г. Вологда |
|
09 июня 2015 г. |
Дело N А13-16502/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 09 июня 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Виноградовой Т.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от ответчика Семеновой И.А. по доверенности от 31.12.2013 N 13-0-1/10800,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 января 2015 года по делу N А13-16502/2013 (судья Киров С.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Камелот" (ОГРН 1073525003925, ИНН 3525181112; место нахождения: 160000, город Вологда, улица Конева, дом 12а, офис 5; далее - ООО "Камелот", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды (далее - Департамент) о признании недействительным решения от 27.11.2013 N 13-13/2517/5671 об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и возложении на Департамент обязанности выдать разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 16 января 2015 года по делу N А13-16502/2013 признано не соответствующим Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и недействительным решение Департамента от 27.11.2013 N 13-13/2517/5671 об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Указанным решением суд первой инстанции также возложил на Департамент обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, выдать обществу разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: город Вологда, площадь Бабушкина, около здания железнодорожного вокзала на станции Вологда-1.
Департамент с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части возложения на него обязанности выдать обществу разрешение на установку и эксплуатацию спорной рекламной конструкции. В обоснование жалобы указывает на отсутствие в утвержденной постановлением администрации г. Вологды от 31.12.2013 N 10682 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Вологда" схеме размещения рекламной конструкции по адресу: город Вологда, площадь Бабушкина, около здания железнодорожного вокзала на станции Вологда-1.
ООО "Камелот" в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - частичной отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, ООО "Камелот" 23.09.2013 обратилось в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на территории муниципального образования "Город Вологда", в котором просило согласовать место установки рекламной конструкции и выдать разрешение на установку рекламной конструкции по адресу: город Вологда, площадь Бабушкина, около здания железнодорожного вокзала на станции Вологда-1, щитовая установка с размерами информационного поля 6 м х 3 м.
В заявлении общество указало, что земельный участок с кадастровым номером 35:24:02 02 036:0032 находится в пользовании у открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") на основании договора аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, от 22.07.2008 N 203 сроком действия 49 лет.
Департамент по результатам рассмотрения заявления вынес решение об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 27.11.2013 N 13-13/2517/5671, указав на нарушение требований части 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", поскольку отсутствует информация о проведении и результатах проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Общество, не согласившись с решением Департамента, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
Аналогичные положения содержатся в пункте 32 статьи 24 Устава муниципального образования "Город Вологда", принятого решением Вологодской городской Думы от 25.08.2005 N 301, зарегистрированным в правительстве Вологодской области 30.08.2005 за N 939 (далее - Устав г. Вологды).
В силу статей 34, 37, 41 Закона N 131-ФЗ, статей 28, 42 Устава г. Вологды, пунктов 1.1, 2.4, 3.4 Положения о Департаменте градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007 N 512 (далее - Положение N 512), Департамент является отраслевым органом администрации города Вологды, уполномоченным в сфере градостроительства и городского хозяйства.
В соответствии с возложенными задачами Департамент осуществляет функции по разработке схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулированию таких разрешений, выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемым в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (с последующими изменениями) (далее - Закон N 38-ФЗ); по организации работы по формированию единой городской политики в области праздничного и тематического оформления города, определению приоритетных направлений в данной сфере, в том числе рассматривает заявления о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, в том числе осуществляет необходимые для принятия указанного решения согласования с уполномоченными органами (пункт 3.4.2 Положениея N 512); принимает решения о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа либо об отказе в выдаче таких разрешений и направляет указанные решения заявителям (пункт 3.4.3 Положение N 512); готовит и выдает разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа (пункт 3.4.4 Положения N 512).
Согласно части 5 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Частью 5.1 статьи 19 названного Закона предусмотрено, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 19 Закона N 38-ФЗ определено, что в случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество, при наличии согласия такого собственника и с соблюдением требований, установленных частями 5.1 - 5.5 настоящей статьи.
Кроме этого, в соответствии с частью 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В данном случае материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок, являющийся собственностью Российской Федерации, передан в аренду ОАО "РЖД" на основании договора от 22.07.2008 N 203.
По условиям пункта 4.3.2 договора арендатор имеет право в пределах срока договора аренды (49 лет) передавать участок в субаренду без согласия его собственника с последующим уведомлением арендодателя.
В целях упорядочения организации и осуществления рекламно-информационной деятельности на объектах ОАО "РЖД" с 01.01.2007 введено в действие Положение о рекламно-информационной деятельности на объектах ОАО "РЖД", утвержденное распоряжением президента ОАО "РЖД" от 29.12.2006 N 2612р (далее - Положение N 2612р), которое регламентирует порядок осуществления рекламно-информационной деятельности на объектах ОАО "РЖД", порядок установки рекламных конструкций, размещения рекламной информации на объектах ОАО "РЖД", порядок взаимодействия филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД", управляющей организации, рекламных агентств, рекламодателей, порядок отчетности и контроля за рекламно-информационной деятельностью на объектах ОАО "РЖД" (пункт 1).
При этом рекламно-информационная деятельность на объектах ОАО "РЖД" имеет специальные ограничения, обусловленные особым режимом использования объектов федерального железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 5 Положения N 2612р демонтировать, эксплуатировать и осуществлять техническое обслуживание рекламных конструкций на объектах ОАО "РЖД" имеет право только управляющая организация либо организация, имеющая договор с управляющей организацией. ОАО "РЖД", филиалы и другие структурные подразделения ОАО "РЖД" имеют право разрешать установку на объектах ОАО "РЖД" рекламных конструкций только управляющей организации либо организации, имеющей договор с управляющей организацией (пункт 6).
На основании Положения N 2612р и с целью выбора управляющей организации для заключения долгосрочного договора на осуществление рекламно-информационной деятельности на указанных объектах проведен закрытый конкурс, с победителем этого конкурса (закрытым акционерным обществом "Железнодорожное рекламное агентство ЛАЙСА") ОАО "РЖД" заключило генеральный договор на осуществление рекламно-информационной деятельности от 28.09.2006 N 623 К/Т.
В пункте 2.2 названного договора определено, что объектами ОАО "РЖД" является имущество, принадлежащее ОАО "РЖД" на правах владения, пользования и/или на праве собственности, и закрытое акционерное общество "Железнодорожное рекламное агентство ЛАЙСА" вправе заключать гражданско-правовые договоры с третьими лицами в рамках осуществления деятельности, предусмотренной генеральным договором (пункт 4.1.5).
В дальнейшем на основании положений указанного генерального договора закрытое акционерное общество "Железнодорожное рекламное агентство ЛАЙСА" заключило договоры с ООО "Камелот", наделив его частью полномочий на осуществление рекламно-информационной деятельности на объектах ОАО "РЖД".
В связи с этим отказ Департамента в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по причинам отсутствия информации о проведении и результатах проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции противоречит приведенным нормам законодательства и сложившимся гражданско-правовым отношениям между собственником земельного участка и его владельцем, осуществляющими свои права и обязанности с соблюдением требований Закона N 38-ФЗ.
В заявлении общество просило суд в целях устранения допущенных прав и законных интересов обязать Департамент выдать разрешение на установку и эксплуатацию спорной рекламной конструкции.
Суд, признав недействительным оспариваемое решение Департамента, обязал его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи ему разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: город Вологда, площадь Бабушкина, около здания железнодорожного вокзала на станции Вологда-1.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Закона N 38-ФЗ без учета положений части 5.8 статьи 19 Закона N 38-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Меры восстановления нарушенного права применяются для восстановления состояния правоотношений, соответствующего требованиям права. Поэтому решение суда о принятии таких правовосстановительных мер должно соответствовать действующему законодательству и быть исполнимым на дату его принятия.
Следовательно, исходя из существа возникших между заявителем и заинтересованным лицом по настоящему делу правоотношений такие правовосстановительные меры должны соответствовать требованиям Закона N 38-ФЗ.
Помимо того, по смыслу положений главы 24 АПК РФ законность оспариваемых действий проверяется судом на дату их совершения.
В свою очередь, в соответствии с частью 5 статьи 201 АПК РФ в случае удовлетворения требований заявителя в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Возложенная на ответчика обязанность совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя должна соответствовать законодательству, действующему на момент принятия судебного акта.
Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 98-ФЗ) введена в действие часть 5.8 статьи 19 Закона N 38-ФЗ, согласно которой органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Этим же Законом введено такое основание для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, как несоответствие схеме установки рекламной конструкции в заявленном месте (пункт 2 части 15 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Закона N 98-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2014 года органы местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Закона N 38-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона).
Частью 4 статьи 4 Закона N 98-ФЗ определено, что до дня утверждения схем размещения рекламных конструкций органами местного самоуправления (органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) применяется действовавший до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядок размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
После утверждения схем разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций должны выдаваться только на места, указанные в схемах (часть 5 статьи 4 Закона N 98-ФЗ).
В данном случае схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Вологда" утверждена постановлением администрации г. Вологды от 31.12.2013 N 10683.
Указанное постановление размещено в газете "Вологодские новости" от 15.01.2014 N 1-2 (1821-1822) и на сайте администрации города Вологды.
При этом в утвержденной схеме место размещения рекламной конструкции, заявленное обществом, отсутствует, в том числе и на дату принятия настоящего постановления.
Поскольку в рамках нового правового регулирования соблюдение нормы, предусматривающей установку рекламных конструкций только в местах, указанных в схеме размещения, является обязательным, то довод Департамента об отсутствии оснований для выдачи обществу разрешения для размещения спорной рекламной конструкции является обоснованным.
Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2014 года N 301-ЭС14-2491 по делу N А43-22034/2013.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует отменить в части возложения на Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Камелот" путем выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: город Вологда, площадь Бабушкина, около здания железнодорожного вокзала на станции Вологда-1.
В остальной части решение суда следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 января 2015 года по делу N А13-16502/2013 отменить в части возложения на Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Камелот" путем выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: город Вологда, площадь Бабушкина, около здания железнодорожного вокзала на станции Вологда-1.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-16502/2013
Истец: ООО "Камелот"
Ответчик: Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды
Третье лицо: Департамент градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды, ООО "Камелот"