевезенных им лиц, обладающих правом льготного проезда, (в отсутствие считывающих устройств и т.п.), величина полной стоимости ЕСПБ, определенная действующим нормативным актом субъекта Российской Федерации применительно к конкретным муниципальным образованиям, не может опровергаться обобщенными среднестатистическими показателями, в том числе отраженными в постановлении Росстата N 9 в качестве средних по Российской Федерации.
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации исполнило свои обязанности по возмещению расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно расчета убытков, порядка возмещения убытков уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2015 г. по делу N А40-113542/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия N 1 г. Орла - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
И.Н.Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-113542/2013
Истец: МУ "ПАТП N1", МУ ПАП N1
Ответчик: Министерство Финансов РФ, РФ в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Департамент финансов Орловской области
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41090/15
09.06.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19878/15
31.03.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-113542/13
21.08.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7085/14
03.04.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9127/14
28.01.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-113542/13