город Омск |
|
09 июня 2015 г. |
Дело N А70-948/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4877/2015) районного отдела судебных приставов Центрального административного округа г.Тюмени Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.03.2015 по делу N А70-948/2015 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по заявлению Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тюмени Тюменской области к районному отделу судебных приставов Центрального административного округа г.Тюмени Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области о признании незаконным постановления от 03.11.2014 N 38987/14/72005-ип об отказе в возбуждении исполнительного производства; об обязании возбудить исполнительное производство,
при участии в деле в качестве должника, - общества с ограниченной ответственностью "КУРЬЕР БИЗНЕС ЭКСПРЕСС-ТЮМЕНЬ",
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тюмени Тюменской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к районному отделу судебных приставов Центрального административного округа г.Тюмени Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, отдел судебных приставов) о признании незаконным постановления от 03.11.2014 N 38987/14/72005-ип об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа: Постановление N08200390019610 от 09.10.2014 о взыскании страховых взносов в размере 1,51 руб. в отношении должника ООО "КУРЬЕР БИЗНЕС ЭКСПРЕСС-ТЮМЕНЬ", и обязать судебного пристава-исполнителя возбудить исполнительное производство.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 18.03.2015 по делу N А70-948/2015 заявление Управления удовлетворено: признано незаконным постановление судебного пристава-исполнителя РОСП Центрального административного округа г.Тюмени Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области от 03.11.2014 N38987/14/72005-ип об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа: Постановление N08200390019610 от 09.10.2014 о взыскании страховых взносов в размере 1,51 руб. в отношении должника ООО "КУРЬЕР БИЗНЕС ЭКСПРЕСС-ТЮМЕНЬ".
Суд обязал РОСП Центрального административного округа г.Тюмени Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления путем возбуждения исполнительного производства на основании исполнительного документа: Постановление N 08200390019610 от 09.10.2014 о взыскании страховых взносов в размере 1,51 руб. в отношении должника ООО "КУРЬЕР БИЗНЕС ЭКСПРЕСС-ТЮМЕНЬ" после вступления решения в законную силу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, отдел судебных приставов обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы отдел судебных приставов, ссылаясь на пункт 8 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 5.2 части 5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)(в редакции Федерального закона от 21.12.2013 N 358-ФЗ) и совместное письмо от 05.05.2014 N АД-30-26/5422/00014/14/24954-АП Федеральной службы судебных приставов и Пенсионного фонда Российской Федерации, полагает, что минимальная сумма страховых взносов, пеней и штрафов при направлении к принудительному исполнению в структурные подразделения территориальных органов ФССП России постановлений заявителя должна составлять 1 500 руб. В связи с чем податель жалобы считает, что заявителю обоснованно отказано в возбуждении исполнительного производства.
Районный отдел судебных приставов Центрального административного округа г.Тюмени Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тюмени Тюменской области и общество с ограниченной ответственностью "КУРЬЕР БИЗНЕС ЭКСПРЕСС-ТЮМЕНЬ", надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в суд не обеспечили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие поименованных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В связи с неисполнением ООО "КУРЬЕР БИЗНЕС ЭКСПРЕСС-ТЮМЕНЬ" требования от 26.08.2014 N 08200340093933 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа в размере 1,51 руб. Управлением вынесено постановление от 09.10.2014 N 08200390019610 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя).
03.11.2014 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), поскольку исполнительный документ в соответствии с законодательством РФ не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Считая постановление судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства от 03.11.2014 незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
18.03.2015 Арбитражный суд Тюменской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" на судебных приставов возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Законом N 229-ФЗ актов других органов и должностных лиц.
В силу пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Частью 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по заявлению взыскателя на основании исполнительного документа.
Согласно части 8 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
В силу пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, за исключением исполнительных документов, указанных в пункте 4.1 настоящей части, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Согласно статье 1 Закон N 212-ФЗ данный Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей (часть 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 358-ФЗ).
При этом частью 5.2 статьи 19 Закона N 212-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 358-ФЗ) установлено, что в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1 500 рублей, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 рублей, решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования.
Согласно части 14 статьи 19 Закона N 212 при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 20 Закона N 212-ФЗ).
По смыслу Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и Закона N 212-ФЗ постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя является исполнительным документом.
Частью 3 статьи 20 Закона N 212-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 358-ФЗ) предусмотрено, что постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, а в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1 500 рублей, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 рублей, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.
В соответствии с частью 11 статьи 19 и частью 15 статьи 20 Закона N 212-ФЗ вышеизложенные положения применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, взимаемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, Федеральным законом от 21.12.2013 N 358-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды", вступившим в силу 03.01.2014, увеличены сроки взыскания задолженности за счет денежных средств на счетах плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей в банках с двух месяцев до одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования в случае, если указанная в требованиях неуплаченная сумма задолженности не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1500 рублей, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 рублей. Кроме того, увеличены сроки принятия органом контроля за уплатой страховых взносов постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя с одного года до двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов в случае, если указанная в требованиях неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1500 рублей, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 рублей, а также предусмотрено право (а не обязанность) принятия органом контроля за уплатой страховых взносов постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в отношении одного или нескольких требований одновременно.
Иных временных ограничений для вынесения постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в том числе какого-либо минимального срока, в течение которого такое постановление не может быть вынесено после истечения срока, указанного в требовании об уплате страховых взносов, законодательно не установлено.
При соблюдении органом контроля установленного Законом N 212-ФЗ порядка и сроков по взысканию задолженности: вынесению требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, затем - решения о взыскании за счет денежных средств, а затем - при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о его счетах - постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, оснований считать такие действия преждевременными не имеется.
Довод подателя жалобы со ссылкой на совместное письмо от 05.05.2014 N АД-30-26/5422/00014/14/24954-АП Федеральной службы судебных приставов и Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором указано, что Федеральный закон от 21.12.2013 N 358-ФЗ "О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части установления минимальной суммы страховых взносов, пеней и штрафов при направлении к принудительному исполнению в структурные подразделения территориальных органов ФССП России подлежит отклонению апелляционным судом.
Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства 03.11.2014 N 38987/14/72005-ип не соответствует положениям действующего законодательства, в т.ч. положениям Закона N 212-ФЗ и Федерального закона N229-ФЗ.
Нормы статьи 19 Закона N 212-ФЗ определяют порядок и сроки взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщиков страховых взносов. Следовательно, внесение изменений в положения данной статьи не могут являться основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства по постановлению о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у судебного пристава-исполнителя законных оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства, в связи с чем постановление от 03.11.2014 N 38987/14/72005-ип признал незаконным и отменил, обязав судебного пристава-исполнителя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем возбуждения исполнительного производства на основании исполнительного документа: Постановление N08200390019610 от 09.10.2014 о взыскании страховых взносов в размере 1,51 руб. в отношении должника ООО "КУРЬЕР БИЗНЕС ЭКСПРЕСС-ТЮМЕНЬ" после вступления решения в законную силу.
Суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава - исполнителя государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.03.2015 по делу N А70-948/2015-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-948/2015
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области
Ответчик: Районный отдел судебных приставов Центрального административного округа г. Тюмени УФССП по Тюменской области, Районный отдел судебных приставов Центрального АО г. Тюмени УФССП России по Тюменской области
Третье лицо: ООО "КУРЬЕР БИЗНЕС ЭКСПРЕСС-ТЮМЕНЬ"