город Ростов-на-Дону |
|
17 июня 2015 г. |
дело N А53-1285/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Ковалевой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.
при участии:
от истца - представитель Гордейко С.А. по доверенности от 25.05.2015;
от ответчика - представитель Коцур Д.В. по доверенности N 38 от 02.03.2015;
представитель Ткалин А.А. по доверенности N 07 от 01.01.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СИ-ЭЙЧ-ЭС Агромаркет" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.04.2015 по делу N А53-1285/2015
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ответчику - ООО "СИ-ЭЙЧ-ЭС Агромаркет"
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Бирюковой В.С.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СИ-ЭЙЧ-ЭС Агромаркет" о взыскании 1050517 руб. 77 коп. задолженности.
Решением от 20.04.2015 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 1050517 руб. 77 коп. задолженности.
Решение мотивировано тем, что задержка спорных вагонов на путях общего пользования вызвана обстоятельствами, зависящими от ответчика. Право перевозчика на получение платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования предусмотрено в заключенном сторонами договоре.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке глав 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что спорные вагоны не принадлежат перевозчику. На момент составления актов общей формы не было окончено технологическое время ранее поданной под погрузку партии вагонов. По мнению заявителя, судом не учтен пункт 4.2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. Причина простоя вагонов (загруженность фронта погрузки) определена истцом неверно. Простой вагонов связан с неприемом груза к перевозке перевозчиком. Со стороны грузоотправителя нарушений не допущено.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы.
Представитель истца в судебном заседании доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 20.02.2014 между ООО "СИ-ЭЙЧ-ЭС Агромаркет" (грузовладелец), ООО "ЭлеваторСтройХолдинг" (пользователь) и ОАО "РЖД" (перевозчик) заключено соглашение N 418/3 от 20.02.2014 (т. 1 л.д. 13-14), предметом которого является предоставление пользователем грузовладельцу во временное пользование железнодорожных путей необщего пользования для производства грузовых операций (подача, уборка вагонов, погрузка, выгрузка, хранение грузов: пшеница, ячмень, кукуруза.
В соответствии с пунктом 1.2 соглашения, перевозчик осуществляет на условиях соглашения подачу и уборку вагонов для грузовладельца на/с пути необщего пользования пользователя.
В пункте 1.3 соглашения предусмотрено, что грузовладелец оплачивает перевозчику сборы и платежи в соответствии с разделом 3 соглашения.
Согласно пункту 2.2 соглашения, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны, подаются локомотивом перевозчика с расстановкой на места погрузки, выгрузки 15 вагонов или выставочные пути.
В пункте 2.3 соглашения установлено, что общее количество вагонов, одновременно передаваемых на железнодорожный путь общего пользования - не более 15 вагонов.
В соответствии с пунктом 3.1.5 соглашения за время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузовладельца, грузовладелец вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, Тарифного руководства N 2.
Согласно пункту 3.1.6 за время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузовладельца, грузовладелец вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
В апреле - мае 2014 года на станцию Расшеватка Северо-Кавказской железной дороги в адрес грузовладельца прибыли порожние вагоны. Спорные вагоны простаивали на путях общего пользования в ожидании подачи на пути необщего пользования. Факт задержки вагонов оформлен актами общей формы (т. 1 л.д. 23-51). Акты подписаны представителем грузополучателя с возражениями. За время задержки вагонов перевозчик начислил плату в сумме 1050517 руб. 77 коп.
В связи с отказом владельца от уплаты указанной суммы, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 Устава железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Исключение из общего правила содержится во втором абзаце названной статьи Устава, которым установлено, что плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В силу пункта 4 указанной статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В пункте 3.1.6 соглашения установлено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузовладельца, грузовладелец вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
Таким образом, сторонами согласованы основания и размер взыскиваемой платы, за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Расшеватка подтверждается актами общей формы (т. 1 л.д. 23-51).
Как отмечено выше, акты общей формы подписаны представителем грузополучателя с возражениями, однако, указанное обстоятельство не лишает их доказательственной силы.
В актах общей формы указано, что спорные вагоны простаивали в ожидании подачи из-за занятости фронта погрузки.
В соответствии с пунктом 11 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ЭлеваторСтройХолдинг" при станции Расшеватка Северо-Кавказской железной дороги от 09.12.2014 N 418/3 технологическое время для погрузки, выгрузки 1 вагона составляет 55 минут
Нарушение технологических норм погрузки является причиной задержки вагонов на путях общего пользования зависящей от самого владельца.
Факт нарушения технологических норм выгрузки подтверждается предоставленными в материалы дела памятками приемосдатчика (т. 1 л.д. 106-109), в которых зафиксировано нарушение владельцем времени выполнения грузовой операции.
Ссылка заявителя жалобы на то, что уведомление о готовности к подаче вагонов на путь необщего пользования не направлялось ответчику, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.
В данном случае, факт уведомления перевозчиком о прибытии вагонов на станцию, заявитель жалобы не отрицает.
Поскольку фронт погрузки на момент прибытия спорных вагонов был занят, уведомления о готовности к подаче вагонов на путь необщего пользования не направлялись ООО "Си-Эйч-Эс Агромаркет", что в рассматриваемом случае не влияет на оценку правомерности заявленных исковых требований.
Согласно ведомостям подачи и уборки вагонов (т. 2 л.д. 28-38), количество подаваемых вагонов не превышало установленное в пункте 2.2 соглашения количество вагонов в одной партии. Нахождение на пути необщего пользования в момент прибытия спорных вагонов на станцию 24 вагонов, не свидетельствует о том, что перевозчиком подавались данные вагоны одной партией.
Ссылка заявителя жалобы на то, что судом первой инстанции не учтен пункт 4.2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 4.2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 в случаях, когда размер одновременно подаваемой партии вагонов, установленной в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или в договоре на подачу и уборку вагонов локомотивом, принадлежащим перевозчику, превышает вместимость мест погрузки и выгрузки, учет времени нахождения второй и последующих групп вагонов осуществляется с момента истечения технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов первой группы вагонов, находящихся на местах погрузки, выгрузки, и, при необходимости, времени на их перестановку.
В соответствии с пунктом 2.2 соглашения N 418/3 от 20.02.2014 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика с расстановкой на места погрузки, выгрузки 15 вагонов или выставочные пути.
Общее количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожные пути необщего пользования не более 15 вагонов (пункт 2.3).
Таким образом, основания для применения пункта 4.2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования не имеется. Количество вагонов в партии, подаваемой на путь необщего пользования, не превышает вместимость мест погрузки.
Довод заявителя жалобы о том, что простой вагонов связан с неприемом груза к перевозке перевозчиком, со стороны грузоотправителя нарушений не допущено, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Доказательства того, что нарушение технологического времени на выгрузку вагонов связано именно с неприемом груза к перевозке, отсутствуют.
Кроме того, нарушение срока приема груза к перевозке может быть основанием для предъявления требований к ОАО "РЖД" при наличии соответствующих условий в самостоятельном исковом порядке.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что вагоны простаивали меньший период времени либо поданы на путь необщего пользования в иной день.
Ссылка заявителя жалобы на то, что по вагону N 95198610 плата начислена в двойном размере необоснованна, неисправность вагона не исключала его простоя на пути необщего пользования в спорный период. Доказательств того, что именно в период простоя производились ремонтные работы по данному вагону не представлено. Наличие неисправности вагона в данном случае не имеет правового значения для рассматривания настоящего спора.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
В акте указываются: причина задержки в подаче вагонов; количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию; время начала и окончания задержки вагонов; другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Истцом в обоснование требования о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования представлены надлежащие доказательства - акты общей формы в совокупности с памятками приемосдатчика.
Доказательств наличия вины перевозчика в простое вагонов в материалы дела не представлено.
При таких условиях, вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований обоснован, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.04.2015 по делу N А53-1285/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-1285/2015
Истец: ОАО "Российские железные дороги" Северо-Кавказский филиал
Ответчик: ООО "Си-Эйч-Эс Агромаркет"