г. Владивосток |
|
11 июня 2015 г. |
Дело N А51-35328/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей О.Ю. Еремеевой, Н.Н. Анисимовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Тринити-Девелопмент"
апелляционное производство N 05АП-4734/2015
на решение от 06.04.2015
судьи А.А. Лошаковой
по делу N А51-35328/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тринити-Девелопмент" (ИНН 2543000021, ОГРН 1122536000124, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 13.01.2012)
к Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2540188030, ОГРН 1122543024262, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 29.12.2012)
о признании недействительным распоряжения от 17.09.2014 N 845 о проведении внеплановой документарной проверки,
при участии:
от ООО "Тринити-Девелопмент": представитель Воробьева А.Н. по доверенности от 27.05.2015, сроком на один год, паспорт;
от Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: представитель Чернякова О.С. по доверенности от 29.12.2014 N 52/01/04-02/07, сроком до 31.12.2015, удостоверение N 2970.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тринити-Девелопмент" (далее - ООО "Тринити-Девелопмент") обратилось в арбитражный суд к Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Инспекция) с заявлением о признании недействительным распоряжение руководителя Инспекции от 17.09.2014 N 845 о проведении внеплановой документарной проверки.
Решением суда от 06.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.
В доводах жалобы Общество настаивает на том, что анализ ежеквартальной отчетности за 4 квартал 2013 года до назначения внеплановой проверки распоряжением N 845 от 17.09.2014, ответчиком не проводился. Внеплановая проверка была назначена по факту предоставления Обществом ежеквартальной отчетности, что противоречит действующему законодательству.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда просила отменить, удовлетворить заявленные требования.
Представитель Инспекции на доводы апелляционной жалобы возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Решение суда считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыв на нее, оценив доказательства, представленные в материалы дела, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что она не подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене, по следующим причинам.
Из материалов дела судом установлено, что ООО "Тринити-Девелопмент", являясь застройщиком, привлекает денежные средства участников долевого строительства жилого комплекса "Тринити", строящегося по адресу: г.Владивосток, ул.Державина, 21.
Общество ежеквартально представляет в Инспекцию как уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Отчетность за 4 квартал 2013 года представлена заявителем в Инспекцию 31.03.2014.
17.09.2014 руководителем Инспекции издано распоряжение N 845 (оспариваемое распоряжение) о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "Тринити-Девелопмент". В качестве целей проведения проверки в распоряжении указана проверка соблюдения ООО "Тринити-Девелопмент" обязательных требований Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" при осуществлении строительства жилого комплекса "Тринити", расположенного по адресу г.Владивосток, ул.Державина, 21, в связи с предоставлением ООО "Тринити-Девелопмент" в Инспекцию отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, бухгалтерской отчетности и проектной декларации за 4 квартал 2013 года.
В качестве предмета проверки указано соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
На основании распоряжения от 17.09.2014 N 845 Инспекцией 08.10.2014 проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой установлено, что обществом представлена отчетность, содержащая недостоверные сведения.
08.10.2014 составлен протокол об административном правонарушении в области долевого строительства и постановлением Инспекции от 22.10.2014 N 02-250/2014 ООО "Тринити-Девелопмент" признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60000 рублей.
Ссылаясь на то, что распоряжение от 17.09.2014 N 845 о проведении внеплановой документарной проверки не содержит ссылки на документ, в котором должностным лицом отражено выявленное в квартальной отчетности застройщика нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве, ООО "Тринити-Девелопмент" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства установлены Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ).
Частью 2 статьи 23 названного Закона установлено, что контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с данным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Согласно части 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе:
- осуществлять контроль за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 части 6 названной статьи);
- ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 6 части 6 этой же статьи).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 26.11.2012 N 356-па (далее - Положение N 356-па), инспекция наделена полномочиями в области контроля и надзора за долевым строительством на территории Приморского края.
Согласно пункту 2.2.9 указанного Положения инспекция вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Из пункта 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 N 645 следует, что застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
В силу части 8 статьи 23 Закона N 214-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением контролирующим органом государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закона N 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При этом Закон N 214-ФЗ предусматривает особенности проведения проверок в рамках государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, которые не отменяют требования Закона N 294-ФЗ, а дополняют его положения.
Согласно части 2 статьи 11 Закона N 294-ФЗ организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Основания для проведения внеплановой проверки установлены частью 2 статьи 10 названного Закона.
В свою очередь пунктом 2 части 11 статьи 23 Закона N 214-ФЗ предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является выявление в ходе проведения анализа ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бухгалтерской отчетности (в том числе годовой), составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и (или) проектной декларации признаков нарушения обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Как видно из копии представленной заявителем в Инспекцию отчетности за 4 квартал 2013 года, в сведениях об использовании застройщиком привлеченных денежных средств участников долевого строительства, в информации о публикации или размещении проектной декларации, в информации о заключенных и исполненных застройщиком договорах участия в долевом строительстве объекта недвижимости Инспекцией выявлены недостоверные сведения, о чем в отчете сделаны соответствующие пометки.
При этом в составе представленной застройщиком отчетности были представлены бухгалтерский баланс, отчеты о финансовых результатах, об изменении капитала, о движении денежных средств, о целевом использовании средств, проектная декларация, справки о заключенных и расторгнутых договорах, о прочих расходах и аудиторское заключение, что позволило Инспекции выявить при анализе отчетности общества вышеуказанные нарушения.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, основанием для назначения проверки в данном случае послужило выявление в ходе проведения анализа ежеквартальной отчетности застройщика и проектной декларации на жилой комплекс, возводимый по адресу: г.Владивосток, ул.Державина, 21, признаков нарушения обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Довод Общества о том, что основанием для издания оспариваемого распоряжения о проведении проверки послужил факт представления в инспекцию соответствующей отчетности, а не анализ квартальной отчетности, был предметом исследования суда первой инстанции и правомерно им отклонен.
Оценив представленное в материалы дела распоряжение от 17.09.2014 N 845, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оно соответствует требованиями статьи 14 Закона N 294-ФЗ, составлено по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 N 141.
Коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что отсутствие указания в оспариваемом распоряжении на анализ отчетности застройщика, при условии выявления признаков нарушения обязательных требований не свидетельствует об отсутствии оснований для проведения проверки.
Таким образом, коллегией не установлено нарушений требований Закона N 294-ФЗ при вынесении распоряжения от 17.09.2014 N 845 о проведении внеплановой проверки, а также нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности вынесением ответчиком законного распоряжения от 17.09.2014 N 845.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Поскольку ООО "Тринити-Девелопмент" при подаче апелляционной жалобы не была уплачена государственная пошлина, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, взыскивает с общества государственную пошлину в размере 1 500 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.04.2015 по делу N А51-35328/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Тринити-Девелопмент" в доход федерального бюджета 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-35328/2014
Истец: ООО "Тринити-Девелопмент"
Ответчик: инспекция регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края