г. Хабаровск |
|
15 июня 2015 г. |
Дело N А73-15070/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1": Петряшина Е.В., представитель по доверенности от 08.04.2014 N 07-141;
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточном федеральном округе: Рыбкис В.А., представитель по доверенности от 31.12.2014 N 73/2014; Бородаенко Н.В., представитель по доверенности от 31.12.2014 N 68/2014.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1"
на решение от 12.01.2015
по делу N А73-15070/2014
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточном федеральном округе
о признании незаконным и отмене постановления от 31.10.2014
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (далее - МУП г. Хабаровска ХПАТП N 1, предприятие, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее - УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, Управление Ространснадзора, административный орган) от 31.10.2014 NТБ-АТ-31/10/2014/239 ХБРЮ, которым предприятие привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением суда от 12.01.2015 в удовлетворении заявленных предприятием требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда ввиду неправильного применения норм материального права.
Представитель Предприятия в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, указав, что административным органом нарушена процедура проведения проверки, так как целью проверки являлась проверка исполнения предписания УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 28.02.2014, что следует из распоряжения и из акта проверки. Вместе с тем предприятие привлечено к административной ответственности не за неисполнение предписания, а за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности. Кроме этого, Предприятие является субъектом транспортной инфраструктуры только в отношении транспортных средств.
Представители административного органа в представленном отзыве и в судебном заседании апелляционной инстанции отклонили доводы жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Управлением, на основании Распоряжений от 03.09.2014 N 999-р, от 26.09.2014 N 1082 в отношении Предприятия проведена внеплановая проверка на предмет исполнения ранее выданного предписания (28.02.2014).
В ходе проверки выявлены факты неисполнения указанного предписания, которые отражены в акте от 03.10.2014. Предприятию выдано новое предписание N ТБ-АТ-03/10/2014/999-р от 03.10.2014 об устранении выявленных нарушений.
28.10.2014 административным органом в отношении предприятия составлен протокол N ТБ-АТ-28/10/2014/239 ХБР по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ (неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, а именно пунктов: 5.27, 5.28, 5.29), и 31.10.2014 Управлением вынесено постановление N ТБ-АТ-31/10/2014/239 ХБР, которым предприятию назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Посчитав данное постановление незаконным, предприятие оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из факта наличия в действиях общества состава административного правонарушения по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 1 Закона о транспортной безопасности -субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Из анализа приведенных норм следует, что субъектом транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, которые являются собственниками или иными владельцами транспортной инфраструктуры, транспортных средств и перевозчики.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности на субъект транспортной инфраструктуры возлагается обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно Уставу, основными целями и задачами деятельности МУП г. Хабаровска ХПАТП N 1 является осуществление перевозок пассажиров и оказание услуг по перевозке населению и организациям.
В силу статьи 1 Закона о транспортной безопасности МУП г. Хабаровска ХПАТП N 1, как владелец транспортных средств, транспортной инфраструктуры, и как перевозчик является субъектом транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона о транспортной безопасности требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Во исполнение статьи 8 Закона о транспортной безопасности приказом Министерства транспорта от 08.02.2011 N 42 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности, Требования).
Предприятию вменяется нарушение пунктов 5.27, 5.28, 5.29 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в соответствии с которыми субъект транспортной инфраструктуры обязан:
-организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на ОТИ в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, и утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности;
-воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов);
-воспрепятствовать преодолению любыми лицами контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ.
Как следует из материалов дела, в нарушение названных выше норм предприятием на объектах транспортной инфраструктуры по адресу г.Хабаровск ул. Промышленная, 19 и по адресу г. Хабаровск, ул. Панфиловцев, 44 допускается свободный проход физических лиц и проезд автотранспорта в зоны транспортной безопасности, отсутствуют постоянные пропуска для персонала предприятия, не выдаются постоянные пропуска для автотранспорта предприятия, не разработаны материальные пропуска; имеющиеся в ОТИ повреждения ограждения дают возможность проникновения в зону транспортной безопасности, минуя контрольно-пропускные пункты; допускается свободный (без проверки документов) проход физических лиц и проезд автотранспорта в зоны транспортной безопасности.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что факт нарушения МУП г. Хабаровска ХПАТП N 1 пунктов 5.27, 5.28, 5.29 Требований по обеспечению транспортной безопасности подтвержден.
Данная позиция согласуется с Определением Верховного суда Российской Федерации от 04.05.2015 дело N 303-КГ15-3227, которым Муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами Предприятия о том, что административным органом нарушена процедура проведения проверки в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Распоряжениями от 03.09.2014 N 999-р, от 26.09.2014 N 1082 Управлением в отношении Предприятия проведена внеплановая проверка на предмет исполнения ранее выданного предписания (28.02.2014).
Процедура проведения проверки МУП г.Хабаровска "ХПАТП N 1" на предмет исполнения юридическим лицом требований ранее выданного предписания должна осуществляться в порядке, предусмотренном нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии со статьей 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является, в том числе выполнение проверяемым предписаний органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений.
Согласно части 21 статьи 10 Закона N 294-ФЗ в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания.
Судом установлено, что ранее Управлением Ространснадзора была проведена плановая выездная проверка Предприятия на предмет соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.
По результатам проверки, в адрес юридического лица контролирующим органом было направлено предписание от 28.02.2014 для устранения выявленных нарушений. Данное предписание было оспорено в установленном законом порядке и признано законным. Определением Верховного суда Российской Федерации от 04.05.2015 Предприятию отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно распоряжениям от 03.09.2014 N 999-р, от 26.09.2014 N 1082, акту проверки от 03.10.2014 N ТБ-АТ-03/10/2014/999-в настоящая проверка проводилась с целью проверки исполнения предписания Управления от 28.02.2014 N ТБ-АТ-28/02+2014/153, срок исполнения которого истек 29.05.2014.
Поскольку Предприятием не исполнено ранее выданное предписание, контролирующим органом выдано повторное предписание от 03.10.2014 N ТБ-АТ-03/10/2014/999-р, со сроком исполнения 04.03.2015, данное предписание не оспорено.
В протоколе от 28.10.2014 N ТБ-АТ-28/10/2014/239 ХБР и в оспариваемом постановлении от 31.10.2014 N ТБ-АТ-31/10/2014/239 ХБР указано, что при проведении проверки на основании распоряжения от 03.09.2014 N 999-р в отношении МУП г.Хабаровска "ХПАТП N 1" выявлено неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, а именно: нарушены пункты 5.27, 5.28, 5.29 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", указания на то, что проверка проводилась с целью исполнения предписания от 28.02.2014, как того требовало распоряжение от 03.09.2014 N 999-р не имеется.
При этом административным органом указано на неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, которые были установлены при проведении предыдущей проверки, на необходимость исполнения которых указано в предписании от 28.02.2014.
С учетом изложенного, апелляционная инстанции считает установленным, что проверка проводилась с целью проверки исполнения предписания Управления от 28.02.2014 N ТБ-АТ-28/02+2014/153.
За неисполнения предписания в установленный срок предусмотрена ответственность по статье 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, срок привлечения по которой истек.
Поскольку апелляционной инстанцией установлены нарушения процедуры проведения проверки, то оспариваемое постановление не может быть признанно законным и обоснованным, в связи с чем требования Предприятия подлежат удовлетворению, а решение суда отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.01.2015 по делу N А73-15070/2014 отменить.
Признать незаконным постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу от 31.10.2014 N ТБ-АТ-31/10/2014/239 ХБР, которым Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Швец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15070/2014
Истец: МУП города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N1"
Ответчик: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточном федеральном округе, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДФО