г. Челябинск |
|
11 июня 2015 г. |
Дело N А07-3472/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Мальцевой Т.В., Фотиной О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.04.2015 по делу N А07-3472/2015 (судья Азаматов А.Д.).
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - Сафин И.С. (паспорт, доверенность от 24.12.2014).
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - ООО "БашРТС", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - ОАО "УЖХ Советского района", ответчик) о взыскании 32 965 360 руб. 43 коп. задолженности, 58 565 руб. 10 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 188 119 руб. 63 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.04.2015 исковые требования удовлетворены, с ОАО "УЖХ Советского района" в пользу ООО "БашРТС" взыскано 32 965 360 руб. 43 коп. задолженности, 58 565 руб. 10 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 188 119 руб. 63 коп. расходов по уплате государственной пошлины (т. 3 л.д. 114-118).
ОАО "УЖХ Советского района" с решением суда первой инстанции не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ОАО "УЖХ Советского района" указывает, что при расчетах истца с ответчиком должен применятся тариф, используемый для расчета размера платы за коммунальные услуги для населения.
Также податель жалобы считает неправомерным увеличение истцом расчета задолженности на сумму НДС по налоговой ставке в размере 18 %, тогда как налог уже включен в ставку тарифа.
Кроме того, ответчик указывает на то, что в нарушение п. 54 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" при неисправности приборов учета, истец неправомерно рассчитывал объемы, в заявленный период, исходя из норматива.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, истец своего представителя в судебное заседание не направил.
С учетом мнения представителя истца, а также в соответствии со ст. 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившегося истца.
ООО "БашРТС" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что считает оспариваемый судебный акт законным и обоснованным, поскольку решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, ходатайствовал о привлечении в дело в качестве третьего лица МУП "Единый расчетно-кассовый центр городского округа город Уфа РБ" и приобщении к материалам дела: субагентского договора от 01.07.2014 N 292-316 заключенного между ООО "БашРТС" и МУП Единый расчетно-кассовый центр городского округа город Уфа РБ", агентского договора от 01.07.2014 N 292-284, заключенного между ООО "БашРТС" и МУП Единый расчетно-кассовый центр городского округа город Уфа РБ".
Апелляционным судом отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле третьего лица, поскольку правила ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на стадии апелляционного производства не применяются в силу ч. 3 ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания для приобщения дополнительных доказательств отсутствуют в силу ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 01.10.2013 между ООО "БашРТС" (организация, осуществляющая горячее водоснабжение) и ОАО "УЖХ Советского района" (абонент) заключен договор горячего водоснабжения N 470999/ГВС, в соответствии с условиями которого ООО "БашРТС" обязуется подавать ОАО "УЖХ Советского района" через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором, а ответчик обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды (т. 1 л.д. 8-13).
Согласно с п. 8 договора оплата по договору осуществляется абонентом по двухкомпонентному тарифу на горячую воду (горячее водоснабжение).
Расчетный период для оплаты по договору принимается 1 календарный месяц (п. 9 договора).
В соответствии с п. 10 договора, абонент оплачивает полученную горячую воду в объеме потребленной горячей воды до 10-го месяца, следующего за расчетным, на основании счетов - фактур, выставляемых к оплате организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, не позднее 5- го числа месяца, следующего за расчетным. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации, осуществляющей горячее водоснабжение.
В соответствии с Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 21.05.2014 года N 110 установлен тариф для ООО "БашРТС" на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, компонент на холодную воду 15,68 руб./куб.м без НДС, компонент на тепловую энергию 1 315,53 руб./Гкал без НДС (т. 1 л.д. 14-15).
В соответствии с Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 18.12.2014 N 912 установлен тариф для ООО "БашРТС" на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, компонент на холодную воду 15,68 руб./куб.м без НДС, компонент на тепловую энергию 1 315,53 руб./Гкал без НДС (т. 1 л.д. 16-20).
Предъявляя исковые требования, истец указал, что осуществил поставку горячей воды за период декабрь 2014, январь 2015 на общую сумму 32 965 360, 43 руб., в связи с чем для оплаты были выставлены счета-фактуры от 31.12.2014 N 1_00017742, от 31.01.2015 N 1_00000316 (т. 1 л.д. 22, 25).
Оплату за предъявленный период ответчик не произвел.
Указывая на наличие долга ООО "БашРТС" обратился в суд с исковым заявлением.
Оценив имеющиеся в материалах дела документы, суд первой инстанции счел исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку истцом доказан факт оказания услуг, в то время как доказательств их оплаты ответчиком не представлено.
Выводы суда являются правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
В соответствии со ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Правила, предусмотренные ст. 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из материалов дела следует, судом первой инстанции верно установлено, что факт поставки коммунального ресурса подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, получившими оценку в соответствии с правилами ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В частности, согласно представленным в материалы дела счетам от 31.12.2014 N 1_00017742, от 31.01.2015 N 1_00000316, врученным истцом ответчику (т. 1 л.д. 27-28), истцом в адрес ответчика поставлен ресурс, который последним не был оплачен, в связи с чем у ОАО "УЖХ Советского района" образовалась задолженность на сумму 32 965 360 руб. 43 коп.
