г. Хабаровск |
|
11 июня 2015 г. |
А73-1196/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кумаевым Д.В.
при участии в заседании:
от Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: не явились;
от Родовой общины коренных малочисленных народов Севера "Котр": Шалашов Артем Олегович, представитель по доверенности от 12.05.2014;
от Амурского территориального управления Федерального Агентства по рыболовству: Охотина Марина Юрьевна, представитель по доверенности от 12.01.2015 N 05-23/03;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на решение от 08.04.2015
по делу N А73-1196/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Малашкиным Д.Л.
по иску Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
к Родовой общине коренных малочисленных народов Севера "Котр"; Амурскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству
о признании результатов конкурса недействительным
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ИНН 2721023142, ОГРН 1022700921022; место нахождения: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, д.67, далее- УФАС по Хабаровскому краю) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Амурскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (ОГРН 1092721000459, ИНН 2721164961, место нахождения: 680013, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленина, д.4, далее- Управление), Родовой общине коренных малочисленных народов Севера "КОТР" (ОГРН 1022700615981, ИНН 2705030583, место нахождения: 682440, Хабаровский край, Николаевский район, с. Иннокентьевское, ул. Геологическая, д.13, оф.1, далее - РОКМНС "КОТР", община "КОТР") о признании недействительным открытого конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Амурского муниципального района, Аяно-Майского муниципального района, Николаевского муниципального района Хабаровского края для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб лицам, относящимся к указанным народам, и их общинам, зарегистрированным в Хабаровском крае (извещения N N 170314/2071244/01, 051213/2071244/01 от 06.12.2013) по лоту N 12.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 08.04.2015 в иске отказано.
Не согласившись с решением суда, УФАС по Хабаровскому краю обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой проси его отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив исковые требования.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что предоставление заявителем недостоверных сведений либо не предоставление документов и информации, в силу подпункта "а" пункта 13 Правил N 986 является безусловным основанием для отказа к участию в конкурсе. Общиной умышленно искажена информация о действительной списочной численности членов общины, что привело к получению антиконкурентного преимущества в оценке конкурсного предложения по данному критерию, необоснованный допуск общины к участию в конкурсе, повлиял на результат проведенного конкурса.
Общиной представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик выразил несогласие с ней, указал, что из представленных в материалы дела протоколов собраний членов общины следует, что в отношении всех граждан, относительно членства которых в общине истцом высказаны сомнения, собраниями членов общин приняты решения об их приемке в состав членов общины, в связи с чем, представленные сведения являются достоверными. Полагает, что наличие корпоративного спора не свидетельствует о недостоверности информации, содержащейся в представленных ответчиком документах. Исключение спорных граждан не оказало и не могло оказать влияния на результаты конкурса, что установлено судом.
Управлением также представлен отзыв, в котором ответчик не согласился с жалобой, указывает на не подтверждение материалами дела факта умышленного искажения общиной информации о действительной численности членов общины и завышение показателя по данному критерию.
УФАС по Хабаровскому краю, извещенное о рассмотрении апелляционной жалобы надлежащим образом, явку своего представителя в заседание апелляционного суда не обеспечило.
Представители Амурского управления Росрыболовства, общины в судебном заседании возражали против жалобы по доводам, изложенным в отзывах, просили оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 06.12.2013 Управлением на официальном сайте www.torgi.gov.ru размещены извещение N 051213/2071244/01 и конкурсная документация о проведении конкурса на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков на территории отдельных районов Хабаровского края в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод РФ и территориального моря РФ, а также анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб лицам, относящимся к указанным народам и их общинам, зарегистрированным на территории Хабаровского края.
Перечень рыбопромысловых участков, в отношении которых проводился конкурс, составлен на основании постановления Правительства Хабаровского края от 29.04.2011 N 126-пр (в редакции постановления от 26.06.2013 N 168-пр).
Амурским ТУ Росрыболовства на конкурс выставлены речные рыбопромысловые участки - лоты N N 1-7 и морские рыбопромысловые участки - лоты NN 8-18.
Согласно протоколу рассмотрения заявок N 2 от 21.02.2014 на участие в конкурсе по лоту N 12 подано 20 заявок. Допущено к участию в конкурсе по данному лоту 13 заявок; РОКМНС "КОТР" подала заявки на участие в конкурсе и допущена к участию в конкурсе по лотам NN 8-18.
