г. Красноярск |
|
11 июня 2015 г. |
Дело N А33-18554/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" июня 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.
судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от ответчика (Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю): Трофимова А.А., представителя по доверенности от 12.01.2015 N 9; Капсудина Е.В., представителя по доверенности от 12.01.2015 N 7,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "10" марта 2015 года по делу N А33-18554/2014, принятое судьей Чурилиной Е.М.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Доминат" (далее - ООО "Доминат", общество, заявитель) (ИНН 1901096412, ОГРН 1101901003270) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - ответчик, антимонопольный орган, Красноярское УФАС России) (ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965) краю об оспаривании решения от 22.04.2014 по делу N 48-16-14 в части признания общества нарушившим пункт 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ) и предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, от 22.04.2014 N 48-16-14 (далее - предписание от 22.04.2014 N 48-16-14).
Определением от 17.09.2014 возбуждено производство; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено МОБУ "Средняя общеобразовательная школа N 3 им. А.С.Пушкина". Определением от 02.12.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация города Минусинска, МКУ "Управление капитального строительства+", МКУ "Управления городского хозяйства администрации города Минусинска", МКУ "Центр обеспечения жизнедеятельности муниципальных общеобразовательных учреждений".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "10" марта 2015 года заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования на том основании, что общество было надлежащим образом извещено о возбуждении в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства; определение об отложении рассмотрения дела также было направлено в адрес общества и получено им. Ответчик полагает, что получение определения об отложении после даты рассмотрения дела Комиссией антимонопольного органа не свидетельствует о неосведомленности общества и нарушении его прав, поскольку обществу было известно об осуществлении в отношении него производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства и оно намеренно уклонилось от его своевременного получения, что дополнительно подтверждает правильность выводов ответчика о достижении между обществом и иными лицами антиконкурентного соглашения. Ответчик настаивает на применении аналогии с процессуальными нормами права при решении вопроса о надлежащем извещении, а именно на том, что общество недобросовестно использовало свои права, не проявило инициативу для участия в рассмотрении дела, уклонилось от участия.
Заявитель и третьи лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором с жалобой антимонопольного органа не согласилось, указало на законность решения суда первой инстанции.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11.02.2014 N 75 возбуждено дело N 48-16-14 по признакам нарушения обществом пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Решением от 22.04.2014 по делу N 48-16-14 ООО "Доминат" признано нарушившим пункт 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ в части достижения соглашения, которое привело к ограничению доступа хозяйствующим субъектам на рынок услуг по проведению капитального ремонта муниципального имущества - средних общеобразовательных школ.
На основании пункта 2 резолютивной части решения ООО "Доминат" выдано предписание от 22.04.2014 N 48-16-14 о перечислении в срок до 22.07.2014 в Федеральный бюджет дохода в размере 2 396 750 рублей, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Полагая указанные решение и предписание не соответствующими действующему законодательству и нарушающими права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с требованием об оспаривании их законности.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом положений пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, статьей 22, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 23, 39, 41 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ, Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые решение и предписание от 22.04.2014 по делу N 48-16-14 вынесены уполномоченным органом.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о существенном нарушении Красноярским УФАС России допущенным при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, и, следовательно, недействительности решения.
Апелляционная инстанция, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Как правомерно указал суд первой инстанции, основываясь на содержании части 2 статьи 41, части 2 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ дело о нарушении антимонопольного законодательства комиссия вправе рассмотреть в отсутствие лиц, участвующих в деле, при условии их надлежащего извещения о времени и месте его рассмотрения. Соответствующая обязанность по надлежащему извещению лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, лежит на антимонопольном органе.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, являются:
1) заявитель - лицо, подавшее заявление, государственный орган, орган местного самоуправления, направившие материалы;
2) ответчик по делу - лицо, в отношении которого подано заявление, направлены материалы или в действиях (бездействии) которого антимонопольным органом обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства. Указанные лица признаются ответчиками по делу о нарушении антимонопольного законодательства с момента возбуждения дела;
3) заинтересованные лица - лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 3 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 -ФЗ председатель комиссии объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, проверяет явку на заседание комиссии лиц, участвующих в деле, проверяет их полномочия, устанавливает, извещены ли надлежащим образом лица, не явившиеся на заседание, и имеются ли сведения о причинах их неявки; выясняет вопрос о возможности рассмотрения дела.
