г. Москва |
|
11 июня 2015 г. |
Дело N А41-2372/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Куликовой А.А.,
в судебном заседании участвуют:
от ТУ Росимущества в Московской области: Хомякова В.М., по доверенности от 24.04.2015 N 180/Д-07;
от Администрации Воскресенского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены;
от ООО "СФ-Гран-Сервис": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 25 марта 2015 года по делу N А41-2372/15, принятое судьей Бирюковым Р.Ш. по исковому заявлению Администрации Воскресенского муниципального района Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ООО "СФ-Гран-Сервис", о признании права собственности на земельный участок отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Воскресенского муниципального района, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского Муниципального района Московской области обратились в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области и просят суд признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0072406:18, общей площадью 16250 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Гиганта, 4.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 марта 2015 года по делу N А41-2372/15 Арбитражный суд Московской области удовлетворил исковые требования Администрации Воскресенского муниципального района, Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского Муниципального района Московской области.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, в которой ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Ответчик направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истцы и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 23.08.2002 года между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования "Воскресенский район" и ООО "Строительная фирма "Гран-Сервис" был заключен Договор аренды земельного участка, для ведения предпринимательской деятельности, в соответствии с которым обществу в аренду предоставлялся земельный участок с кадастровым номером 50:29:072406:0023, площадью 15590 кв.м, для производства строительных материалов и базы приема черных металлов.
Срок действия договора аренды установлен с 30.10.2000 года по 29.10.2005 года.
Договор аренды был зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем 03.10.2002 года в ЕГРП была внесена регистрационная запись за номером 50-01.29-19.2002-334.1.
По окончании срока действия Договора аренды он был продлен по правилам статьи 621 ГК РФ на неопределенный срок.
Дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка от 05.12.2013 года стороны пришли к соглашению о его расторжении с 19.05.2014 года.
Между Администрацией Воскресенского муниципального района Московской области и ООО "Строительная фирма "Гран-Сервис" 05.12.2013 года был заключен Договор купли-продажи земельного участка N 407, в соответствии с которым в собственность последнего за плату передавался земельный участок с кадастровым номером 50:29:0072406:18 (предыдущий кадастровый номер 50:29:072406:0023).
Между Администрацией и ООО "Строительная фирма "Гран-Сервис" 19.05.2014 года подписан акт приема-передачи земельного участка с кадастровым номером 50:29:0072406:18.
Общество и Администрация 25.06.2014 года обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0072406:18.
18.07.2014 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области направило в адрес Администрации и общества уведомление о приостановлении государственной регистрации, в связи с тем, что согласно сведениям ЕГРП собственником земельного участка с кадастровым номером 50:29:0072406:18 является Российская Федерация.
Сообщением Управления Росреестра по Московской области от 15.08.2014 года отказано в государственной регистрации права по тем же основаниям.
Истец полагает, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок проведена с нарушением ст.17 Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 17.07. 2001 г. N 101- ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", действовавшего на момент регистрации пава собственности на спорный земельный участок. Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ "положений Федерального закона N 101-ФЗ от 17.07.2001 г. "О разграничении государственной собственности на землю", право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством РФ.
Истец, считая, что у Российской Федерации отсутствует право собственности на спорный земельный участок, обратился в суд с рассматриваемым иском.
Как следует из Акта обследования земельного участка от 19 декабря 2014 года (том 1 л.д. 27) на спорном земельном участке расположены нежилые здания, сооружения, принадлежащие ООО "Строительная фирма "ГРАН-сервис".
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В материалы дела сторонами не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии на спорном земельном участке зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации, о наличии факта предоставления спорного земельного участка органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, так же наличия права постоянного (бессрочного) пользования, права аренды, права безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук, права аренды Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В материалы дела сторонами так же не представлено доказательств, свидетельствующих о нахождении на спорном земельном участке строений, сооружений, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований, а так же наличие факта предоставления спорного земельного участка органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд первой инстанции установил отсутствие критериев, установленных ст. 3.1 Закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и позволяющих отнести спорный земельный участок к землям Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Следовательно, спорный земельный участок относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
В своей апелляционной жалобе ответчик указал на то, что для оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок необходимо доказать, что наличие указанного права нарушает право истца.
Апелляционный суд считает данный довод несостоятельным ввиду нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В порядке, установленном пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки у Комитета отсутствует право распоряжения земельными участками, в том числе право сдачи в аренду, осуществления контроля за использованием земельных участков, а также право на получение арендной платы.
Таким образом, наличие записи в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерации на спорные земельные участки нарушает законные права Администрации на распоряжение данным земельными участками, сдачу их в аренду, осуществление контроля за использованием арендованных земельных участков, а также право на получение арендной платы.
Апелляционный суд считает, что запись в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерацией, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права истца в отношении земельных участков и не позволяют ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по решению вопросов местного значения, связанных с использованием находящихся на территории муниципального образования земельных участков.
В своей апелляционной жалобе ответчик указывает, что истец пропустил срок исковой давности, ходатайство о применении срока исковой давности заявлялось в суде первой инстанции.
В силу статьи 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года (статья 196 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Срок давности по данному иску начинает течь с момента, когда истец узнал или должен был узнать о том, что его право нарушено.
Ответчик полагает, что о нарушении своего права Администрация узнала, обращаясь с заявлением о регистрации права.
Однако, в материалах настоящего дела имеется представленное Управлением Росреестра по Московской области регистрационное дело на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0072406:18. Среди документов, его составляющих, заявления о регистрации права Российской Федерации, поданное Администрацией не содержится.
Истцом в материалы дела представлен кадастровый паспорт от 10.10.2014, из которого истец узнал о нарушенном праве.
Таким образом, течение срока исковой давности началось с 03.12.2014.
Соответственно, трехгодичный срок исковой давности не пропущен.
Доказательств иного ответчиком не представлено.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 25 марта 2015 года по делу N А41-2372/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-2372/2015
Истец: МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
Третье лицо: ООО "Строительная фирма Гран-Сервис", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Росреестр)