г. Самара |
|
17 июня 2015 г. |
А65-1927/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Производственное объединение "Завод имени Серго"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 апреля 2015 года по делу N А65-1927/2015 (судья Латыпов И.И.),
по заявлению открытого акционерного общества "Производственное объединение "Завод имени Серго" (ОГРН 1111673003276, ИНН 1648032420), г. Зеленодольск,
к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным решения ГУ - РО ФСС РФ по РТ об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 21 от 26.12.2014 года в части доначисления недоимки по страховым взносам в сумме 23 530 (двадцать три тысячи пятьсот тридцать) рублей 72 копейки, начисления соответствующих сумм пеней, штрафов по ч. 1 ст. 47 Федерального Закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Производственное объединение "Завод имени Серго" (далее по тексту - истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань (далее по тексту - ответчик) о признании незаконным решения Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 21 от 26.12.2014 года в части доначисления недоимки по страховым взносам в сумме 23 530 (двадцать три тысячи пятьсот тридцать) рублей 72 копейки, начисления соответствующих сумм пеней, штрафов по ч.1 ст.47 Федерального Закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 апреля 2015 года по делу N А65-1927/2015 отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований истца.
В материалы дела от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 апреля 2015 года по делу N А65-1927/2015 без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
В суд от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя в судебном заседании апелляционного суда.
Кроме того, от ответчика также поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 04.12.2014 года Государственным учреждением -Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан была проведена документальная выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ за период с 01.01.2011 по 31.12.2013. На основании проверки был составлен Акт выездной проверки N 28, в котором установлено, что страхователем занижена база для начисления страховых взносов на сумму 822 138.22 руб., в результате чего сумма доначисленных страховых взносов составила 23 841,97 руб.
26 декабря 2014 года Фондом социального страхования Российской Федерации по РТ по результатам выездной проверки (Акта N 28 от 04.12.2014 г.) было вынесено решение N 21 о начислении пени по состоянию на 31.12.2013 в размере 6,85 руб. и отразить доначисленные страховые взносы в размере 23841,97 руб. в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Заявитель, не согласившись с решением налогового органа, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявления, обоснованно исходил из следующего.
Основанием для начисления спорных сумм страховых взносов, пени и штрафа послужил вывод Фонда о неправомерном невключении ОАО "ПОЗиС" в базу для начисления страховых взносов выплаченной работникам компенсации родительской платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Законом N 212-ФЗ.
ОАО "ПОЗиС" в силу пп."а" п.1 ч.1 ст.5 Закона N 212-ФЗ является плательщиком страховых взносов.
Согласно ч.1 ст.7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами плательщиков страховых взносов (организаций - работодателей) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в том числе в рамках трудовых отношений.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч.1 ст.7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст.9 данного закона (ч.1 ст.8 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии со ст.9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в том числе все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Право на компенсацию за содержание детей в дошкольных учреждениях предусмотрено Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) и постановлением Кабинета Министров РТ от 18.01.2007 N 9 "О компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования".
В ч.5 ст.65 Закона N 273-ФЗ закреплено, что в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.
Согласно ст.ст.56 и 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) под компенсацией понимается денежная выплата, установленная в целях возмещения работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами. Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
По соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей (ст.57 ТК РФ).
В соответствии со ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
П.7.3 коллективного договора ОАО "ПОЗиС" предусмотрено, что родителям, имеющим 3-х и более несовершеннолетних детей, и одиноким матерям выплачивается компенсация родительской платы за содержание детей в ДДУ, в следующих размерах: 80% размера внесенной родительской платы - на первого ребенка; 50% размера родительской платы - на второго ребенка; 30% размера родительской платы - на третьего ребенка и последующих детей в семье. Компенсация родительской платы за содержание детей в ДДУ предоставляется на основании письменного заявления работника и подтверждающих документов.
По мнению ОАО "ПОЗиС", эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, поскольку коллективный договор, в отличие от трудового договора, регулирует не трудовые, а социально-трудовые отношения. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не могут признаваться в качестве оплаты труда работников (вознаграждения за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, по мнению Общества, выплата компенсации родительской платы за содержание детей в ДДУ не является стимулирующей выплатой и оплатой труда работников, и сам по себе факт наличия трудовых отношений не свидетельствует о том, что все выплаты, начисленные данным работникам, представляют собой оплату их труда.
Данные доводы подлежат отклонению.
С 01.01.2011 суммы компенсации платы за содержание детей в ДДУ, выплаченные работникам в рамках трудовых отношений, подлежат обложению страховыми взносами на основании ч.1 ст.7 Закона N 212-ФЗ.
Таким образом, выплаты работникам, прямо не прописанные в трудовых договорах, тем не менее подлежат обложению страховыми взносами как производимые в рамках трудовых правоотношений работников с работодателем и, значит, связаны с трудовыми договорами.
Кроме того, в трудовых договорах, копии которых представлены в материалы дела, содержится указание, что заработная плата, включая премии, надбавки и другие выплаты компенсационного и стимулирующего характера, выплачивается в порядке и сроки, установленные коллективным договором (п.3.6 трудовых договоров)..
Из материалов дела следует, что выплата компенсации родительской платы за содержание детей в ДДУ производилась работникам предприятия. Обратного заявителем не доказано.
Решения (постановления) законодательного органа субъекта Российской Федерации и представительного органа местного самоуправления, во исполнение которых ОАО "ПОЗиС" перечисляло денежные средства в соответствии с заключенными с образовательными учреждениями договорами об оплате той части расходов на содержание детей, которая не покрывается родительской платой, общество не представило, равно как не представило и доказательств заключения с образовательными учреждениями договоров на перечисление родительской платы за содержание детей в ДДУ.
С учетом изложенного, компенсация родительской платы на содержание детей в детских дошкольных учреждениях не подпадает под определение компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат и поименованных в п.2 ч.1 ст.9 Закона N 212-ФЗ, и подлежит включению в базу для исчисления страховых взносов.
Ссылка подателя жалобы в обоснование своей позиции на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с тем, что при подаче апелляционной жалобы заявителем была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, при том, что согласно п. 12 ч.1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина по рассматриваемому делу составляет 1 500 рублей, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению подателю жалобы из средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 апреля 2015 года по делу N А65-1927/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Производственное объединение "Завод имени Серго" (ОГРН 1111673003276, ИНН 1648032420), г. Зеленодольск, из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению N 11072 от 28.04.2015 государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-1927/2015
Истец: ОАО "Производственное объединение "Завод имени Серго", г. Зеленодольск
Ответчик: ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара