г. Вологда |
|
16 июня 2015 г. |
Дело N А13-15986/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 июня 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце и Череповецком районе Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 апреля 2015 года по делу N А13-15986/2014 (судья Ковшикова О.С.),
установил:
администрация Череповецкого муниципального района (место нахождения: 162612, Вологодская область, город Череповец, улица Первомайская, дом 58; ОГРН 1023502294947, ИНН 3523002713; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце и Череповецком районе Вологодской области (место нахождения: 162602, Вологодская область, город Череповец, улица Труда, дом 49; ОГРН 1023501245074, ИНН 3528076797; далее - управление, фонд) от 16.10.2014 N 045 027 14 РВ 0000149 в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 9320 руб., начисления соответствующей суммы пеней и привлечения к ответственности за неполную уплату страховых взносов в виде соответствующей суммы штрафа.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 06 апреля 2015 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований администрации. Мотивируя жалобу, ссылается на необоснованность решения, неправильное применение судом норм материального права. Считает, что оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение связана с выполнением работником своих трудовых обязанностей и не является компенсационной выплатой, не относится к пособиям и иным видам обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, а относится к доходу Родичева Л.Н. Указывает на то, что спорная выплата гарантирована главе района и носила не единовременный характер, осуществлялась систематически, так как предоставлялась ежегодно. Полагает, что приобретение путевок имеет прямое отношение к работоспособности сотрудника и деятельности работодате6ля, поэтому, по мнению фонда, из анализа положений статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) выплаты на санаторно-курортное лечение не могут рассматриваться в качестве компенсационных, освобождаемых от обложения страховыми взносами в соответствии с подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 90 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Администрация в отзыве отклонила доводы жалобы, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и ответчика.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) администрацией страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой составлен акт от 11.09.2014 N 045 027 14 АВ 0001812 и принято решение от 16.10.2014 N 045 027 14 РВ 0000149 о привлечении страхователя к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 2140 руб. 54 коп. Кроме того, названным решением администрации предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования за 2011 - 2013 годы в общей сумме 10 702 руб. 67 коп., а также пени в общей сумме 470 руб. 71 коп.
В ходе проверки управлением установлено и в акте проверки зафиксировано, что в нарушение части 1 статьи 7, статьи 9 Закона N 212-ФЗ администрацией занижена база для начисления страховых взносов в том числе на выплаты, осуществляемые в связи с оплатой главе Череповецкого муниципального района стоимости путевок на санаторно-курортное лечение за счет средств работодателя за 2012 год на сумму 41 600 руб., за 2013 год на сумму 51 600 руб.
Не согласившись с названным решением в указанной части, администрация оспорила его в судебном порядке.
По мнению управления, поскольку спорные выплаты произведены в рамках трудовых отношений, являлись систематическими (оплата производилась ежегодно), то они подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в соответствии с частью 1 статьи 7 и частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ, так как они не перечислены в статье 9 названного Закона.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные выплаты не предусмотрены частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, в связи с этим не являются объектом для исчисления страховых взносов и у управления не имелось правовых оснований для включения указанных выплат в расчетную базу для начисления страховых взносов, а также для начисления пеней и штрафа.
Апелляционная коллегия находит законным и обоснованным решение суда в силу следующего.
Как установлено фондом в ходе проверки, по договору на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение от 25.07.2012 N ЮЛ225 администрация приобрела путевку на санаторно-курортное лечение в санатории "Новый источник" для главы района стоимостью 41 600 руб.
По договору на оказание медицинских услуг от 12.08.2013 N 14699 с открытым акционерным обществом "Больница восстановительного лечения "Большие соли" администрация оплатила медицинские услуги по реабилитационно-восстановительному лечению главы района на сумму 51 600 руб.
Вместе с тем с указанных сумм администрация не исчислила и не уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 9320 руб., в том числе за 2012 год - 4160 руб. и за 2013 год - 5160 руб.
Доводы управления о том, что названные выплаты подлежат обложению страховыми взносами, правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно статье 20 Закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт "д" пункта 2); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт "и" пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт "б" пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.
В силу статьи 56 ТК РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Как следует из статьи 57 названного Кодекса, по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, сам по себе факт наличия трудовых отношений между плательщиком страховых взносов и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу статьи 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ к объектам обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
Закон N 212-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, поэтому данный термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
В силу статьи 164 ТК РФ компенсациями признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.
Такие компенсационные выплаты связаны с исполнением работником трудовых обязанностей, но не зависят от результата труда, поэтому не являются объектом обложения страховыми взносами.
Как предусмотрено подпунктами 1 и 2 пункта 10 статьи 22 устава Череповецкого муниципального района Вологодской области в редакции, действовавшей в 2012 и 2013 годах (листы дела 70 - 95), главе района гарантируется за счет средств бюджета района медицинское обслуживание и санаторно-курортное обслуживание.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что стоимость санаторно-курортного лечения и медицинских услуг является денежной компенсацией, выплачиваемой за счет средств бюджета в силу нормативного правового акта, обеспечивая дополнительную защиту трудовых прав главы района. Данные суммы не зависят от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, поэтому не являются элементом оплаты труда.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ фондом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что такие выплаты являются оплатой труда работника, то есть зависели от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой им работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа. Ежегодная выплата работнику спорных сумм сама по себе не является безусловным основанием для отнесения этих выплат к доходу (заработной плате) главы района.
Следовательно, на спорные суммы оплаты стоимости путевок на санаторно-курортное лечение распространяется действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, поэтому данные суммы не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные выплаты не предусмотрены частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, в связи с этим не являются объектом для исчисления страховых взносов.
Таким образом, у фонда не имелось правовых оснований для включения соответствующих выплат проверяемых периодов в расчетную базу для начисления страховых взносов, а также начисления пеней и привлечения администрации к ответственности в виде штрафа.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал недействительным решение фонда по эпизоду совершенных выплат администрации за путевки на санаторно-курортное лечение главе района.
В связи с этим требования в оспариваемой заявителем части правомерно удовлетворены судом.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, а основаны на их неправильном толковании.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 апреля 2015 года по делу N А13-15986/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце и Череповецком районе Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-15986/2014
Истец: Администрация Череповецкого муниципального района
Ответчик: ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Череповце и Череповецком районе
Третье лицо: Администрация Череповецкого муниципального района