г. Киров |
|
08 июня 2015 г. |
Дело N А28-11396/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Хоровой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя - Рязанова А.Р., действующего на основании доверенности от 24.12.2014, Еременко Н.А., действующей на основании доверенности от 24.12.2014,
представителя ответчика - Санниковой И.В., действующей на основании доверенности от 12.09.2014,
рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Каримова Эдуарда Альфредовича
на решение Арбитражного суда Кировской области от 11.03.2015 по делу N А28-11396/2014, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Каримова Эдуарда Альфредовича (ОГРН 309430732900056; ИНН 430702961206)
к Вятскополянской районной Думе Кировской области
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
индивидуальный предприниматель Каримов Эдуард Альфредович (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Каримов Э.А.) обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Вятскополянской районной Думы Кировской области (далее - ответчик, Дума) от 05.06.2013 N 33 "Об объявлении рекреационной зоны вдоль реки Вятка в деревне Нижние Изиверки особо охраняемой территорией местного значения" (далее - решение от 05.06.2013 N 33).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 11.03.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
ИП Каримов Э.А. с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. По мнению заявителя жалобы, ответчик не обладает полномочиями на принятие решения о выделении в пределах границы населенного пункта "деревня Нижние Изиверки Слудского сельского поселения" зоны особо охраняемой территории. Вывод арбитражного суда об обратном противоречит нормам действующего законодательства. Заявитель также обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что в нарушение требований статьи 65 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не доказал, что земельные участки с кадастровыми номерами 43:07:080701:233 и 43:07:080702:287 имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение. Кроме того, Предприниматель находит противоречащим материалам дела вывод суда об отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя в области экономической деятельности вследствие принятия оспариваемого решения. Решение от 05.06.2013 N 33 нарушает права Предпринимателя, так как лишает заявителя возможности осуществления законной деятельности по добыче и вывозке песка автотранспортом по дорогам общего пользования с разрешенного участка недр "Изиверки".
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03.11.2011 ИП Каримов Э.А. направил в департамент экологии и природопользования Кировской области (далее - Департамент экологии) заявление на право пользования участком недр "Изиверки", расположенным в Вятскополянском районе Кировской области (т.2 л.д.50).
14.12.2011 Департамент экологии направил главе Вятскополянского района Кировской области письмо "Об аукционе на право пользования участком недр "Изиверки". Данным письмом Департамент экологии просил в связи с подготовкой проведения аукциона участком недр "Изиверки" предоставить информацию о собственниках, землепользователях, или арендаторах земельного участка, в границах которого расположен указанный участок недр (т.2 л.д.17).
16.02.2012 глава Вятскополянского района Кировской области направил в Департамент экологии письмо N 01-13-01/38, в котором указал, что участок недр "Изиверки" прилегает к правому берегу реки Вятки в районе деревни Нижние Изиверки. Данная территория относится к рекреационной зоне. Администрация Вятскополянского района Кировской области возражает против предоставления участка недр "Изиверки" для геологического изучения, разведки и добычи песка (т.2 л.д.5-6).
05.06.2013 Дума приняла решение N 33 "Об объявлении рекреационной зоны вдоль реки Вятка в деревне Нижние Изиверки особо охраняемой территорией местного значения" (т.1 л.д.10). Данным решением предусмотрено следующее: объявить рекреационную территориальную зону вдоль берега реки Вятки, расположенную в границах населенного пункта д. Нижние Изиверки, особо охраняемой территорией местного значения (пункт 1); утвердить границы особо охраняемой территории местного значения (пункт 2); установить, что в границах особо охраняемой территории местного значения ограничивается хозяйственная и иная деятельность на: работы, ведущие к изменениям гидрологического режима территории; геологическое изучение и добычу полезных ископаемых; складирование песка и песчано-гравийной смеси; распашку земель; строительную деятельность; устройство стоянок автотранспорта; размещение отходов производства и истребления; захламление и замусоривание территории; движение и стоянку грузовых автотранспортных средств и тракторов, не связанных с функционированием особо охраняемой территории; размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети в границах особо охраняемой территории местного значения без согласования с администрацией; сдачу в аренду рекреационной зоны для ведения коммерческой деятельности; иные виды деятельности, которые могут повлечь нарушение режима охраняемой территории рекреационного назначения (пункт 3).
Из приложения к решению от 05.06.2013 N 33 следует, что граница особо охраняемой территории местного значения, рекреационная зона вдоль берега реки Вятки в д. Нижние Изиверки, определена в соответствии с кадастровыми паспортами земельных участков. Участок N 1 - кадастровый номер 43:07:080701:233, местоположение: Кировская область, Вятскополянский район, д. Нижние Изиверки., категория земель - земли населенных пунктов, площадь 145565 кв.м, разрешенное использование: лесопарки. Участок N 2 - кадастровый номер 43:07:080702:287, местоположение: Кировская область, Вятскополянский район, д. Нижние Изиверки, категория земель - земли населенных пунктов, площадь 67285 кв.м., разрешенное использование: лесопарки (т.1 л.д.88).
24.06.2013 Департаментом экологии принято решение N 16 о предоставлении ИП Каримову Э.А. права пользования участком недр "Изиверки" (Вятскополянский район Кировской области) в целях геологического изучения, разведки и добычи песка (т.1 л.д.34).
01.07.2013 Департаментом экологии зарегистрирована выданная Предпринимателю лицензия на пользование недрами (регистрационный номер КИР 90094 ТЭ) (далее - Лицензия). Лицензия разрешает ИП Каримову Э.А. пользование участком недр "Изиверки" в целях геологического изучения, разведки и добычи песка. Участок недр имеет статус горного отвода. Срок действия Лицензии до 31.07.2038 (т.1 л.д.26).
03.07.2014 администрация Вятскополянского района Кировской области (далее - Администрация) направила ИП Каримову Э.А. предупреждение о прекращении противоправных действий N 1432-01-01-22 (далее - Предупреждение от 03.07.2014 N 1432-01-01-22). Из данного предупреждения следует, что по сообщению жителей деревни Нижние Изиверки на территории населенного пункта к берегу реки Вятки производится устройство подъездной дороги с целью вывоза песка с участка недр, находящегося в русле реки Вятки. При выезде на место представителей Администрации обнаружено, что в районе свинарника к берегу реки Вятки устроен спуск шириной 6-8 м, в результате чего был снят плодородный слой почвы. В районе береговой линии реки Вятки устроено два спуска к месту добычи песка. Там же находились две единицы техники: погрузчик и экскаватор, с помощью которых проводились данные работы. Дорога, по которой предполагается вывоз песка с берега реки Вятки, находится в границах особо охраняемой территории местного значения рекреационного назначения, установленного решением от 05.06.2013 N 33. На указанной территории не допускается движение и стоянка грузовых автотранспортных средств и тракторов, не связанных с функционированием особо охраняемой территории (т.1 л.д.9).
14.07.2014 Департамент экологии принял решение о предоставлении водного объекта в пользование ИП Каримову Э.А. Участок водопользования расположен на 106,5-107,5 км от устья р. Вятки в Вятскополянском районе Кировской области (т.1 л.д.106-108).
13.01.2015 Департамент экологии принял решение N 2 "О согласовании Технического проекта разработки месторождения песка "Изиверки" в Вятскополянском районе Кировской области" (т.2 л.д.107-111).
Полагая, что решение Думы от 05.06.2013 N 33 не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, ИП Каримов Э.А. обратился в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимых для признания оспариваемого решения недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли, в том числе, рекреационного назначения (подпункт 3 пункта 2 статьи 94 ЗК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 94 ЗК РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 98 ЗК РФ определено, что к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан (пункт 1). В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (пункт 2). На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (пункт 5).
Как установлено судом первой инстанции, решением Слудской сельской Думы от 16.03.2010 N 10 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Слудское сельское поселение Вятскополянского района Кировской области (далее - Правила землепользования и застройки) (т.1 л.д.60-62). В соответствии с указанными Правилами земельные участки с кадастровыми номерами 43:07:080701:233, 43:07:080702:287 отнесены к рекреационной зоне. Названное обстоятельство подтверждается кадастровыми паспортами на указанные земельные участки (т.1 л.д.89-92), межевыми планами этих земельных участков (т.1 л.д.90-92), картой градостроительного зонирования деревни Нижние Изиверки Слудского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области (т.2 л.д.103).
Таким образом, поскольку в силу положений статьи 94 ЗК РФ земли рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий оспариваемое решение Думы об объявлении рекреационной зоны вдоль реки Вятка в деревне Нижние Изиверки особо охраняемой территорией местного значения не противоречит положениям действующего законодательства.
Кроме того, суду апелляционной инстанции представляется обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение не могло нарушить еще не возникших прав Предпринимателя, поскольку вынесено до принятия Департаментом экологии решения о предоставлении ИП Каримову Э.А. права пользования участком недр "Изиверки", выдачи Лицензии, принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование и решения о согласовании Технического проекта разработки месторождения песка "Изиверки" с учетом. При этом земельные участки, отнесенные оспариваемым решением к особо охраняемой территории местного значения, Предпринимателю в пользование не передавались.
При изложенных обстоятельствах в данном случае отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимые для признания оспариваемого решения от 05.06.2013 N 33 недействительным, о чем верно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Доводы заявителя жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального права и неверной оценке фактических обстоятельств дела.
Ссылки заявителя в обоснование доводов о нарушении оспариваемым решением прав и законных интересов Предпринимателя на то, что единственной целью принятия решения от 05.06.2013 N 33 является воспрепятствование Предпринимателю в осуществлении деятельности по добыче полезных ископаемых и то, что орган местного самоуправления знал о проведении аукциона на право пользования участком недр "Изиверки" на основании заявления ИП Каримова Э.А., судом апелляционной инстанции не принимаются, как не имеющие правового значения.
Утверждение заявителя о том, что решение от 05.06.2013 N 33 делает невозможным осуществление законной деятельности по добыче и транспортировке песка автотранспортом по дорогам общего пользования с разрешенного участка недр "Изиверки", подлежит отклонению, поскольку в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ИП Каримовым Э.А. не представлено достаточных доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что вывоз песка возможен только через спорную территорию. Представленный в материалы дела Технический проект разработки месторождения песка "Изиверки" в Вятскополянском районе Кировской области (т.2 л.д.112-223) указанное обстоятельство также не подтверждает. Из указанного Технического проекта не следует, что осуществление вывоза песка возможно исключительно через спорную территорию. Вопрос о возможности вывоза песка иным путем в Техническом проекте не исследован.
Доводы Предпринимателя о том, что ответчик не обладает полномочиями на принятие решения о выделении в пределах границы населенного пункта "деревня Нижние Изиверки Слудского сельского поселения" зоны особо охраняемой территории, а также об отсутствии доказательств того, что земельные участки с кадастровыми номерами 43:07:080701:233 и 43:07:080702:287 имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана правильная юридическая оценка. Оснований для иной оценки указанных доводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
На основании изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Предпринимателя - без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на уплату госпошлины по апелляционной жалобе в размере 150 рублей остаются на ее заявителе.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 11.03.2015 по делу N А28-11396/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Каримова Эдуарда Альфредовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-11396/2014
Истец: ИП Каримов Эдуард Альфредович
Ответчик: Вятскополянская районная Дума Кировской области