Следовательно, при рассмотрении дела председатель комиссии в обязательном порядке устанавливает факт извещения надлежащим образом лиц, не явившихся на заседание, и наличие сведений о причинах их неявки.
Обстоятельства отсутствия представителя общества при рассмотрении дела, по результатам которого было вынесено оспариваемые решение и предписания следует из текста самого решения и сторонами не оспаривается.
В материалы дела представлено определение об отложении рассмотрения дела N 48-16-14 о нарушении антимонопольного законодательства от 06.03.2014, которым рассмотрение дела N 48-16-14 отложено; дело назначено к рассмотрению на 08.04.2014 в 12 час. 00 мин.
Согласно реестру почтовых отправлений от 24.03.2014, распечаткой с сайта "Почта России" в разделе "Отслеживание почтовых отправлений" и антимонопольный орган не отрицает, что указанное определение об отложении рассмотрения дела N 48-16-14 направлено заявителю 24.03.2014 и получено им только 10.04.2014, то есть после принятия антимонопольным органом оспариваемого решения.
Доказательства своевременного получения (до даты рассмотрения дела N 48-16-14) обществом указанного определения антимонопольным органом не представлены.
Кроме того в пункте 5 резолютивной части определения об отложении рассмотрения дела N 48-16-14 о нарушении антимонопольного законодательства от 06.03.2014 указано, что к рассмотрению назначено дело N 480-17-13, в то время как в пункте 1 определения указано на отложение рассмотрения дела N 48-16-14 (при этом доказательства внесения опечатки в указанное определение в материалах дела отсутствуют).
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что дело о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрено ответчиком в отсутствие представителя общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в результате чего он был лишен возможности представить свои возражения и доказательства в соответствии с частью 2 статьи 42, частями 1 и 2 статьи 43 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ в отношении вменяемого ему нарушения антимонопольного законодательства.
Оспаривая законность данного вывода, антимонопольный орган настаивает на наличие обстоятельств злоупотребления обществом своими правами. Согласно позиции ответчика общество, извещенное надлежащим образом о факте возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, не проявило инициативы для участия в рассмотрении дела, уклонилось от своевременного получения определения об отложении.
Апелляционный суд не соглашается с доводами ответчика, поскольку наличие у заявителя общей обязанности по добросовестной реализации своих права, как на том настаивает ответчик, не предполагает возложение на общество негативных последствий в виде невозможности принять участие в рассмотрении дела в случае, если ему не была своевременно представлена информация о месте и времени рассмотрения.
Обязанность добросовестного использования, по оценке суда апелляционной инстанции, не предполагает безусловную обязанность ответчика по антимонопольному делу получать информацию, которая должна быть своевременно представлена ему антимонопольным органом.
В свою очередь из решения Красноярского УФАС России не следует, что при рассмотрении дела устанавливались обстоятельства извещения общества, в том числе намеренного уклонения общества от участия в рассмотрении дела.
В это связи суд апелляционной инстанции также отмечает несостоятельность доводов ответчика о злоупотреблении обществом своими правами. Из материалов дела не следует, что общество обладало информацией об отложении дела и (или) у него имелись намерения уклониться от участия в рассмотрении дела.
При таких условиях суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Красноярским УФАС России при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства допущены существенные нарушения процедуры, которые являются основанием для признания решения и предписания от 22.04.2014 по делу N 48-16-14 недействительными в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований общества в соответствии с положениями статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы. Государственная пошлина за обращение в суд апелляционной инстанции не подлежит отнесению на заявителя, поскольку он не является ее плательщиком в соответствии с положениями статьи 333.17 Кодекса.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" марта 2015 года по делу N А33-18554/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-18554/2014
Истец: ООО "Доминат"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
Третье лицо: администрация г. Минусинска, Администрация г. Минусинска Красноярского края, МКУ "Управление городского хозяйства администрации г. Минусинска", МКУ "Управление капитального строительства ", МКУ "Центр обеспечения жизнедеятельности муниципальных образовательных учреждений", МОБУ "СОШ N 3 им. А. С. Пушкина"