05.03.2014 и 19.03.2014 комиссия произвела оценку и сопоставление заявок (протоколы N 3 и N 4 соответственно).
В соответствии с протоколом N 4 от 19.03.2014 победителем конкурса по лоту N 12 признана РОКМНС "КОТР", набравшая максимальное количество баллов - 100, второе место заняла ТСОКМНС "Лазарево", набравшая по результатам оценки 28,66 баллов, третье Община КМНС "КАЛМ", набравшая 25,43 баллов.
На основании информации, поступившей от Межмунипального отдела МВД России "Николаевский-на-Амуре", Хабаровским УФАС России проведена проверка, по результатам которой установлено, что РОКМНС "КОТР" в составе заявки на участие в конкурсе представила недостоверные сведения о численности граждан, являющихся членами общины за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, зарегистрированных в муниципальном образовании, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок.
Так, согласно имевшихся в материалах КУСП N 5988 от 09.09.2014, поступивших из Межмунипального отдела МВД России "Николаевский-на-Амуре", объяснений граждан Пирчиной Е.В., Ланган Л.В., Ланган Э.В., Зуева А.Г., Антанка Б.А., Мурашкина И.Г., Вальдю А.С., Фивиной Н.Н., Норкина В.В., Норкиной Т.П., данные граждане не выражали своего волеизъявления на вступление в РОКМНС "КОТР".
Вместе с тем, указанные лица включены в список граждан являющихся членами РОКМНС "КОТР", за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса.
Полагая, что в связи с недостоверностью сведений о членах общины, последняя не должна была быть допущена к участию в конкурсе, допуск общины повлиял на результат выбора победителя, УФАС по Хабаровскому краю обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с настоящим иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее-Закон о конкуренции) предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Нарушение указанных правил является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса, котировок недействительными по иску антимонопольного органа.
В качестве основания признания итогов конкурса недействительными, УФАС по Хабаровскому краю ссылается на необоснованный допуск общины к участию в конкурсе в связи с предоставлением РОКМНС "КОТР" в составе заявки недостоверной информации о численности членов общины, что, по мнению истца, привело к ограничению конкуренции.
В силу статьи 2 АПК РФ задачей арбитражного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 1 и 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации определенной в Постановлении от 28.10.2010 N 7171/10 при рассмотрении исков о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения существенными, способными повлиять на число участников торгов или результат определения их победителя.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 986 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и о заключении такого договора" утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 указанных Правил, при проведении конкурса устанавливаются следующие обязательные требования к заявителям: заявитель является лицом, относящимся к малочисленным народам в соответствии с перечнем коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 536-р, или является членом их общины; деятельность заявителя не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к заявкам, находящимся в информационной системе общего пользования, поданным в электронной форме, в том числе в виде электронного документа, подписанного электронной подписью в установленном порядке или с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"; отсутствие у организатора конкурса сведений о решении суда о принудительном расторжении с заявителем договора о предоставлении рыбопромыслового участка в связи с нарушением таким заявителем существенных условий договора за последние 2 года, предшествующие году проведения конкурса.
Основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются: непредставление заявителем предусмотренных пунктами 25 и 26 настоящих Правил документов и информации либо наличие в них недостоверных сведений; несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 10 настоящих Правил; несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, установленным пунктами 25 - 27 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом "д" пункта 26 Правил, к заявке прилагаются, в том числе заверенные заявителем документы, подтверждающие численность граждан, являющихся членами общины малочисленных народов, за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, или за фактический период, предшествующий проведению конкурса (в случае добычи (вылова) водных биологических ресурсов менее чем 4 года), зарегистрированных в муниципальном образовании, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок (для общин малочисленных народов).
Материалами дела установлено, что общиной представлены необходимые документы к заявке на конкурс в соответствии с пунктом 26 Правил проведения конкурса, а также список граждан.
Как следует из материалов дела и пояснений представителей, документом, подтверждающие численность членов общины являлись списки граждан. Списки формировались на основании протоколов общих собраний о включении в члены общины. Из представленных протоколов следует, что в отношении граждан, относительно членства которых заявлены возражения, в собраниями принимались решения об их приеме в состав членов общины.
