г. Тула |
|
18 июня 2015 г. |
Дело N А68-11790/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.06.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Глухаревой Е.А., при участии в судебном заседании представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "АБСОЛЮТ" (Тульская область, пос. Лужковский, ОГРН 1107154024779, ИНН 7133501320) - Кожемякина С.В. (доверенность от 12.01.2015 N 25/14), в отсутствие надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания заинтересованного лица - межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (г. Москва), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АБСОЛЮТ" на решение Арбитражного суда Тульской области от 11.03.2015 по делу NА68-11790/2014, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "АБСОЛЮТ" (далее - ООО "АБСОЛЮТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - управление) от 24.10.2014 N 03-14/1115-4 о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 11.03.2015 постановление управления изменено в части определения размера штрафа, установив к взысканию штраф в размере 50 тыс. руб., в удовлетворении требований в остальной части отказано.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование позиции заявитель указывает, что поскольку в декларации по форме согласно приложению N 1 отражен объем производства, а также отгрузки товара по коду 090 "Фракция головная этилового спирта" в объеме 1 450,48 дал, обществом была исполнена обязанность по декларированию объема производства, предусмотренная статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ). Сообщает, что производственная мощность лицензиата, указанная в лицензии N 71ПСЭ0001242 от 19.10.2012 составляет 1 970,300 тыс. дал в год, таким образом, производственная мощность отражает максимально возможный годовой объем производства этилового спирта из пищевого сырья и включает в себя, в том числе, максимально возможный объем производства фракции головного этилового спирта. Обращает внимание, что правовые нормы либо разъяснения лицензирующего органа, предписывающие либо допускающие указание в графе 6 декларации иного показателя, кроме зафиксированной в лицензии производственной мощности, отсутствуют.
Управлением заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Кодекса, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "АБСОЛЮТ" допущено искажение информации при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей за 1 квартал 2014 года в декларации об использовании мощностей по производству этилового спирта и алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению N 10 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила), а именно:
- в декларации об объеме производства и оборота этилового спирта по форме согласно приложению N 1 к Правилам, представленной обществом за 1 квартал 2014, в графе 7 "произведено с начала отчетного периода" отражено производство этилового спирта с начала отчетного периода по коду 020 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья" в объеме 256918,88 дал; по коду 090 "Фракция головная этилового спирта" в объеме 1450,48 дал. Однако, в декларации об использовании мощностей по производству этилового спирта и алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению N 10 к Правилам, представленной ООО "АБСОЛЮТ" за 1 квартал 2014, в графе 11 "произведено продукции за отчетный период" отражен объем произведенного этилового спирта только по коду 020 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья" в объеме 256 918,88 дал.
Сведения о производстве этилового спирта по коду 090 "Фракция головная этилового спирта" в декларации об использовании мощностей по производству этилового спирта и алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению N 10 к Правилам, не отражены.
Расхождение составляет в объеме 1 450,48 дал.
По данному факту в отношении ООО "АБСОЛЮТ" вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 25.08.2014 N 03-14/1115-1 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статье 15.13 КоАП РФ с истребованием сведений в установленный законом срок.
20.10.2014 должностным лицом административного органа в отношении ООО "АБСОЛЮТ" составлен протокол об административном правонарушении N 03-14/1115, в котором деяние ООО "АБСОЛЮТ" квалифицировано по статье 15.13 КоАП РФ.
24.10.2014 исполняющий обязанности заместителя руководителя управления, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении от 20.10.2014 N 03-14/1115-4 в отношении ООО "АБСОЛЮТ", вынес постановление N03-14/1115-4 о привлечении ООО "АБСОЛЮТ" за указанное правонарушение к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 тыс. руб.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в суд с заявлением.
Суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции правомерно частично отменено постановление управления, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 Кодекса).
Дело об административном правонарушении в отношении учреждения возбуждено полномочным на то лицом, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении стало получение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1 часть 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
Постановление об административном правонарушении соответствует требованиям, установленным статьей 28.2 КоАП РФ. Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, которые могли бы повлечь за собой отказ в привлечении к административной ответственности, не установлено.
Срок давности привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности согласно статье 4.5 КоАП РФ не истек.
