г. Чита |
|
17 июня 2015 г. |
Дело N А19-243/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2015 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Д. В. Басаева, Е. В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2015 года по делу N А19-243/2015 по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Байкальский государственный университет экономики и права" (ОГРН 1023801008648, ИНН 3808011538; юридический адрес: 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 11) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087; юридический адрес: 664025, г. Иркутск, ул. Российская, д. 17) о признании незаконным отказа в списании федерального имущества, об обязании устранить допущенные нарушения,
(суд первой инстанции судья Серова Е.В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя ФГБОУ ВПО "БГУЭП": не явился;
от заинтересованного лица ТУ ФАУГИ в Иркутской области: не явился;
установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Байкальский государственный университет экономики и права" (далее заявитель, ФГБОУ ВПО "Байкальский государственный университет экономики и права", ФГБОУ ВПО "БГУЭП") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее ТУ ФАУГИ в Иркутской области, Управление Росимущества в Иркутской области) о признании отказа от 20.10.2014 N ОАА-38/11191 об исключении объектов из реестра федерального имущества незаконным; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем внесения сведений в Реестр федерального имущества о прекращении права федеральной собственности на объекты недвижимости: сарай-кузницу, расположенную по адресу: г.Иркутск, ул. Байкальская, 124 реестровый номер В12400004071; гараж, расположенный по адресу: г.Иркутск, ул. Байкальская, 124, реестровый номер В12400004070; учебно-производственную мастерскую, расположенную по адресу: г.Иркутск, ул. Байкальская, 124, реестровый номер В12400004072.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2015 года заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ ТУ ФАУГИ в Иркутской области от 20.10.2014 N ОАА-38/11191 "Об исключении объектов из реестра федерального имущества", суд обязал ТУ ФАУГИ в Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФГБОУ ВПО "БГУЭП".
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Управление Росимущества в Иркутской области не доказало обоснованность изложенных в оспариваемом отказе требований к документам, представленным для исключения объектов недвижимости из реестра федерального имущества.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТУ ФАУГИ в Иркутской области обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления. Заявитель апелляционной жалобы указал, что в заявлении ФГБОУ ВПО "БГУЭП" от 31.07.2014 N 25-12/148 отсутствуют сведения о согласовании списания имущества с Министерством образования. Также ТУ ФАУГИ в Иркутской области считает недоказанным какому именно нормативному акту не соответствует оспариваемый отказ и какие именно права им нарушены.
ФГБОУ ВПО "БГУЭП" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просило оставить его в силе.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ, однако своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно выпискам из реестра федерального имущества от 31.08.2011 N 451/1, N 451/2, N 451/3 в отношении здания - гараж, здания - сарай-кузница, здания - учебно-производственная мастерская, расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 124, за ФГБОУ ВПО "БГУЭП" зарегистрировано право оперативного управления.
На основании приказа Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 09.12.1997 N 2461 "О реорганизации Иркутского лесотехнического техникума" Иркутский лесотехнический техникум был реорганизован путем присоединения к Иркутской государственной экономической академии. Согласно пункту 4 названного приказа здания, сооружения, финансовые и материальные ресурсы указанного техникума подлежали передаче Иркутской государственной экономической академии.
Актом приемки-передачи, утвержденным заместителем министра В.А. Галановым 02.04.1998, Иркутской государственной экономической академии были переданы основные фонды, находящиеся на балансе Иркутского лесотехнического техникума Иркутской государственной экономической академии, в том числе спорные объекты недвижимости. Следовательно, право оперативного управления Иркутской государственной экономической академии на имущество, находившееся на его балансе, возникло в силу закона.
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.04.2002 N 1550 Иркутская государственная экономическая академия была переименована в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Байкальский государственный университет экономики и права", которое приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2011 N 1556 переименовано в ФГБОУ ВПО "БГУЭП" (о чем указано в пункте 1.2 Устава учреждения).
28.06.2007 техником Областного государственного унитарного предприятия "Областной центр технической инвентаризации - Областное БТИ" Деминой М.Н. было проведено обследование служебных строений: гараж (лит. Г1, Г3, Г7), сарай-кузница (лит. Г3), учебно-производственная мастерская (лит. В, В1), расположенные по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 124. По результатам обследования были составлены акты обследования, согласно которым общий физический износ и техническое состояние зданий, определенные по Методике определения физического износа гражданских зданий, утвержденной приказом по Министерству коммунального хозяйства РСФСР от 27 октября 1970 года N 404, составляют от 60 до 83 процентов. Оценка технического состояния - не годное; общая характеристика технического состояния - состояние несущих элементов - конструктивные элементы находятся в аварийном состоянии; год постройки не установлен. Срок службы данных зданий составляет 20 лет в соответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072. В результате визуального осмотра установлено, что данные здания являются негодными к эксплуатации, в связи с чем техник пришел к выводу о невозможности их дальнейшего использования, невозможности или неэффективности их восстановления.
Соответствующие данные о неудовлетворительном техническом состоянии и значительном износе спорных зданий по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 124, содержатся также в представленных в дело технических паспортах по состоянию на 24.09.2007, 21.11.2007, составленных Областным государственным унитарным предприятием "Областной центр технической инвентаризации - Областное БТИ"
Также в деле имеется акт визуального осмотра зданий столярной мастерской и гаража, расположенных по ул. Байкальской, 126, составленный главным специалистом Архитектурно-строительной инспекции инженерно-строительного управления Комитета по градостроительной политике Администрации города Иркутска. Согласно указанному акту, строения находятся в разрушенном состоянии, грозят обрушением и ремонту не подлежат; с учетом этого предложено снести вышеуказанные строения как не подлежащие ремонту, по причине ветхости и аварийности.
Как следует из справки Областного государственного унитарного предприятия "Областной центр технической инвентаризации - Областное БТИ" от 07.11.2007 N 1920, адрес: г. Иркутск, ул. Байкальская, 124, указанные в техническом паспорте, и адрес: г. Иркутск, ул. Байкальская, 126, указанный в приложении к письму Территориального управления Росимущества по Иркутской области от 26.02.2006 N АМ-9/955 перечне объектов недвижимости, учтенных в реестре федерального имущества за ГОУ ВПО "Байкальский государственный университет экономики и права" по состоянию на 01.01.2005, являются адресами одного и того же объекта недвижимого имущества; в настоящее время адрес объекта: г. Иркутск, ул. Байкальская, 124.
Принимая во внимание неудовлетворительное техническое состояние спорных объектов, не подлежащих восстановлению, 12.11.2007 ректор ФГБОУ ВПО "Байкальский государственный университет экономики и права" утвердил акты о списании объекта основных средств N N 262, 263, 264, а именно: гараж, учебно-производственная мастерская, сарай (кузница), расположенные по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 124.
С учетом составленных актов 31.03.2008 между Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Байкальский государственный университет экономики и права (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Реставрационно-строительная фирма "ИдеалСтрой" (подрядчик) был заключен государственный контракт N 43-2008 на выполнение работ по демонтажу строений, по условиям которого заказчик поручил, а подрядчик принял на себя подряд "Выполнение работ по монтажу строений, расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская 126.
Общество с ограниченной ответственностью "Реставрационно-строительная фирма "ИдеалСтрой" выполнило в полном объеме принятые на себя обязательства по государственному контракту N 43-2008 от 31.03.2008, что подтверждается актом приемки - сдачи работ от 15.04.2008, подписанным с обеих сторон без возражений.
Таким образом, в 2008 году спорные объекты были снесены.
31 января 2011 года ФГБОУ ВПО "Байкальский государственный университет экономики и права" направило письмо в ТУ ФАУГИ в Иркутской области, в котором просило о необходимости рассмотрения вопроса по согласованию актов на списание объектов недвижимости.
ТУ ФАУГИ в Иркутской области письмом от 15 февраля 2011 года N СС-12/1495 сообщило о необходимости проведения процедуры списания в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834.
20.12.2011 Муниципальным унитарным предприятием "Бюро технической инвентаризации города Иркутска" были составлены акты обследования N N 3939, 3940, 3941 подтверждающие прекращение существования объектов недвижимости, а именно: гараж, учебно-производственная мастерская, сарай-кузница, расположенные по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 124, где причиной снятия с учета указано - снос.
Повторно письмом от 20.01.2014 N 25-12/09 ФГБОУ ВПО "Байкальский государственный университет экономики и права" обратилось в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области с заявлением о списании федерального имущества: сарая-кузницы (ранее - хозяйственный склад), инвентарный номер 0000010006; гаража (ранее - гараж кирпичный), инвентарный номер 0000010007; учебно-производственной мастерской (ранее - столярная мастерская), инвентарный номер 0000010001.
ТУ ФАУГИ в Иркутской области письмом N ШЕА-38/2193 от 03.03.2014 в списании федерального имущества университету отказало.
16 апреля 2014 года ФГБОУ ВПО "Байкальский государственный университет экономики и права" обратилось в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с заявлением о признании отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от 03.03.2014 N ШЕА-38/2193 незаконным; заявление было оставлено без рассмотрения. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в письме от 07.07.2014 NВБ-09/29324, сообщило ФГБОУ ВПО "Байкальский государственный университет экономики и права", что вопрос о списании федерального имущества относится к компетенции Министерства образования и науки Российской Федерации, в связи с чем вернуло пакет документов без рассмотрения.
Ответом от 20.10.2014 N ОАА-38/11191 ТУ ФАУГИ в Иркутской области отказало в списании спорного федерального имущества, в связи с отсутствием согласия Минобрнауки РФ.
ФГБОУ ВПО "Байкальский государственный университет экономики и права", посчитав, что вышеуказанный отказ "Об исключении объектов из реестра федерального имущества" нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого отказа от 20.10.2014 N ОАА-38/11191 об исключении объектов из реестра федерального имущества закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим отказом от 20.10.2014 N ОАА-38/11191 об исключении объектов из реестра федерального имущества.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" утверждено Положение об учете федерального имущества (далее Положение), которое устанавливает состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и порядок предоставления информации из реестра федерального имущества, а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества.
Учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы (пункт 4 Положения).
Под учетом федерального имущества понимается получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
Ведение реестра осуществляется путем помещения в соответствующие его подразделы заверенных карт сведений об объектах учета, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и исключения из карт изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на соответствующем вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации (пункт 11 Положения).
После прекращения права собственности Российской Федерации на имущество лицо, которому оно принадлежало на соответствующем вещном праве, в 2-недельный срок со дня получения сведений о прекращении указанного права представляет для исключения из реестра сведений об имуществе в соответствующий территориальный орган:
запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество;
копию документа, подтверждающего прекращение права собственности Российской Федерации на имущество или государственную регистрацию прекращения указанного права на имущество, если им является недвижимое имущество, заверенную надлежащим образом (пункт 16 Положения).
Территориальный орган в месячный срок со дня получения карт или соответствующих записей и копий документов, указанных в пунктах 14 - 16 настоящего Положения (далее - документы правообладателя), обязан зарегистрировать их, внести запись в журнал учета документов, провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам принять одно из следующих решений:
а) о присвоении объекту учета постоянного реестрового номера федерального имущества и заверении карт сведений о нем или записей об изменениях сведений либо о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений;
б) об отказе в заверении карт сведений об объекте учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации;
в) о приостановлении процедуры учета, если установлены неполнота и (или) недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений или у должностного лица территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности указанных документов и сведений либо документы правообладателя по форме и содержанию не соответствуют установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям (пункт 19).
В случае принятия решения, указанного в подпункте "а" пункта 19 настоящего Положения, территориальный орган обязан не позднее 2 рабочих дней со дня принятия решения соответственно надлежащим образом заверить записи о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, исключить все сведения из соответствующих карт сведений об объекте учета и поместить записи в соответствующие подразделы реестра, а копию документа, подтверждающего прекращение указанного права, - в дело (подпункт "в" пункта 20 Положения).
Как верно установил суд первой инстанции, из приведенных норм следует, что при получении полного пакета документов, свидетельствующих о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество (списании), Управление Росимущества обязано исключить объекты недвижимости из реестра федерального имущества.
Как следует из оспариваемого отказа, основанием для отказа в списании федерального имущества послужил вывод, что вопрос о списании федерального имущества относится к компетенции Министерства образования и науки Российской Федерации, в то время как такого согласия не представлено.
Оценивая правомерность такого отказа, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как верно установлено судом первой инстанции, в период осуществления сноса спорных зданий полномочия от имени собственника (Российской Федерации) в отношении имущества учреждений, подведомственных Федеральному агентству по образованию, были возложены на Федеральное агентство по образованию (пункт 5.2 Положения о Федеральном агентстве по образованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 288).
Материалами дела - штампами Федерального агентства по образованию на актах о списании подтверждается, что ФГБОУ ВПО "БГУЭП" на момент проведения процедуры списания согласовало с Федеральным агентством по образованию списание спорного имущества, расположенного по адресу г. Иркутск, ул. Байкальская, 124, а именно:
- сарая-кузницы (ранее - хозяйственный склад), инвентарный номер 0000010006, реестровый номер В12400004071;
- гаража (ранее - гараж кирпичный), инвентарный номер 0000010007, реестровый номер В12400004070;
- учебно-производственной мастерской (ранее - столярная мастерская), инвентарный номер 0000010001, В12400004072.
Следовательно, законная процедура списания федерального имущества, установленная на момент осуществления заявителем действий по списанию и сносу спорных объектов заявителем соблюдена.
Ссылки ТУ ФАУГИ в Иркутской области на Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 суд апелляционной инстанции находит неправомерными, так как данный нормативно правовой акт не действовал в период проведения процедуры по списанию спорного федерального имущества.
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, на момент сноса спорных строений Министерства образования и науки Российской Федерации не существовало, его функции в тот период времени выполнялись Федеральным агентством по образованию, согласование которого было заявителем получено.
Изложенные обстоятельства позволяют прийти к выводу о незаконности отказа от 20.10.2014 N ОАА-38/11191 об исключении объектов из реестра федерального имущества, данный отказ противоречит требованиям Положения, как указывалось выше Управление Росимущества обязано исключить объекты из реестра федерального имущества при предоставлении всех необходимых документов. В настоящем случае все необходимые документы представлены ФГБОУ ВПО "Байкальский государственный университет экономики и права", следовательно Управление Росимущества было обязано исключить спорные объекты из реестра федерального имущества.
При этом, суд первой инстанции пришел к правильным выводам и о нарушении прав ФГБОУ ВПО "Байкальский государственный университет экономики и права" по ведению достоверного бухгалтерского учета таким отказом.
С учетом приведенных обстоятельств, учитывая незаконность оспариваемого отказа и факт нарушениям им прав ФГБОУ ВПО "Байкальский государственный университет экономики и права", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недействительности отказа от 20.10.2014 N ОАА-38/11191 об исключении объектов из реестра федерального имущества и необходимости удовлетворения требований.
При указанных обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При изложенных фактических обстоятельствах дела и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2015 года по делу N А19-243/2015, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2015 года по делу N А19-243/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-243/2015
Истец: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Байкальский государственный университет экономики и права"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области