г. Самара |
|
16 июня 2015 г. |
Дело N А65-29968/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 - 10 июня 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 апреля 2015 года по делу N А65-29968/2014 (судья Сальманова Р.Р.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Мир развлечений" (ОГРН 1091690041640, ИНН 1656052283), г.Казань,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Мир развлечений" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Мир развлечений") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - административный орган, Роспотребнадзор) от 04.12.2014 N 1663/з о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 руб. (т.1 л.д.3).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.04.2015 по делу N А65-29968/2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан от 04.12.2014 N 1663/з о привлечении ЗАО "Мир развлечений" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 руб. (т.2 л.д.138-141).
В апелляционной жалобе Роспотребнадзор просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.3 л.д.3-6).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 08.06.2015 до 15 час. 00 мин. 10.06.2015, после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан 08.10.2014 при проведении анализа документов, представленных Отделом полиции N 3 "Зареченский" УМВД России по г. Казани выявлено, что ЗАО "Мир развлечений" при оказании услуг населению в парке аттракционов "Кырлай", расположенном по адресу: г. Казань, ул. Односторонняя гривка, парк "Кырлай", допущено выполнение работ, оказание услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания услуг населению.
По результатам проверочных мероприятий административный орган уведомил о необходимости явки законного представителя заявителя для составления протокола об административном правонарушении на 24.11.2014, на основании письма от 08.10.2014 (л.д. 30-32).
Рассмотрев имеющиеся в материалах административного производства документы, Роспотребнадзором 24.11.2014 составлен в отношении ЗАО "Мир развлечений" протокол об административном правонарушении, в котором указаны нарушения, а именно: ЗАО "Мир развлечений" перед сезонным вводом в эксплуатацию аттракционов в парке "Кырлай" не привлекло организацию аккредитованную на соответствующие виды деятельности в области испытания аттракционов к ежегодному техническому освидетельствованию, диагностики технического состояния с целью определения соответствия аттракционов эксплуатационным документам и установления состояния аттракционов, обеспечивающему их безопасную работу; не проводились визуальный осмотр, необходимые измерения, статистические и динамические испытания согласно требованиям эксплуатационной документации, измерения сопротивления изоляции и заземления электрического оборудования, к обслуживанию привлечены не квалифицированный персонал, не прошедшие квалифицированную подготовку и не получившие допуск для соответствующего вида работ, что является нарушением п.п. 7.4; 7.9.5; 7.14.3 Национального стандарта ГОСТ Р 54991-2012 "Общие требования безопасности передвижных аттракционов" и Федерального закона от 27.12.2002 N 184 "О техническом регулировании", что привело к оказанию услуг населению, не отвечающим требованиям безопасности жизни и здоровья человека в парке "Кырлай" (т.1 л.д.47-49).
О необходимости явки 04.12.2014 законного представителя общества для рассмотрения дела об административном правонарушении, ЗАО "Мир развлечений" уведомлено при составлении протокола (л.д. 49).
04.12.2014 Роспотребнадзором вынесено постановление N 1663/з по делу об административном правонарушении, которым ЗАО "Мир развлечений" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб. (т.1 л.д.5-7, 46-47).
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился с жалобой в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
Ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг установлена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ образует нарушение нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Аналогичный подход к рассмотрению данного вопроса содержится в пункте 8 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 12.05.1998 N 14-П, согласно которому подлежит доказыванию как сам факт совершения соответствующего правонарушения, так и степень вины правонарушителя.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства (на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности) по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N184-ФЗ) данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Согласно статьи 2 Закона N 184-ФЗ под сводом правил понимается документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 13 Закона N 184-ФЗ своды правил относятся к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации.
Согласно частям 1, 4 статьи 16.1 Закона N 184-ФЗ национальным органом по стандартизации не позднее, чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента, утверждается, публикуется в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
Судом первой инстанции установлено, что в отношении аттракционов технический регламент не принят, что является основанием в данный период руководствоваться установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.
Управление Роспотребнадзора по РТ, привлекая ООО "Мир развлечений к административной ответственности пришел к выводу, что требования ГОСТа Р 54991-2012 являются обязательными для применения всеми участниками предпринимательской деятельности, что явилось основанием для вынесения в отношении общества постановления о привлечении к административной ответственности N 1663/з от 04.12.2014.
В качестве объективной стороны состава правонарушения обществу вменено нарушение требований ГОСТа Р 54991-2012 "Общие требования безопасности передвижных аттракционов", создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Судом первой инстанции установлено, что у заявителя на территории парка "Кырлай" имеются ряд аттракционов, однако из материалов административного дела не следует в отношении каких именно аттракционов перед сезонным вводом в эксплуатацию аттракционов в парке "Кырлай", общество не привлекло аккредитованную организацию в области испытания, диагностики, измерения, статистического и динамического измерения сопротивления изоляции и заземления электрического оборудования, не дало оценку тому обстоятельству, что заявитель имел собственный технический персонал, в материалах проверки имеются технические отчёты по проведенным испытаниям электрооборудования и аппаратов электроустановок, свидетельства о поверках измерительных приборов, акты технического освидетельствования аттракционов, акты рабочей комиссии о приемке оборудования после комплексного оборудования от 20.04.2014 (сезон открытия) на все виды аттракционов (административным органом не конкретизированы аттракционы), которые имеются на территории парка "Кырлай".
Заявителем на проверку представлен журнал администратора на аттракционы, приказы о приеме на работу работников, трудовые договоры, акты технического освидетельствования аттракционов: "Бамперные машины", "Цепочная карусель", "Хип-хоп", "Торнадо", "Супер гора", качели "Пират-32", "Мультгород", качели "Мини-пират", "Летающая тарелка", "Счастливый Кенгуру", Колесо Обозрения 55-м, "Замок Мышонка", "Дикий танец", Детское колесо обозрения, "Детский рай", "Детский паравоз обозрения", "Воздушный город", "Веселая гусеница", "Вертолетики", "Аэропорт-5", "Экстрим-горки "Торнадо", эксплуатируемых обществом, сертификаты о соответствии аттракционов стандартам с указанием на прохождение аттракционов контроля на исправность и срока его эксплуатации.
Аттракционы относятся к числу видов продукции, к которым в рамках Таможенного союза предъявляются единые и обязательные требования в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 526 "О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза".
Суд первой инстанции правильно указал, что до настоящего времени законодателем соответствующий технический регламент в отношении аттракционов не принят, действующие на территории Российской Федерации национальные стандарты в сфере использования аттракционов не имеют обязательного характера и предназначены для добровольного исполнения.
Управлением Роспотребнадзора по РТ (административным органом) не учтено, что ГОСТ Р 54991-2012 "Общие требования безопасности передвижных аттракционов" утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 335-ст от 18.09.2012 "Об утверждении Национального стандарта" для добровольного применения.
В пункте 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ содержатся нормы, которые конкретизируют характер правового регулирования отношений в переходный период. Законодатель провел разграничение между обязательными требованиями и требованиями, применяемыми на добровольной основе. Обязательные требования устанавливаются в технических регламентах.
Статьями 12 и 15 Закона N 184-ФЗ установлены как принцип добровольного применения документов в области стандартизации, так и добровольность применения национального стандарта.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54991-2012 подлежит применению на добровольной основе в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 15 Закона N 184-ФЗ.
Следовательно, указание в пункте 1 приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о добровольности применения национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 54991-2012 соответствует действующему законодательству.
Данный вывод суда также подтверждается Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2014 N АКПИ14-134.
Абзацем 7 пункта 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ предусмотрено, что с 1 сентября 2011 года нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.
Суд первой инстанции правильно указал, что отсутствие необходимости соблюдать требования ГОСТа Р 54991-2012 в обязательном порядке свидетельствует об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта, что к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению пункт 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей - целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.
В силу абзаца седьмого пункта 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ с 01.09.2011 нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" Федеральное агентство вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.09.2012 N 335-ст "Об утверждении Национального стандарта" ГОСТ Р 54991-2012 утвержден для добровольного использования.
Национальные стандарты, включая ГОСТ Р 54991-2012, являются нормативными (техническими) документами.
Таким образом, в силу пункта 1 статьи 46 Закона N 184, ГОСТ Р 54991-2012 не является обязательным для исполнения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что требования заявителя подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление подлежит отмене.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно части 5 статьи 30.2 КоАП РФ, части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, как не облагаются пошлиной и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 апреля 2015 года по делу N А65-29968/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-29968/2014
Истец: ЗАО "Мир развлечений" ,г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан ,г.Казань