На момент подачи сведений, организатору конкурса не могло быть известно о том, что указанные в иске граждане заявляли возражения о вхождении в состав общины. Соответственно, организатор конкурса не имел оснований отказать в допуске по данному основанию.
Объяснения лиц, полученные в сентябре 2014 года оперуполномоченным, а также решение Николаевского-на-Амуре городского суда от 04.12.2014 не устанавливали действий конкретных лиц по включению граждан в состав списков. Оснований полагать, что данные граждане умышленно и с противоправной целью включены в списки общины, не имеется.
Кроме того, включение данных лиц в список общины не являлось обстоятельством, которое решающим образом повлияло на результат определения победителя конкурса, отсутствие данных лиц не изменило бы результат.
На основании пункта 49 Правил проведения конкурса, в целях определения лучших условий заключения договора (определения победителя конкурса) конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки в соответствии со следующими критериями оценки:
1) средневзвешенные показатели освоения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, ранее выделенных участнику конкурса в соответствующих районах промысла для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса (определяется как отношение суммы фактических показателей добычи (вылова) водных биологических ресурсов к общему объему квот, выделенных для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов на рыбопромысловых участках), или за фактический период, предшествующий проведению конкурса (в случае добычи (вылова) водных биологических ресурсов менее чем 4 года). Значение этого критерия оценки устанавливается в конкурсной документации в пределах от 50 до 65 процентов,
2) средняя численность граждан, являющихся членами общины малочисленных народов, за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, или за фактический период, предшествующий проведению конкурса (в случае добычи (вылова) водных биологических ресурсов менее чем 4 года), зарегистрированных в муниципальном образовании, на территории которого расположен рыбопромысловый участок или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок (для общин малочисленных народов). Значение этого критерия оценки устанавливается в конкурсной документации в пределах от 15 до 25 процентов. Для лиц, относящихся к малочисленным народам, значение этого критерия устанавливается равным 0.
3) удаленность рыбопромыслового участка от места жительства (для лиц, относящихся к малочисленным народам) или от места нахождения (для общин малочисленных народов) участника конкурса, которая оценивается с применением следующих коэффициентов: 1 - если место жительства или место нахождения расположено на расстоянии до 25 километров от ближайшей точки заявленного рыбопромыслового участка; 0,7 - если место жительства или место нахождения расположено на расстоянии от 25 до 75 километров от ближайшей точки заявленного рыбопромыслового участка; 0,5 - если место жительства или место нахождения расположено на расстоянии от 75 до 100 километров от ближайшей точки заявленного рыбопромыслового участка; 0,1 - если место жительства или место нахождения расположено на расстоянии свыше 100 километров от ближайшей точки заявленного рыбопромыслового участка. Значение этого критерия оценки устанавливается в конкурсной документации для общин малочисленных народов - в пределах от 15 до 25 процентов.
Согласно представленному Списку, средняя численность граждан, являющихся членами общины, за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, составила 506 человек.
По лоту N 12 Община набрала 100 баллов и ей было присвоено 1 место, 2 место присвоено ТСОКМНС "Лазарево", набравшей по результатам оценки 28,66 баллов, третье -Общине КМНС "КАЛМ", набравшей 25,43 баллов.
При этом, из протокола следует, по всем критериям Общиной набраны максимальные балы, в том числе по критерию численность - 50.
Численность граждан, являющихся членами иных общин, составляла от 1 до 80, в связи с чем, исключение указанных граждан из списка РОКМНС "КОТР" не повлияло бы на результат проведения конкурса, поскольку итоговый бал по данному критерию для РОКМНС "КОТР" в любом случае составит 100.
С учетом установленных обстоятельств надлежащего извещения о конкурсе, массовости участников по спорным лотам, не имеется оснований полагать участие общины в конкурсе ограничением конкуренции.
Поскольку нарушений правил проведения торгов, в том числе, оказывающих решающее влияние не результат оспариваемых торгов, не установлено, в иске отказано обоснованно.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.04.2015 по делу N А73-1196/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1196/2015
Истец: Федеральная антимонопольная служба по Хабаровскому краю
Ответчик: Амурское территориальное управление Федерального агенства по рыболовству, РО КМНС "Котр", Родовая община коренных малочисленных народов Севера "Котр"