Ответчик доказательства оплаты потребленного ресурса в материалы дела в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования истца о взыскании с ответчика 32 965 360 руб. 43 коп. долга по договору горячего водоснабжения от 01.10.2013 N 470999/ГВС являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 58 565 руб. 10 коп. произведен истцом с учетом указанных правил с применением ставки банка России 8,25 %, судом апелляционной инстанции проверен, является верным и подлежит взысканию в пользу истца.
Ответчиком расчет процентов не оспорен.
Довод подателя жалобы о том, что при расчетах истца с ответчиком, являющимся исполнителем коммунальных услуг, за горячую воду должен применятся тариф, используемый для расчета размера платы за коммунальные услуги как для граждан судом апелляционной инстанции не принимается, так как в п. 8 договора горячего водоснабжения от 01.10.2013 N 470999/ГВС, заключенного между истцом и ответчиком без разногласий, указано, что оплата осуществляется абонентом по двухкомпонентному тарифу на горячую воду (горячее водоснабжение), устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406.
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 21.05.2014 N 110 "Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую ООО "БашРТС" потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан с использованием закрытой системы горячего водоснабжения" по категории потребителей - потребители всех тарифных групп в период с 01.07.2014 по 31.12.2014 за горячую воду за компонент на холодную воду установлен тариф в размере 15,68 руб. без НДС за 1 куб. м, за горячую воду за компонент на тепловую энергию установлен тариф в размере 1 315,53 руб. без НДС за 1 Гкал.
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 18.12.2014 N 912 "Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую ООО "БашРТС" потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан с использованием закрытой системы горячего водоснабжения" по категории потребителей - потребители всех тарифных групп в период с 01.01.2015 по 30.06.2015 за горячую воду за компонент на холодную воду установлен тариф в размере 15,68 руб. без НДС за 1 куб. м, за горячую воду за компонент на тепловую энергию установлен тариф в размере 1 315,53 руб. без НДС за 1 Гкал.
Настоящий договор подписан сторонами без разногласий, из чего следует, что ответчик при заключении договора принял условие об оплате услуг по горячему водоснабжению по установленному в п.8 договора тарифу.
Ссылка подателя жалобы на неправомерное увеличение истцом расчета платы за поставленный ресурс на сумму НДС по налоговой ставке в размере 18 % подлежит отклонению.
Налоговым кодексом Российской Федерации для налогоплательщиков установлен порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), согласно которому налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации без включения в них налога (п. 1 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 13 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Таким образом, истец в любом случае является налогоплательщиком и обязан начислить НДС на тариф, не содержащий этого налога.
Согласно п. 1, 2, 6 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы).
Перечень операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотрен ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом услуги по водоснабжению и водоотведению, оказываемые ресурсоснабжающими организациями, данным перечнем не предусмотрены.
Таким образом, услуги по водоснабжению и водоотведению, оказываемые ресурсоснабжающими организациями населению и товариществам собственников жилья, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. (Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 06.09.2011 N 03-07-03/141).
Из материалов дела видно, что расчет истцом произведен с применением тарифа, утвержденного постановлением уполномоченного органа, ставки которого рассчитаны без НДС.
Довод подателя жалобы о том, что при неисправности приборов учета, истец неправомерно рассчитывал объемы, в заявленный период, исходя из норматива судом апелляционной инстанции отклоняется на основании следующего.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Действующее нормативное регулирование отношений по горячему водоснабжению допускает учет фактического потребления горячей воды одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления горячего водоснабжения.
Согласно п. 20 договора горячего водоснабжения от 01.10.2013 N 470999/ГВС объем поданной (полученной) горячей воды определяется стороной, осуществляющей коммерческий учет сточных вод, исходя из объема потребления горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды согласно показаниям приборов учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с положениями ст.20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О водоснабжении и водоотведении" основы правового регулирования коммерческого учета включают: осуществление коммерческого учета согласно правилам организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776. Коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом. Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций.
Коммерческий учет сточных вод, в том числе по Советскому району городского округа город Уфа осуществляет МУП "Уфаводоканал".
Из изложенного следует, что применению подлежит расчет потребления горячей воды на основе ежемесячных показаний приборов учета МУП "Уфаводоканал", и на основании информационного письма Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 30.01.2014 года N 06/05-и, а также п. 58 "Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 15.02.2011 года N 47.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда. Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, апеллянтом не приведено.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции, не имеется. При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.04.2015 по делу N А07-3472/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
Т.В. Мальцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-3472/2015
Истец: ООО "Башкирские распределительные сети"
Ответчик: ОАО "Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан"