г. Москва |
|
08 июня 2015 г. |
Дело N А40-85617/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Берхамовой А.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ОАО "ВДНХ"
к ФГБУ ФКП Росреестра,
третьи лица: 1) ФАУГИ; 2) ООО "ВКЦ "ИНТЕРКОММАШ"; 3) Департамент городского имущества г. Москвы,
об оспаривании,
при участии:
от заявителя: |
Подколзин Н.А. по доверенности от 30.12.2014; Хлыстова Е.А. по доверенности от 30.12.2014 |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
Соложенков А.С. по доверенности от 26.01.2015 (Департамент городского имущества г. Москвы); Игнатов И.П. (Генеральный директор ООО "ВКЦ "ИНТЕРКОММАШ" по протоколу от 15.09.2012); Тыняный А.А. по доверенности от 07.11.2014 (ООО "ВКЦ "ИНТЕРКОММАШ"); Белова Н.С. по доверенности от 01.06.2015 (ООО "ВКЦ "ИНТЕРКОММАШ"); ФАУГИ - не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "ВДНХ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) по осуществлению временного кадастрового учета земельного участка общей площадью 1578+/-14 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0018011:7548 и решения кадастровой палаты от 13.08.2013 N 77/601/13-51923.
Решением суда от 26.01.2015 заявление общества удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, ООО "ВКЦ "Интеркоммаш" (третье лицо) обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой в которой просит решение отменить, заявление общества оставить без удовлетворения.
Определением от 19.05.2015 апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, рассматриваемый спор возник относительно земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018011:7548, который находится внутри земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018011:354.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.04.2015 собственником земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018011:354 является город Москва.
Согласно выписке право собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0018011:354 возникло у города Москвы 02.02.2015.
Оспариваемое решение вынесено судом первой инстанции 26.01.2015.
Вместе с тем, решение суда по настоящему делу влияет на права и обязанности города Москвы несмотря на то, что право собственности на земельный участок зарегистрировано за Москвой после принятия судом первой инстанции решения, на дату рассмотрения дела в апелляционной инстанции.
Соответственно, рассмотрение настоящего дела без участия города Москвы в лице Департамента городского имущества города Москвы невозможно.
В п.4 ч.4 ст.270 АПК РФ сказано, что основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Следовательно, решение суда первой инстанции от 26.01.2015 подлежит отмене. Апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Департамент городского имущества города Москвы привлечен к участию в деле в порядке ст.51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
При рассмотрении настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, представитель общества поддержал доводы, изложенные в заявлении.
Представители ООО "ВКЦ "Интеркоммаш" просили отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Дело рассмотрено в порядке ч.ч.3, 5 ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, оценив доводы, изложенные в заявлении, в апелляционной жалобе, представленные доказательства, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
13.08.2013 кадастровая палата приняла решение поставить на временный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 77:02:0018011:7548.
На земельном участке с кадастровым номером 77:02:0018011:7548 находится здание, принадлежащее ООО "ВКЦ "Интеркоммаш"" на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.10.2011 N 77 НН 333866.
Принимая решение о постановке земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018011:7548 на кадастровый учет кадастровой палатой не учтено следующее.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 77:02:0018011:7548 находится внутри земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018011:354.
В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (в редакции на дату принятия кадастровой палатой оспариваемого решения).
Согласно ч.4 ст.24 Закона о государственном кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 настоящего Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости (ч.4 ст.24 Закона о государственном кадастре).
Как следует из материалов дела, отсутствует государственная регистрация права на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0018011:7548, на котором находится здание, принадлежащее ООО "ВКЦ "Интеркоммаш"" на праве собственности.
Следовательно, кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018011:7548 носит временный характер.
Согласно п.2 ч.2 ст.26 Закона о государственном кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
Данная норма права направлена на защиту интересов владельца земельного участка в определенных границах, сведения о котором уже содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Как изложено выше, земельный участок с кадастровым номером 77:02:0018011:7548 находится внутри земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018011:354.
Несмотря на то, что фактического пересечения земельных участков с кадастровым номером 77:02:0018011:7548 и кадастровым номером 77:02:0018011:354 нет, апелляционный суд полагает возможным применить положение п.2 ч.2 ст.26 Закона о государственном кадастре, как направленное на защиту границ ранее поставленного на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018011:354.
Апелляционный суд полагает возможным применить положение п.2 ч.2 ст.26 Закона о государственном кадастре к конкретным обстоятельствам рассматриваемого дела на основании ч.6 ст.13 АПК РФ об аналогии закона.
Имеет место наложение земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018011:7548 на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0018011:354.
Следовательно, на основании п.2 ч.2 ст.26 Закона о государственном кадастре кадастровая палата должна была приостановить осуществление кадастрового учета.
Кадастровая палата по причине наложения одного земельного участка на другой не приостановила осуществление кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018011:7548, чем нарушила права общества, как арендатора земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018011:354.
Более того, кадастровая палата приняла решение от 13.08.2013 N 77/601/13-51923 по осуществлению временного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018011:7548.
Притом, что имеется спор о границах указанных земельных участков. Общество не согласно с границами, установленными для земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018011:7548.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.22 Закона о государственном кадастре, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимым для кадастрового учета документами является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Из п.2 ч.1 ст.22 Закона о государственном кадастре следует, что при постановке на временный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018011:7548 ООО "ВКЦ "Интеркоммаш"" должно было представить межевой план этого земельного участка.
В силу п.2 ч.1 ст.22 Закона о государственном кадастре необходимо представить документ, подтверждающий разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка, если в соответствии со ст.38 данного закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ.
Согласно ч.3 ст.38 Закона о государственном кадастре, если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии с ч.1 ст.39 Закона о государственном кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе (ч.2 ст. 39 Закона о государственном кадастре).
Положения ч.3 ст.38, ч.ч.1 и 2 ст.39 Закона о государственном кадастре направлены на защиту интересов владельца земельного участка в определенных границах, сведения о котором уже содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Как изложено выше, земельный участок с кадастровым номером 77:02:0018011:7548 находится внутри земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018011:354.
Применительно к ч.2 ст. 39 Закона о государственном кадастре граница земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018011:7548 одновременно не является границей земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018011:354.
Несмотря на данный факт, апелляционный суд полагает возможным применить положения п.2 ч.1 ст.22, ч.3 ст.38, ч.1 и ч.2 ст. 39 Закона о государственном кадастре о необходимости согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018011:7548 в целях защиты границ ранее поставленного на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018011:354.
Апелляционный суд полагает возможным применить положение п.2 ч.1 ст.22, ч.3 ст.38, ч.1 и ч.2 ст. 39 Закона о государственном кадастре к конкретным обстоятельствам рассматриваемого дела на основании ч.6 ст.13 АПК РФ об аналогии закона.
Согласно ч.1 ст.40 Закона о государственном кадастре результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
В соответствии с ч.4 Закона о государственном кадастре, если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Согласно ч.5 ст.40 Закона о государственном кадастре споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В п.1 ст.59 Земельного кодекса Российской Федерации сказано, что признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
В силу п.2 ст.59 Земельного кодекса Российской Федерации судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как следует из материалов дела, спор о местоположении границ земельных участков с кадастровым номером 77:02:0018011:7548 и с кадастровым номером 77:02:0018011:354 не урегулирован.
Из положений Закона о государственном кадастре не следует, что земельный участок может быть поставлен на временный кадастровый учет в случае существования неурегулированного спора о местоположении границ смежных земельных участков.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что у кадастровой палаты отсутствовали правовые основания для временного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018011:7548.
Как изложено выше, на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0018011:7548 находится здание, принадлежащее ООО "ВКЦ "Интеркоммаш"" на праве собственности.
Соответственно, земельный участок, на котором находится здание ООО "ВКЦ "Интеркоммаш"", может быть образован в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.
Признание несоответствующими Закону о государственном кадастре действий кадастровой палаты, не лишает ООО "ВКЦ "Интеркоммаш"" прав на земельный участок, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.01.2015 по делу N А40-85617/14 отменить.
Признать незаконными решение ФГБУ ФКП Росреестра от 13.08.2013 N 77/601/13-51923 и действия ФГБУ ФКП Росреестра по осуществлению кадастрового учета земельного участка общей площадью 1578+/-14 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0018011:7548 и.
Обязать ФГБУ ФКП Росреестра устранить допущенные нарушения прав заявителя в установленном законом порядке.
Взыскать с ФГБУ ФКП Росреестра в пользу ОАО "ВДНХ" расходы по уплате государственной пошлины по заявлению 4 000 руб. (четыре тысячи рублей).
Возвратить ООО "Выставочно-коммерческий центр "Интерекоммаш" из федерального бюджет государственную пошлину по апелляционной жалобе 1 500 руб., как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-85617/2014
Истец: ОАО "ВДНХ"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая Палата Росреестра", Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая апалата Федеральной службы государственной регистрации и картографии" по Москве
Третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы, ООО "ВКЦ "Интеркоммаш", Росимущество, федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