г. Москва |
|
11 июня 2015 г. |
Дело N А40-107449/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Банина И.Н., Судей: Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильченко В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 27.03.2015 г. по делу N А40-107449/2014,
принятое единолично судьей Анциферовой О.В. (шифр судьи 61-928)
по иску Государственного унитарного предприятия "Хасавюртовское пассажирское автотранспортное предприятие N 2"
(ОГРН 1020502108527, Республика Дагестан, г. Хасавюрт, ул. Калинина, д. 4)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
(ОГРН 1037739085636, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1)
с участием Министерства промышленности, транспорта и энергетики Республики Дагестан в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора о взыскании 99 445 155, 80 руб. убытков,
при участии представителей:
от истца - Накаидзе Н.С. по доверенности от 19.03.2015 г.
от третьего лица - Чапанов Т.И. по доверенности от 23.01.2015 г.
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Хасавюртовское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 99 445 155 руб. 80 коп. убытков, понесённых от перевозки граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.03.2015 г. по делу N А40-107449/2014 исковые требования удовлетворены.
Ответчик не согласился с принятым решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ответчик считает принятый судебный акт незаконным, необоснованным, нарушающим нормы права и сложившуюся практику по данной категории споров. В судебное заседание представитель ответчика не явился.
Истец не согласился с доводами апелляционной жалобы, направил письменный отзыв, в котором указал, что считает решение законным и обоснованным. В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решении без изменения, заявил ходатайство о замене выбывшего истца на его правопреемника.
В обоснование заявленного ходатайства истец указал, что ООО "Хасавюртовское ПАТП N 2" является правопреемником ГУП "Хасавюртовское ПАТП N 2", выбывшего в связи с реорганизацией юридического лица в форме преобразования, что подтверждается распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом РД от 26.12.2014 г. N 865-р, передаточным актом от 03.02.2015 г., уставом ООО "Хасавюртовское ПАТП N 2" от 26.12.2014 г., выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 30.01.2015 г., выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 03.06.2015 г. (распечатана с официального сайта ФНС России, находящегося в общем доступе), свидетельством о государственной регистрации ООО "Хасавюртовское ПАТП N 2", свидетельством о постановке на налоговый учет от 30.01.2015 г.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим удовлетворению на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ, поскольку процессуальное правопреемство подтверждено представленными доказательствами.
Третье лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что в 2010 и 2011 году компенсации транспортным компаниям на возмещение расходов поставщиков транспортных услуг по бесплатному проезду отдельных категорий граждан федерального регистра на городском и пригородном транспорте не предоставлялось. В судебном заседании представитель третьего лица просил оставить решение без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в отсутствие представителя ответчика в порядке ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, выслушав представителей истца и третьего лица, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд полагает о наличии оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец - коммерческое транспортное предприятие, основной целью и предметом деятельности которого является организация перевозки населения автомобильным транспортом в пригородном и междугородном внутриреспубликанском сообщении, и получение прибыли.
В 2011 году при реализации проводимых органами государственной власти Российской Федерации и Республикой Дагестан мероприятий по обеспечению федеральным льготникам равной с республиканскими льготниками доступности услуг общественного транспорта истец предоставлял федеральным льготникам, проживающим в Республике Дагестан, право льготного проезда в пригородном сообщении на своем автомобильном транспорте.
Предприятие в период с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. предоставило услуги по бесплатной перевозке льготных категорий граждан, относящихся к федеральным льготникам, пользующимся правом бесплатного проезда по территории Хасавюртовского района (пригородные перевозки).
По мнению истца, не полученная от потребителей плата истцу не была компенсирована из федерального бюджета через бюджет субъекта РФ - Республики Дагестан.
Не полученную от потребителей плату истец просит взыскать в качестве убытков с Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ за счет казны РФ.
Расчет истца основан на следующих показателях: количество федеральных льготников, представленная ГУ ОПФ РФ Республики Дагестан исх 25/01-13 от 04.06.2014 г. (т. 1, л.д. 17-21);
Справка о доле истца в 2011 году в транспортной работе - 100% (т. 1, л.д. 22);
Справка Министерства промышленности, транспорта и энергетики Республики Дагестан исх. N 10-1761-МР от 11.06.2014 г. (т. 1, л.д. 12-13) об установлении средней стоимости проезда в 2011 году в республике Дагестан (пригородная зона 50 км.) в размере 30,61 руб.;
Справка Министерства финансов Республики Дагестан исх. N 04-09/44 от 10.06.2014 г. о том, что денежные средства из федерального бюджета на возмещение убытков, связанных с перевозкой федеральных льготников не выделялись (т. 1, л.д. 11).
