г. Самара |
|
18 июня 2015 г. |
Дело N А49-660/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 июня 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17.06.2015 в помещении суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Цыбезовой Галины Николаевны на решение Арбитражного суда Пензенской области от 13.04.2015 по делу N А49-660/2015 (судья Стрелкова Е.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Цыбезовой Галины Николаевны (ИНН 583500683080, ОГРН 304583507000068), г.Пенза, к Администрации города Пензы, г.Пенза, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, г.Москва) в лице филиала - Куйбышевской железной дороги, г.Пенза,
об оспаривании постановления,
в судебном заседании принял участие представитель ИП Цыбезовой Г.Н. - Воскресенский В.А. (доверенность от 31.01.2014),
представители Администрации г.Пензы и ОАО "РЖД" в лице филиала - Куйбышевской железной дороги не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Цыбезова Галина Николаевна обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным постановления Главы администрации города Пензы от 04.12.2014 N 1413 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта капитального строительства" и о возложении на Администрацию города Пензы обязанности выдать разрешение на реконструкцию на условиях, изложенных в заявлении (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - Куйбышевской железной дороги.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 13.04.2015 по делу N А49-660/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе предприниматель Цыбезова Г.Н. просила отменить указанное судебное решение и удовлетворить заявленные требования. По мнению предпринимателя Цыбезовой Г.Н., обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
В судебном заседании представитель предпринимателя Цыбезовой Г.Н. поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выступлении представителя предпринимателя Цыбезовой Г.Н. в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, предпринимателю Цыбезовой Г.Н. на праве собственности принадлежит нежилое здание (кафе), литер АА1А2, площадью 105,3 кв.м., расположенное по адресу: г. Пенза, ул. Кузнецкая, д. 1А, а также земельный участок с кадастровым номером 58:29:2012006:16 площадью 278 кв.м. по тому же адресу, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав от 18.07.2000 серии ПЕ N 0029013658 и от 26.06.2006 серии 58АА N 122740.
Постановлением главы администрации города Пензы от 04.12.2014 N 1413, оспариваемым по настоящему делу, предпринимателю Цыбезовой Г.Н. отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке по адресу: г. Пенза, ул. Кузнецкая, д. 1А.
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал предпринимателю Цыбезовой Г.Н. в удовлетворении заявленных требований.
Статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к принципам, на основании которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений общественных отношений в сфере градостроительной деятельности, отнесены: обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны руководствоваться данными правовыми принципами при решении вопросов о застройке территории поселений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Правил землепользования и застройки города Пензы, утвержденных решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 N 229-13/5, минимальная площадь земельного участка для размещения предприятий общественного питания в границах зоны Ц-4 составляет 600 кв.м.; коэффициент застройки территории должен составлять не более 55% от площади земельного участка; коэффициент озеленения - не менее 10% площади земельного участка; площадь территорий, предназначенных для организации проездов и хранения транспортных средств - не менее 35% от площади земельного участка; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий - 2-м.
Между тем согласно кадастровому паспорту земельного участка от 01.07.2014, техническому паспорту здания кафе от 04.03.2003, градостроительному плану земельного участка, утвержденному постановлением администрации города Пензы от 31.05.2012 N 650/1, площадь земельного участка, на котором расположено нежилое здание кафе, составляет 278 кв.м., коэффициент застройки - 66,9%; коэффициент озеленения - 0%; отступы от границ земельного участка - от 0 до 1 м., территория для организации проезда и хранения транспортных средств отсутствует.
Таким образом, по указанным параметрам объект капитального строительства и земельный участок предпринимателя Цыбезовой Г.Н. не соответствуют градостроительным регламентам.
Из материалов дела следует, что с целью проведения реконструкции здания кафе предприниматель Цыбезова Г.Н. в августе 2014 года обратилась в Администрацию города Пензы с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта капитального строительства, а именно: на уменьшение площади земельного участка до 278 кв.м., увеличение коэффициента застройки до 85,6%, уменьшение коэффициента площади территорий, предназначенных для организации проездов и хранения транспортных средств до 14,4%, уменьшение коэффициента озеленения до 0%, уменьшение минимального отступа от границ земельного участка до 0-1 м. Согласно представленных с заявлением предпроектного предложения 2012 года, подготовленного ООО "Инсайт-Проект", и схемы планировочной организации земельного участка реконструкция здания кафе предполагается путем возведения второго этажа с сохранением существующей застройки первого в существующих границах здания, со стороны фасада здания предполагается организация гостевой автостоянки в виде трех парковочных мест.