В силу части 7 статьи 210 Кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации регламентируются Законом N 171-ФЗ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Правонарушение, предусмотренное статьей 15.13 КоАП РФ, посягает на общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности с уклонением от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременной подачей одной из таких деклараций, либо с включением в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в уклонении организаций и их должностных лиц от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо в несвоевременной подаче одной из таких деклараций, либо во включении в них заведомо искаженных данных.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации, организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объемов их производства и (или) оборота.
В части 4 этой статьи указано, что Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила).
Согласно пункту 12.1 Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 г. N 231 "О Порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" в декларации об использовании мощностей по производству этилового спирта и алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению N 10 в графе 11 "произведено продукции за отчетный период, дал" отражается объем производства продукции в отчетном периоде в соответствии с первичными учетными документами.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт - это спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, этиловый спирт по фармакопейным статьям, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый.
Учет и декларирование объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является одним из обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Указанные требования направлены на защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота спиртосодержащей продукции, обладают повышенной опасностью, что подтверждается правовой позицией, отраженной в определениях Конституционного суда РФ N 74-0 от 09.04.2001, N 99-0 от 24.04.2002.
При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
ООО "АБСОЛЮТ" имеет лицензию N 71ПСЭ0001242 сроком действия с 19.10.2012 по 03.04.2016 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.
За отчетный период - 1 квартал 2014 ООО "АБСОЛЮТ" произвело этилового спирта по коду 020 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья" в объеме 256918,88 дал; по коду 090 "Фракция головная этилового спирта" в объеме 1450,48 дал, что подтверждается представленной обществом за 1 квартал 2014 декларацией об объеме производства и оборота этилового спирта по форме согласно приложению N 1 к Правилам, а также представленными в ходе административного расследования копиями первичных учетных документов (актов о выработке спирта и спиртовых продуктов и передаче их в спиртохранилище по форме N П-18) по коду 020 в общем объеме 256 918,88 дал, по коду 090 в общем объеме 1 450,48 дал.
Таким образом, ООО "АБСОЛЮТ" искажена информация в декларации об использовании мощностей по производству этилового спирта и алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению N 10 к Правилам, в части не отражения сведений о производстве этилового спирта по коду 090 "Фракция головная этилового спирта" в объеме 1 450,48 дал.
Таким образом, факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Выполняя требования законодательства в области оборота алкогольной продукции, общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением указанного законодательства. Общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, имело возможность отразить достоверные данные в декларации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Обстоятельств, исключающих вину общества, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом этого суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности управлением события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, и вины общества в его совершении.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводом, что административным органом в отношении общества неверно избрана мера административного наказания, предусмотренная санкцией статьи 15.13. КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Назначение административного наказания, соответствующего максимальному пределу санкции соответствующей нормы, предполагает наличие отягчающих административную ответственность обстоятельств. Такие обстоятельства исчерпывающим образом изложены в части 1 стать 4.3 КоАП РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16.07.2009 N 919-О-О, соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания. Таким образом, законодателем обеспечена необходимая дискреция юрисдикционных органов при применении административных наказаний.
В связи с этим применение вида и (или) размера административного наказания за конкретное правонарушение зависит от санкции соответствующей нормы КоАП РФ и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях и учитываемых при назначении наказания обстоятельств, доказательства в подтверждение которых могут быть представлены как административным органом, так и привлекаемым к ответственности лицом.
Статья 15.13 КоАП РФ допускает назначение административного наказания в виде штрафа от 50 до 100 тыс. руб. Оспариваемым же постановлением на общество наложен штраф в размере 100 тыс. руб.
При этом из постановления не следует, что общество ранее привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения либо наличие отягчающих ответственность обстоятельств.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 Кодекса, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения суда указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
Таким образом, исходя из требований пункта 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, оспариваемое постановление нельзя считать мотивированным в части касающейся определения наказания.
С учетом отсутствия каких-либо данных, свидетельствующих о наличии отягчающих ответственность обстоятельств, судом первой инстанции наказание было верно определено в виде штрафа, установленного статьей 15.13 КоАП РФ в минимальном размере - 50 тыс. руб.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 11.03.2015 по делу N А68-11790/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-11790/2014
Истец: ООО "АБСОЛЮТ"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу