Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 1 сентября 2015 г. N Ф05-10498/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
17 июня 2015 г. |
Дело N А41-76629/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Шпилько О.С., по доверенности от 26.11.2014, Рябикина Н.В., по доверенности от 27.11.2014,
от заинтересованных лиц:
от администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский Московской области - Бордуков Д.О., по доверенности от 12.01.2015 N 7,
от Министерства строительного комплекса Московской области - Черненко А.М., по доверенности от 25.12.2014 N 107,
от Правительства Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30 марта 2015 года по делу N А41-76629/14, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению ООО Инвестиционно-строительная компания "Бастион" (ИНН 7725137333, ОГРН 1037739269260) к администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области, Правительству Московской области о признании незаконным бездействия, обязании выдать разрешение на строительство,
УСТАНОВИЛ:
ООО Инвестиционно-строительная компания "Бастион" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский Московской области (далее - администрация) и Министерства строительного комплекса Московской области, выразившегося в невыдаче разрешения на строительство жилого дома 3-х секционного 16-ти этажного, по индивидуальному проекту, с инженерными сетями и коммуникациями к нему на земельном участке по адресу: г.о. Лосино-Петровский, ул. Ленина, земельный участок N 25; об обязании Министерства строительного комплекса Московской области выдать ООО Инвестиционно-строительная компания "Бастион" разрешение на строительство жилого дома 3-х секционного 16-ти этажного, по индивидуальному проекту, с инженерными сетями и коммуникациями к нему на земельном участке по адресу: г.о. Лосино-Петровский, ул. Ленина, земельный участок N 25.
Решением от 30 марта 2015 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования общества удовлетворил.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация муниципального образования городской округ Лосино-Петровский Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель администрации указал, что с 01.01.2015 на территории Московской области полномочия по выдаче разрешений на строительство осуществляет Министерство строительного комплекса Московской области. Министерство не может выступать в качестве заинтересованного лица по делу об оспаривании бездействия органа местного самоуправления. ООО Инвестиционно-строительная компания "БАСТИОН" после 01.01.2015 в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство не обращалось и не представляло для проверки документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ, а Министерство указанные документы не проверяло и не отказывало в выдаче разрешения на строительство, при этом до 01.01.2015 Министерство не обладало полномочиями по рассмотрению указанных документов и принятию решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на строительство. Отказ или бездействие Министерства, имевшие место после 01.01.2015, должны быть предметом самостоятельного оспаривания и не могут являться предметом рассмотрения по настоящему делу. Министерство строительного комплекса Московской области не может являться процессуальным правопреемником администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области.
Представитель Министерства поддержал позицию представителя администрации.
Представитель общества возражал против доводов жалобы, ссылался на представленный отзыв. Просил обжалуемое решение оставить без изменения. Пояснил, что в настоящем случае правопреемство означает переход от одного государственного органа к другому государственному органу обязательств, возникших в связи с передачей (перераспределением) соответствующих функций и полномочий.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Правительства Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество с ограниченной ответственностью Инвестиционно-строительная компания "Бастион" 05.09.2014 обратилось в администрацию муниципального образования городской округ Лосино-Петровский Московской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома 3-х секционного 16-ти этажного, по индивидуальному проекту, с инженерными сетями и коммуникациями к нему на земельном участке по адресу: г.о. Лосино-Петровский, ул. Ленина, земельный участок N 25.
В предусмотренный частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ десятидневный срок администрация не ответила на обращение заявителя.
По мнению общества, бездействие администрации противоречит нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, что послужило основанием для обращения в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности бездействия администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский Московской области, выразившегося в невыдаче разрешения на строительство жилого дома, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок выдачи разрешения на строительство определен в статье 51 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Пунктом 26 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления (в редакции ГрК, действовавшей на момент обращения заявителя в администрацию).
В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
ООО Инвестиционно-строительная компания "Бастион" 05.09.2014 обратилось в администрацию муниципального образования городской округ Лосино-Петровский Московской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома. Администрация на данное обращение общества в установленный срок не ответила.
В то же время, как верно отмечено судом первой инстанции, заявителем не представлены доказательства предоставления в администрацию документов, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ для выдачи разрешения на строительство. Однако, данное обстоятельство не исключает обязанности администрации по принятию мотивированного решения об отказе в выдаче разрешения на строительства.
Таким образом, администрацией допущено бездействие, которое привело к нарушению прав и законных интересов заявителя и противоречит нормам Градостроительного кодекса РФ, действовавшим на момент обращения заявителя к администрации.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе о незаконности оспариваемого бездействия администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский Московской области, выразившегося в невыдаче разрешения на строительство жилого дома 3-х секционного 16-ти этажного, по индивидуальному проекту, с инженерными сетями и коммуникациями к нему на земельном участке по адресу: г.о. Лосино-Петровский, ул. Ленина, земельный участок N 25.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство.
Статьей 8.2. Градостроительного кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 29.12.2014 N 485-ФЗ, предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вместе с тем, согласно пункту 6 части 1 статьи 2 Закона Московской области N 106/2014-ОЗ с 01.01.2015 Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений по выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городских поселений.
Согласно подпункту 7 пункта 13.1 Постановления Правительства Московской области от 3 октября 2013 года N 786/44 с 01.01.2015 Министерству строительного комплекса Московской области переданы полномочия по выдаче (продлению) разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории городских поселений.
В связи с изложенным, заявителем в порядке процессуального правопреемства требования об обязании выдать разрешение на строительство обращены к Министерству строительного комплекса Московской области, которое привлечено к участию в дело в качестве второго заинтересованного лица.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 февраля 2007 года N 966/07 по делу N А32-137/2000-36/10, при передаче функций от одного органа другому происходит процессуальное правопреемство, при этом такая передача может не основываться на гражданско-правовом правопреемстве. Такая передача не обязательно вызвана упразднением органа, ранее ведавшего этими же вопросами. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 ноября 2014 года по делу N А40-67076/13).
В рассматриваемом случае произошло изменение компетенции уполномоченных органов, что изменяет субъектный состав лиц, призванных восстановить нарушенные права общества, замена которых возможна в порядке процессуального правопреемства. Иное означало бы возложение на заявителя обязанности повторно обращаться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, что повлекло бы для него неблагоприятные последствия и убытки в связи с затягиванием рассмотрения вопроса по существу.
На основании изложенного в целях восстановления нарушенных прав ООО Инвестиционно-строительная компания "Бастион", учитывая то обстоятельство, что заявителем не представлены доказательства предоставления в администрацию документов, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ для выдачи разрешения на строительство, суд первой инстанции правомерно обязал Министерство строительного комплекса Московской области рассмотреть ранее поданное в администрацию муниципального образования городской округ Лосино-Петровский муниципального образования городской округ Лосино-Петроский Московской области заявление ООО Инвестиционнно-строительная компания "Бастион" от 05.09.2014 о выдаче разрешения на строительство жилого дома 3-х секционного 16-ти этажного, по индивидуальному проекту, с инженерными сетями и коммуникациями к нему на земельном участке по адресу: г.о. Лосино-Петровский, ул. Ленина, земельный участок N 25.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский Московской области, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.03.2015 по делу N А41-76629/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-76629/2014
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 1 сентября 2015 г. N Ф05-10498/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО Инвестиционно-строительная компания "БАСТИОН"
Ответчик: Администрация городского округа Лосино-Петровский Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, Правительство Московской области
Третье лицо: Администрация городского округа Лосино-Петровский Московской области