г. Челябинск |
|
15 июня 2015 г. |
Дело N А76-898/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2015 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Челябинский кузнечно-прессовый завод" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31 марта 2015 года по делу N А76-898/2015 (судья Котляров Н.Е.).
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Челябинский кузнечно-прессовый завод" - Рыкова И.А. (доверенность от 05.11.2014 N 35),
Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Челябинска - Матушкин Е.И. (доверенность от 12.01.2015 N 03-01).
Открытое акционерное общество "Челябинский кузнечно-прессовый завод" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество, ОАО "ЧКПЗ") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Челябинска (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган, ИФНС России по Ленинскому району города Челябинска) о признании недействительным решения от 18.07.2014 N 4561 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 31.03.2015 по настоящему делу требования, заявленные обществом, удовлетворены частично: оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части доначисления земельного налога в сумме 2 106 097 руб. 13 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, принять по делу новый судебный акт признав недействительным решение ИФНС России по Ленинскому району города Челябинска от 18.07.2014 N 4561 в полном объеме. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права. Общество не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и пересчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков подлежит применению при исчислении земельного налога с момента вступления в законную силу решений суда. Общество при этом указывает на то, что установление вступившим в законную силу судебным актом кадастровой стоимости земель, позволяет налогоплательщику, ретроспективно произвести перерасчет налоговых обязательств по земельному налогу, кадастровая стоимость, установленная вступившим в законную силу судебным актом, должна быть применена к правоотношениям, возникшим до принятия и вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
Отзыв на апелляционную жалобу налоговым органом в материалы дела не представлен.
Представителем ИФНС России по Ленинскому району города Челябинска в судебном заседании суда апелляционной инстанции 10.06.2015 пояснено, что обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, и отмене не подлежит.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции проверена в обжалуемой налогоплательщиком части.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Имеющиеся в материалах дела N А76-898/2015 Арбитражного суда Челябинской области доказательства свидетельствуют о следующем.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.11.2013 по делу N А76-19677/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:95 равной его рыночной стоимости в размере 26 547 198 руб. по состоянию на 01.01.2010 (т. 1, л.д. 79).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.11.2013 по делу N А76-19477/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:110 равной его рыночной стоимости в размере 663 440 руб. (т. 1, л.д. 87).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.12.2013 по делу N А76-19479/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:82 равной его рыночной стоимости в размере 26 471 088 руб. по состоянию на 01.01.2010 (т. 1, л.д. 98).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.11.2013 по делу N А76-19478/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:104 равной его рыночной стоимости в размере 1 419 570 руб. (т. 1, л.д. 105).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2013 по делу N А76-19680/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:91 равной его рыночной стоимости в размере 17 896 840 руб. по состоянию на 01.01.2010 (т. 1, л.д. 116).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2013 по делу N А76-19675/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:94 равной его рыночной стоимости в размере 3 274 269 руб. по состоянию на 01.01.2010 (т. 1, л.д. 126).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2013 по делу N А76-19679/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:89 равной его рыночной стоимости в размере 16 718 732 руб. по состоянию на 01.01.2010 (т. 1, л.д. 136).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2013 по делу N А76-19476/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307002:256 равной его рыночной стоимости в размере 1 184 319 руб. по состоянию на 01.01.2010 (т. 1, л.д. 146).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.10.2013 по делу N А76-19475/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:92 равной его рыночной стоимости в размере 962 673 руб. по состоянию на 01.01.2010 (т.2 л.д.1).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.10.2013 по делу N А76-19678/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:105 равной его рыночной стоимости в размере 716 982 руб. (т. 2, л.д. 10).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2013 по делу N А76-19676/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:93 равной его рыночной стоимости в размере 14 546 436 руб. по состоянию на 01.01.2010 (т. 2, л.д. 19).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.09.2013 по делу N А76-16186/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0000000:590 равной его рыночной стоимости в размере 303 685 366 руб. по состоянию на 13.03.2012 (т.2 л.д.30).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2013 по делу N А76-19474/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0306025:0001 равной его рыночной стоимости в размере 12 125 277 руб. по состоянию на 01.01.2010 (т. 2, л.д. 40).
Полагая, что в связи с вступлением в законную силу решений Арбитражного суда Челябинской области по делам N А76-19677/2013, N А76-19477/2013, N А76-19479/2013, N А76-19478/2013, N А76-19680/2013, N А76-19675/2013, N А76-19679/2013, N А76-19476/2013, N А76-19475/2013, N А76-19678/2013, N А76-19676/2013, N А76-16186/2013, N А76-19474/2013, у налогоплательщика возникает право на ретроспективный перерасчет налоговых обязательств по земельному налогу, ОАО "ЧКПЗ" в ИФНС по Ленинскому району города Челябинска была представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, с продекларированной к уплате суммой земельного налога, исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости, установленной вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Челябинской области.
ИФНС России по Ленинскому району города Челябинска была проведена камеральная налоговая проверка представленной ОАО "ЧКПЗ" первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год.
По результатам проверки 19.05.2014 составлен акт N 41942 и, с учетом письменных возражений, вынесено решение от 18.07.2014 N 4561 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу дополнительно начислен земельный налог за 2013 год на сумму 21 541 790 руб., в том числе по сроку уплаты 30.04.2013 - 5 405 776 руб., по сроку уплаты 31.07.2014 - 5 405 777 руб., по сроку уплаты 31.10.2013 - 5 365 118 руб., по сроку уплаты 05.02.2014 - 5 365 119 руб. Инспекцией предложено доначисленную сумму земельного налога за 2013 год зачесть из переплаты.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 24.10.2014 N 15-1-09/3/003736, в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов, решение инспекции от 18.07.2014 N 4561 изменено. Обществу доначислен земельный налог за 2013 год на сумму 13 982 567 руб., в том числе по сроку уплаты 30.04.2013 - 3 432 053 руб., по сроку уплаты 31.07.2014 - 3 432 053 руб., по сроку уплаты 31.10.2013 - 3 533 917 руб., по сроку уплаты 05.02.2014 - 3 584 544 руб.
Решение ИФНС по Ленинскому району города Челябинска от 18.07.2014 N 4561 (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 24.10.2014 N15-1-09/3/003736) обжаловано обществом в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 27.10.2014 N 16-07/003691, вышеупомянутое решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения и утверждено, апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем, с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом возможность внесения установленной судом рыночной стоимости в качестве кадастровой в государственный кадастр недвижимости с иного, более раннего момента, не предусмотрена.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость вышеупомянутых земельных участков, принадлежащих заявителю, установленные вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Челябинской области от 18.11.2013 по делу N А76-19677/2013; от 08.11.2013 по делу N А76-19477/2013; от 19.12.2013 по делу N А76-19479/2013; от 08.11.2013 по делу N А76-19478/2013; от 30.10.2013 по делу N А76-19680/2013; от 30.10.2013 по делу N А76-19675/2013; от 30.10.2013 по делу N А76-19679/2013; от 30.10.2013 по делу N А76-19476/2013; от 24.10.2013 по делу N А76-19475/2013; от 22.10.2013 по делу N А76-19678/2013; от 11.12.2013 по делу N А76-19676/2013; от 30.09.2013 по делу N А76-16186/2013; от 11.12.2013 по делу N А76-19474/2013, не подлежит ретроспективному применению при исчислении земельного налога за 2013 год и, как верно указано арбитражным судом первой инстанции, соответствующая кадастровая стоимость земельных участков, в целях налогообложения за 2013 год, может быть применена, с даты вступления в законную силу вышеупомянутых решений Арбитражного суда Челябинской области (что и явилось основанием для удовлетворения арбитражным судом первой инстанции в части, требований налогоплательщика, в рамках дела N А76-898/2015 Арбитражного суда Челябинской области).
Ссылка заявителя на возможность ретроспективного перерасчета налоговых обязательств по земельному налогу отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельная.
Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
В рамках дел Арбитражного суда Челябинской области N А76-19677/2013, N А76-19477/2013, N А76-19479/2013, N А76-19478/2013, N А76-19680/2013, N А76-19675/2013, N А76-19679/2013, N А76-19476/2013, N А76-19475/2013, N А76-19678/2013, N А76-19676/2013, N А76-16186/2013, N А76-19474/2013 основанием для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка послужил тот факт, что в процессе государственной кадастровой оценки не удалось установить действительную рыночную стоимость земельных участков, находящихся в собственности общества.
Исходя из общего принципа установления кадастровой стоимости на дату, единую для всех оцениваемых объектов на соответствующей территории, определение кадастровой стоимости отдельного земельного участка на иную дату в индивидуальном порядке не может быть признано допустимым.
Следовательно, определение рыночной стоимости земельных участков на дату его кадастровой оценки было необходимо для сравнения результатов такой оценки, и определения новой кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка.
Указанные даты имеют значение для упорядочения сведений государственного кадастра недвижимости, и не связаны с изменением налоговых обязательств заявителя.
С учетом изложенного довод заявителя о необходимости при исчислении земельного налога за 2013 год, применения кадастровой стоимости земельных участков, установленной вышеупомянутыми решениями Арбитражного суда Челябинской области, до вступления указанного судебного акта в законную силу, - отклоняется, как основанный на ошибочном толковании закона.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная открытым акционерным обществом "Челябинский кузнечно-прессовый завод" при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей (платежное поручение от 23.04.2015 N 3909 на сумму 3000 рублей), в силу условий подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 31 марта 2015 года по делу N А76-898/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Челябинский кузнечно-прессовый завод" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Челябинский кузнечно-прессовый завод" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 23.04.2015 N 3909 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-898/2015
Истец: ОАО "Челябинский кузнечно-прессовый завод"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Челябинска