г.Москва |
|
05 июня 2015 г. |
А40-15360/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
Москвиной Л.А., Чеботаревой И.А., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Сатаевым Д.Ш., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ЗАО "ШОССЕ"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.03.2015 по делу N А40-15360/15 судьи Вигдорчика Д.Г. (145-109)
по заявлению ЗАО "ШОССЕ" (ОГРН 1027739007878, Москва, Строительный пр., дом 12)
к 3 батальону ДПС 1 СП ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по г. Москве
о признании недействительным постановления,
при участии:
от заявителя: |
Вагин А.Н. по дов. от 14.07.2014; |
от ответчика: |
Доронин А.К. по дов. от 31.12.2014; |
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "ШОССЕ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Главному управлению министерства внутренних дел России по г.Москве в лице 3-го батальона дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения на спецтрассе о признании недействительным постановления N 18810277145130040386 от 30.12.2014.
Решением от 31.03.2015 суд отказал в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления, наличие в действиях заявителя события и состава вменяемого административного правонарушения, соблюдение заинтересованным лицом порядка привлечения к административной ответственности.
ЗАО "ШОССЕ" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт удовлетворении заявлении требований. При этом автор жалобы ссылается на то, суд не учел всех обстоятельств по делу, а именно тот факт, что заявитель не осуществляет ремонт дороги или её содержание, предметом договора подряда является реконструкция дорог. Считает, что оспариваемое постановление принято неправомочным административным органом.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела, 14 декабря 2014 года на 81 км МКАД внешнего кольца Врио старшим государственным инспектором дорожного надзора 3 батальона ДПС 1 СП ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по г. Москве старшим лейтенантом полиции Д.В. Ковалевым выявлено несоблюдение п.п. 13, 14 Основных положений ПДД РФ, а именно: место производства строительных работ на проезжей части не оборудовано техническими средствами организации дорожного движения, отсутствуют блоки ФБС, сигнальные фонари красного цвета на блоках ФБС, импульсная стрелка в месте начала производства работ, на прямом ходу движения в полосе разгона, отсутствует металлическое барьерное ограждение, также отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.2.1.
На основании изложенного 14.12.2014 врио ст. инспектора дорожного надзора 3 Батальона ДПС 1 СП ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по г. Москве ст. лейтенантом полиции Д.В. Ковалевым вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ЗАО "ШОССЕ".
16.12.2014 Врио старшим государственным инспектором дорожного надзора 3 батальона ДПС 1 СП ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по г. Москве старшим лейтенантом полиции Д.В. Ковалевым составил Протокол 77 АА N 0137328 об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом. Копия протокола вручена представителю общества по доверенности от 22.12.2014 N171 Григорьеву В.А. с указанием даты, места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении
30.12.2014 командиром 3 батальона ДПС 1 СП ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по г. Москве Филатовым А.Е., в отсутствии законного представителя ЗАО "Шоссе" вынесено Постановление N 18810277145130040386 о назначении административного наказания по ст. 12.34 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Отказывая в удовлетворении требований ЗАО "ШОССЕ", суд первой инстанции исходил из того, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.
Статья 12.34 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения по обеспечению безопасности дорожного движения, в частности при ремонте и содержании дорог.
Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) установлено, что ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапах реконструкции и строительства возлагается на исполнителя работ (пункт 2 статьи 11). Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (статья 12).
С учетом указанных норм субъектом ответственности по статье 12.34 КоАП РФ может быть как должностное лицо, ответственное за состояние дорог, так и юридическое лицо независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять реконструкцию, строительство, ремонт и содержание дорог.
Объективная сторона вмененного Обществу правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования, обеспечивающие безопасность дорожного движения при содержании и ремонте дорог.
В соответствии со ст. 11 Закона N 196 - ФЗ ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапах проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства - на исполнителя работ.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающей в себя земельные участки в границах полосы для движения транспортных средств и включающей в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы.
В силу п. 12 ст. 3 Закона под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а так же по организации обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Вопреки доводам жалобы, работы по реконструкции и ремонту Дмитровского шоссе на основании специального ордера на производство земляных работ, обустройство и содержание строительной площадки N 12020677/10 возложены на ООО ИФСК "АРКС", которое в свою очередь, на основании договора строительного подряда N2729/06 от 01 марта 2012 года, передало возложенные на него работы ЗАО "ШОССЕ".
На основании главы 7 вышеуказанного договора строительного подряда "Права и обязанности подрядчика", именно подрядная организация - ЗАО "ШОССЕ" несет полную ответственность за выявленные правонарушения.
В силу п. 13 и 14 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
- содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
- информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
- принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.
Постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 N 857-ПП утверждены Правила подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве.
Правила подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве (далее - Правила) устанавливают порядок разработки и согласования документации для производства работ, оформления ордеров, требования к обустройству и содержанию мест производства работ и прилегающих территорий, а также порядок производства работ, подготовки и сдачи исполнительной документации, осуществления контроля за соблюдением установленных норм, правил и требований, ответственность за нарушение Правил.
В силу п. 6.14 Правил при производстве работ на проезжей части улиц и магистралей в качестве ограждения используются дорожные блоки из полимерных материалов.
Организации, выполняющие работы на проезжей части улиц и магистралей, оснащаются необходимыми техническими средствами безопасности дорожного движения: дорожными знаками с улучшенными светотехническими характеристиками, импульсными сигнальными стрелками, фонарями, специальной униформой со светоотражающими вставками для дорожных рабочих и проблесковыми маячками оранжевого цвета для дорожной техники.
Без наличия указанных средств начало работ на проезжей части не разрешается.
Номенклатура, количество и место расстановки дорожных знаков определяются исходя из характера проводимых работ и должны соответствовать утвержденным схемам.
Импульсные стрелки должны быть включены вне зависимости от времени суток.
Разделом 6.2 ГОСТ Р 52289-2004 предусмотрены правила нанесения горизонтальной дорожной разметки, в частности относящиеся к временной горизонтальной дорожной разметке, наносимой на период производства работ, с целью создания особого порядка дорожного движения на данном участке на время проведения работ. Также необходимо отметить, что в процессе эксплуатации дорожная разметка должна отвечать требованиям, предусмотренным разделом 4.2 ГОСТ Р 50597-93, данные положения соответственно распространяются и на временную горизонтальную дорожную разметку.
Факт не соблюдения вышеуказанных правил и нормативных актов в части не оборудовано техническими средствами организации дорожного движения места производства строительных работ на проезжей части, отсутствия блоков ФБС, сигнальных фонарей красного цвета на блоках ФБС, импульсная стрелка в месте начала производства работ, на прямом ходу движения в полосе разгона, отсутствия металлического барьерного ограждения, а также отсутствия горизонтальной дорожной разметки подтверждается совокупностью материалов дела, в том числе зафиксированы в акте проверки и в протоколе об административном правонарушении.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении Обществом вышеуказанных требований при производстве работ и наличии угрозы безопасности дорожного движения на указанном участке дороги.
Вопреки доводам жалобы, в соответствии с Приказом МВД РФ от 08.06.1999 г. N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" и приложением к настоящему приказу "Наставления по службе Дорожной инспекции и организации движения государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (далее -ДИиОД)" основной задачей службы ДИиОД является осуществление государственного контроля и надзора в процессе проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации дорог и улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и иных объектов, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Меры, направленные на создание условий безопасности движения на ремонтируемом участке находящейся на содержании дороги путем установки соответствующих знаков и контроля за их сохранностью, заявителем своевременно приняты не были. Обстоятельства, создающие непреодолимые препятствия для обеспечения Обществом безопасности дорожного движения, не установлены.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено, заявителем данное обстоятельство не оспорено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.03.2015 по делу N А40-15360/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-15360/2015
Истец: ЗАО "ШОССЕ"
Ответчик: 3 Батальон дорожно-патрульной службы 1 специализированного полка дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения на спецтрассе ГУ МВД РФ пог.Москве, 3 батальон ДПС 1 СП ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по г. Москве