Расчетный показатель количества поездок в месяц по пригороду - 20 поездок исходя из Постановления Росстата N 9 от 19.01.2007 г. ввиду отсутствия натурных обследований в спорный период.
Таким образом, сумма убытков, подлежащая взысканию с РФ, определена истцом расчетным способом и составляет 99 445 155 руб. 80 коп.
Разрешая спор по существу, Арбитражный суд города Москвы пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что факт наличия у истца не полученной от потребителей платы свидетельствует о том, что Российская Федерация, приняв на себя обязательства по финансированию равной доступности услуг общественного транспорта на территории Республики Дагестан, не обеспечила истцу возмещения не полученной от потребителей платы за предоставление льгот в полном объеме.
Формула расчёта убытков, применённая истцом, является правомерной.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с указанным выводом арбитражного суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств:
Убытки в соответствии с положениями ст.ст. 15, 790 Гражданского кодекса РФ должны быть реальными.
Для граждан, пользующихся мерами социальной поддержки, установлено количество поездок в месяц для проезда в городском сообщении - 30, для проезда в пригородном сообщении 20 поездок в месяц.
Согласно справке Министерства Транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан от 27.12.2013 г. N 01-1727 средняя стоимость проезда на социально ориентированных маршрутах в 2011 году на территории Республики Дагестан составляла 30,61 руб.
В 2009 году Правительством Республики Дагестан принято постановление Правительства РД от 08.10.2009 г. N 343 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 г. N 802 "Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
В соответствии с постановлением Правительства РД от 08.10.2009 г. N 343 "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта на территории Республики Дагестан" с 1 января 2009 года равная доступность услуг общественного транспорта в Республике Дагестан отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, обеспечивается посредством ежемесячной денежной выплаты гражданам взамен бесплатного проезда.
Указанное исключает образование убытков у истца на основании п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса РФ в связи с предоставлением проезда указанным категориям граждан.
Истец в расчете исковых требований необоснованно использует показатель количество лиц, числящихся в федеральном регистре имеющих право на льготы, вместо необходимого для расчета убытков данной категории показателя - количество лиц, воспользовавшихся правом льготного проезда.
Применение такого показателя для расчета убытков является необоснованным и противоречащим правовым позициям, сформированным судебной практикой по рассматриваемой категории дел, согласно которым предъявляемые транспортными организациями расходы по рассматриваемой категории дел являются реальным ущербом (в частности, постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 г. N 2992/09).
При этом реальный ущерб означает, в том числе, что транспортная организация предъявляет убытки за уже совершенные перевозки лиц. Обязанность доказать наличие убытков (реального ущерба) согласно судебной практике по рассматриваемой категории дел возлагается на истца.
Показатель расчета иска - стоимость проезда за одну поездку 30,61 рубль, использованный истцом для расчета убытков в пригородном сообщении, является необоснованным и недоказанным.
Согласно постановлению Росстата от 19.01.2007 г. N 9 среднее расстояние поездки пассажира определяется на основании разовых натурных обследований пассажиропотоков (пункт 60). Результаты таких обследований не представлены. Следовательно, не доказана стоимость поездки в пригородном сообщении, использованная истцом в расчете иска.
Необоснованно использовать среднюю дальность поездки 47,83 км исходя из всех маршрутов пригородных и междугородних всех предприятий Республики Дагестан (как это сделано истцом и третьим лицом) для определения стоимости одной поездки на маршрутах истца.
Таким образом, истцом документально не подтверждены основания возникновения у истца неполученной провозной платы - нормативного правового акта которым установлен бесплатный/льготный проезд для отдельных категорий граждан.
Отсутствуют для определения расходов сведения о количестве лиц воспользовавшихся проездом на основании социальных билетов (разовых или долговременных).
Показатель средней дальности поездки гражданина в пригородном сообщении не подтвержден.
Определение стоимости одной поездки в пригородном сообщении необоснованно.
Таким образом, истец не доказал наличие и размер убытков (реального ущерба).
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда города Москвы от 27.03.2015 г. по делу N А40-107449/2014 подлежит отмене, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 48, 110, 176, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену истца - ГУП "Хасавюртовское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" на Общество с ограниченной ответственностью "Хасавюртовское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" по делу N А40-107449/14 в порядке процессуального правопреемства.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27.03.2015 г. по делу N А40-107449/2014 отменить, в удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью "Хасавюртовское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков - отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Хасавюртовское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (ОГРН 1020502108527) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 200 000 (двести тысяч) руб. 00 коп. и по апелляционной жалобе в размере 3 000 (три тысячи) руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
И.Н. Банин |
Судьи |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-107449/2014
Истец: ГУП "Хасавюртовское пассажирское автотранспортное предприятие N2"
Ответчик: Министерство финансов РФ, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, РФ в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ,ТРАНСПОРТА И ЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан