г. Пермь |
|
11 июня 2015 г. |
Дело N А60-58252/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенкова И. В.
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шабалиной А.В.,
при участии:
от заявителя закрытого акционерного общества "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ - СТ" (ОГРН 1076670015839, ИНН 6670174349) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя закрытого акционерного общества "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ - СТ"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 марта 2015 года
по делу N А60-58252/2014,
принятое судьей Н.Л. Дегонской
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ - СТ"
к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области
о признании ненормативного акта недействительным,
установил:
Закрытое акционерное общество "УЖК "УРАЛ-СТ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) о признании незаконным и отмене предписания N 29-01-03-111 от 13.11.2014 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19 марта 2015 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что предписание N 29-01-03-111 от 13.11.2014 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства является незаконным и необоснованным, поскольку из указанного предписания не следует, какие нарушения вменяются в вину обществу.
Инспекцией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором инспекция возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области на основании приказа о проведении внеплановой документарной проверки от 10.10.2014 N 29-11-01-119 в период с 22 октября 2014 года по 13 ноября 2014 года проведена внеплановая документарная проверка ЗАО "УЖК "Урал-СТ" на основании обращения Бухаровой Л.А., проживающей по адресу: г. Екатеринбург, ул. Академическая, дом 13.
В ходе проверки были установлены нарушения в части отсутствия проведения обязательной ежегодной корректировки платы за услугу отопления за 2013 год, исходя из фактического объема потребленной тепловой энергии и несоблюдение порядка начисления платы за услугу отопления в 2014 году, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 13.11.2014 N 29-11-02-119, на основании которого ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства N29-01-03-111 от 13.11.2014.
В соответствии с указанным предписанием заявителю надлежало:
1. Провести корректировку платы за коммунальную услугу "отопления" за 2013 год в соответствии с действующим законодательством.
2. Отменить перерасчет платы за коммунальную услугу "отопления" за период с января по май 2014 года. Провести начисления платы за услугу отопления в 2014 году исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год в соответствии с действующим законодательством.
Полагая, что предписание N 29-01-03-111 от 13.11.2014 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства является незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о том, что предписание соответствует требованиям законодательства, нарушения прав общества отсутствуют.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с пп. 4 п. 7 Положения об Управлении государственной жилищной инспекции Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28.03.2012 N 322-ПП, Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, проведение проверки соблюдения прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг на территории Свердловской области и выдача предписания об устранении выявленных нарушений входят в полномочия инспекции.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользованиям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, при расчете размера платы за отопление до 01.01.2015 года применяются Правила о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с подп. "б" п. 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и/или общих (квартирных) приборов учета в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам (по формуле N 7).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы определяется по формуле N 1, то есть исходя из норматива потребления тепловой энергии.
При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам (по формуле N 8).
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (п. 22 Правил N 307).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ЗАО "УЖК "Урал-СТ" не предоставило копию акта первичного допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии (УКУТ) в доме N 13 по ул. Академическая.
Предоставлены только копии актов повторного допуска в эксплуатацию общедомового прибора (узла) тепловой энергии в многоквартирном доме N 13 по ул. Академическая в г. Екатеринбурге (с 06.06.2011 по 01.10.2011; с 20.12.2012 по 13.08.2013; с 18.03.2014 по 01.10.2014).
Норматив потребления утвержден Постановлением Главы города Екатеринбурга от 23.12.2005 N 1276 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в городе Екатеринбурге (в ред. Постановления главы Екатеринбурга от 28.12.2006 N2714) и составляет 0,033 Гкал за 1 кв. м площади жилого помещения в месяц.
Согласно представленным сведениям ЗАО "УЖК "Урал-СТ" в Управление (письмо от 16.10.2014 N 5461) в период за январь-февраль 2013 года и апрель-октябрь 2013 года начисление размера платы за коммунальную услугу "отопление" производилось исходя из норматива потребления (0,033 Гкал/кв. метр площади жилого помещения).
Карточки регистрации параметров на узле учета тепловой энергии предоставлены только за март, ноябрь, декабрь 2013 года.
Не представлены карточки регистрации на узле учета тепловой энергии за январь, февраль; апрель, май, сентябрь, октябрь 2013 года или отметки, что они не приняты ресурсоснабжающей организацией.
Из материалов дела не следует, что прибор учета тепловой энергии находился в неисправном состоянии или об отсутствии повторных актов допуска в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии за указанный период, не представляется возможным.
Начисление платы за услугу отопления в 2013 году проводилось обществом исходя из норматива потребления 0,033 Гкал/кв. метр, что подтверждается информацией по квартире 28 дома N 13 по ул. Академическая в г. Екатеринбурге.
ЗАО "УЖК "Урал-СТ" собственникам жилых помещений дома N 13 по ул. Академическая за 2013 год начислена плата за услугу отопление исходя из норматива потребления 0,033 Гкал/кв. метр за 486,6410 Гкал (1,4454 /43,8 * 1948,10) в размере 621 608 руб. 26 коп.
Объемы потребления тепловой энергии и теплоносителя, отраженные в карточках регистрации параметров на узле учета тепловой энергии за март, ноябрь, декабрь 2013 года, предоставленных ЗАО "УЖК "Урал-СТ" совпадают с объемами потребления теплоносителя и тепловой энергии, отраженными в счетах-фактурах ООО "СТК" за март, ноябрь, декабрь 2013 года.
Анализ счетов - фактур ООО "СТК" показал, что по адресу ул. Академическая, д. 13, ежемесячно (с января 2013- декабрь 2013) выставлялась плата за потребленную тепловую энергию и ГВС исходя из разных объемов потребления тепловой энергии, а не по нормативу потребления.
ООО "СТК" выставлены счета за потребленную тепловую энергию для целей отопления дома N 13 по ул. Академическая к ЗАО "УЖК "Урал-СТ" за 351,64 Гкал (за январь 2013 - декабрь 2013 года) на сумму 451 799 руб. 29 коп.
Следовательно, объем тепловой энергии, предъявленный для оплаты ООО "СТК" по счетам-фактурам за поставленную тепловую энергию (351,64 Гкал) меньше объема тепловой энергии, рассчитанного и предъявленного жителям дома в 2013 году исходя из норматива (486,6410 Гкал) на 135 Гкал.
Жителям дома N 13 по ул. Академическая в г. Екатеринбурге должна быть проведена корректировка платы за услугу отопления за 2013 год в размере (минус) 169 808 руб. 97 коп. (451 799 руб. 29 коп. - 621 608 руб. 26 коп. = - 169 808 руб. 97 коп.).
В апелляционной жалобе общество повторно приводит доводы об отсутствии возможности для определения размера платы за отопление исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (2013), а также для корректировки платы за отопление за 2013 год по причине данных отсутствия данных о среднемесячном объеме потребления тепловой энергии за 2013 год.
Доводы общества были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. При рассмотрении дела суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 31 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (Правила N 1034) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случаях: отсутствия в точках учета приборов учета; неисправности прибора учета; нарушения установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации служит акт ввода в эксплуатацию узла учета с даты его подписания (п. 68 Правил N 1034).
При наличии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению (п. 72 Правил N 1034).
Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей (п. 73 Правил N 1034).
Действующими в спорный период Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, определяющими допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, порядок его эксплуатации, предусматривалось, что узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя в случаях: - несанкционированного вмешательства в его работу; - нарушения пломб на оборудовании узла учета, линий электрических связей; - механического повреждения приборов и элементов узла учета; - работы любого из них за пределами норм точности, установленных в разделе 5; - врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла у учета (п. 9.10 Правил).
Документы, подтверждающие некорректное определение общедомовым прибором учета потребленного объема тепловой энергии общество не представило.
Таким образом, в действиях, связанных с начислением платы за отопление в 2013 году, жителям многоквартирного дома N 13 по ул. Академическая в г. Екатеринбурге содержатся признаки нарушения подп. "б" п. 21 Правил N 307 (в части не проведения обязательной ежегодной корректировки платы за 2013 год, исходя из фактического потребления ресурса).
Довод о незаконности пункта 2 предписания от 13.11.2014 N 29-01-03-111 вынесенного в части отмены перерасчета платы за коммунальную услугу отопления за период с января по май 2014 года и не проведения начисления платы за услугу отопления в 2014 году, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области правомерно отклонен судом первой инстанции.
Как указал суд, в период с января по май 2014 года начисление платы за услугу отопления проводилось ЗАО "УЖК "Урал-СТ" исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год (2013), равного 0,023 Гкал/кв. метр, что подтверждается платежными документами по кв. 28 и сведениями, представленными Обществом, то есть в порядке, предусмотренном подп. "б" п. 21 Правил N 307.
В августе 2014 года жителям многоквартирного дома N 13 по ул. Академическая ЗАО "УЖК "Урал-СТ" произвел перерасчет платы за тепловую энергию исходя из действующего норматива, полученная разница с ранее начисленной платой доначислена.
ЗАО "УЖК "Урал-СТ" в письме в Управление (от 16.10.2014 N 5461) обосновывает перерасчет, произведенный жителям дома N 13 по ул. Академическая в платежных документах за август 2014 года тем, что применение для данного дома среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год невозможно, по причине того, что в период с января по февраль 2013, апреля-октября 2013 отсутствует акт повторного допуска в эксплуатацию УКУТ.
Однако проведенные выше исследования показали, что в материалах проверки был предоставлен акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя по адресу ул. Академическая, д. 13, за период с 20 декабря 2012 по 13 августа 2013 года.
Вместе с тем, акты о неисправности прибора учета тепловой энергии за указанный период не предоставлены.
Кроме того, анализ счетов - фактур ООО "СТК" показал, что по адресу Академическая, д. 13, ежемесячно (с января 2013- декабрь 2013) выставлялась плата за потребленную тепловую энергию и ГВС, исходя из разных объемов потребления тепловой энергии, а не по нормативу потребления.
Таким образом, суд приходит к выводу, что расчет платы за потребление тепловой энергии для нужд отопления за 2013 год производился исходя из объема тепловой энергии определенной исходя из показаний прибора учета тепловой энергии.
ЗАО "УЖК "Урал-СТ" при расчете платы за коммунальную услугу "отопление" жителям многоквартирного дома N 13 по ул. Академическая должна была применять в 2014 году порядок, предусмотренный действующим законодательством.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены предписания от 13.11.2014 N 29-01-03-111 не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 марта 2015 года по делу N А60-58252/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-58252/2014
Истец: ЗАО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ЖИЛИЩНАЯ КОМПАНИЯ "УРАЛ-СТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