Распоряжением Главы города Пензы от 18.08.2014 N 128-ПС на 08.09.2014 были назначены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 58:29:2012006:16 площадью 278 кв.м., расположенном по адресу: г. Пенза, ул. Кузнецкая, д. 1А.
Пунктом 6 постановления Администрации города Пензы от 02.06.2009 N 744 полномочия по рассмотрению заявлений заинтересованных лиц по вопросам предоставления разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства с момента вступления в законную силу Правил землепользования и застройки города Пензы предоставлены Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Пензы. Этим же постановлением установлены состав и порядок деятельности данной комиссии.
Правила землепользования и застройки города Пензы утверждены решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 N 229-13/5 и вступили в законную силу 01.03.2010.
Сообщение о проведении публичных слушаний по вышеуказанному вопросу опубликовано в газете "Муниципальные ведомости" от 22.08.2014 N 42 (155) и размещено на официальном сайте Администрации города Пензы в сети Интернет.
Публичные слушания были проведены Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Пензы 08.09.2014. Процесс их проведения отражен в протоколе публичных слушаний от 08.09.2014. По итогам публичных слушаний подготовлено заключение от 08.09.2014, которое опубликовано в газете "Муниципальные ведомости" от 12.09.2014 N 46 (159).
По результатам публичных слушаний комиссией подготовлены и 01.12.2014 направлены в Администрацию города Пензы рекомендации от 25.09.2014 с предложением отказать Цыбезовой Г.Н. в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 58:29:2012006:16.
Основаниями для таких рекомендаций явились: решение Пензенской городской Думы от 28.09.2012 N 1005-43/5; решение Пензенской городской Думы от 26.08.2011 N 678-30/5 "О работе администрации города Пензы по организации стоянок и парковочных мест для автомобилей на территории города Пензы"; невыполнение предпринимателем Цыбезовой Г.Н. требований постановления Правительства Пензенской области от 08.08.2011 N 525-пП "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Пензенской области"; в соответствии с градостроительным планом земельного участка от 03.05.2012 N 2037 часть земельного участка и часть проектируемого здания находятся в охранной зоне высоковольтной линии электропередач, ТУ на вынос линии электропередач не представлены, при этом нарушены требования Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".
Как уже отмечено, постановлением главы администрации города Пензы от 04.12.2014 N 1413, оспариваемым по настоящему делу, предпринимателю Цыбезовой Г.Н. отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке по адресу: г. Пенза, ул. Кузнецкая, 1А. В качестве оснований для отказа в этом постановлении указаны те же обстоятельства, которые приведены в рекомендациях Комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Пензы от 25.09.2014 по результатам публичных слушаний.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Пензы, утвержденными решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 N 229-13/5, земельный участок с кадастровым номером 58:29:2012006:16 и, соответственно, нежилое здание кафе находятся в территориальной зоне Ц-4 "Зона обслуживания, деловой и производственной активности при транспортных узлах".
Указанный земельный участок и нежилое здание кафе не соответствуют градостроительным регламентам, установленным Правилами землепользования и застройки города Пензы для территориальной зоны Ц-4, но при этом продолжают эксплуатироваться на основании части 8 статьи 36 ГрК РФ, согласно которой земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В силу части 9 статьи 36 ГрК РФ реконструкция указанных в части 8 этой статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции.
В соответствии со статьей 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 1).
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (часть 2). Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения (часть 3).
Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 ГрК РФ (часть 4).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5).
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 данной статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6).
Из совокупного толкования норм статей 39 и 40 ГрК РФ следует, что проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.
Материалами дела подтверждаются выводы суда первой инстанции о том, что процедура проведения публичных слушаний Администрацией города Пензы соблюдена, о дате, времени и месте проведения публичных слушаний извещены все заинтересованные лица, публичные слушания проведены законным составом комиссии с соблюдением Положения о публичных слушаниях в городе Пензе, утвержденного решением Пензенской городской Думы от 30.09.2005 N 202-14/4, все желающие приняли в слушаниях участие, их выступления и мнения были заслушаны комиссией, что отражено в протоколе публичных слушаний от 08.09.2014.
Из положений части 9 статьи 36 ГрК РФ следует, что реконструкция объектов капитального строительства в отношении объектов капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции.
Как видно из заявления предпринимателя Цыбезовой Г.Н. в Администрацию города Пензы о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта капитального строительства, реконструкция указанного объекта капитального строительства, вопреки требованиям части 9 статьи 36 ГрК РФ, не предполагает приведение этого объекта в соответствие с градостроительным регламентом или уменьшение его несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Напротив, данная реконструкция предполагает увеличение таких несоответствий, в частности, по коэффициенту застройки земельного участка.
При этом предполагаемое устройство трех парковочных мест у фасадной части здания противоречит требованиям постановления Правительства Пензенской области от 08.08.2011 N 525-пП "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Пензенской области", согласно которому необходимо предусматривать пространственное разделение потоков пешеходов и транспорта в местах массового посещения (железнодорожные, автобусные, речные вокзалы, аэровокзалы, рынки, крупные торговые центы и другие объекты) (пункт 7 раздела 6 "Зона транспортной инфраструктуры"), территория автостоянки (парковки) должна располагаться вне транспортных и пешеходных путей и обеспечиваться безопасным подходом пешеходов (пункт 9 подраздела 6.4 раздела 6 "Зона транспортной инфраструктуры").
Решением Пензенской городской Думы от 26.08.2011 N 678-30/5 "О работе администрации города Пензы по организации стоянок и парковочных мест для автомобилей на территории города Пензы" Администрации города Пензы рекомендовано не предоставлять разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и разрешение на строительство при уменьшении площади территорий, предназначенных для парковки транспортных средств.
Из схемы планировочной организации земельного участка следует, что организация автостоянки планируется в зоне потока пешеходов, пользующихся подземным пешеходным переходом под железнодорожными путями в районе железнодорожного вокзала г. Пенза.
Довод предпринимателя Цыбезовой Г.Н. относительно наличия в непосредственной близости большого количества парковочных мест, принадлежащих другим организациям, которыми могут пользоваться посетители кафе, суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку он не относится к предмету рассматриваемого дела и не свидетельствует о соблюдении вышеприведенных правовых норм.
Кроме того, суд первой инстанции учел, что часть земельного участка предпринимателя Цыбезовой Г.Н. и часть здания, реконструкция которого предполагается, находятся в охранной зоне высоковольтной линии электропередач.
Согласно подпункту "а" пункта 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Предприниматель Цыбезова Г.Н. не представила в Администрацию города Пензы технические условия на вынос линии электропередач и письменное решение сетевой организации.
Судом первой инстанции установлено, что из проставленной начальником района энергоснабжения Пенза на топосъемке территории визы: "Согласовано. ВЛ-0,4 кВ, 6кВ, проходящая сзади кафе "Галина" принадлежит ОАО "РЖД" Пензенской дистанции электроснабжения" однозначно не следует, что данное согласование касается реконструкции здания кафе предпринимателя Цыбезовой Г.Н.
Согласие на реконструкцию от Пензенской дистанции электроснабжения ОАО "РЖД" от 30.03.2015 N 206/КБШДИЭ41 было представлено уже в суд первой инстанции, а поэтому не могло быть учтено Администрацией города Пензы при принятии оспариваемого постановления.
Довод предпринимателя Цыбезовой Г.Н. о том, что ею были представлены все документы, предусмотренные Перечнем (приложение N 4 к Постановлению от 02.06.2009 N 744), а другие документы она представлять не обязана, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание.
Согласно пункту 16 указанного Перечня заинтересованное лицо представляет обращение, обосновывающее характеристики земельного участка заявителя в виде его минимальных размеров, конфигурации, инженерно-геологических или иных показателей как неблагоприятных для застройки.
Нахождение земельного участка и объекта капитального строительства в охранной зоне высоковольтной линии электропередач в силу закона влечет ограничение возможности реконструкции этого объекта капитального строительства и, безусловно, является неблагоприятным показателем для застройки.
Как верно указано судом первой инстанции, заявитель не обязан предоставлять в орган местного самоуправления документы, не предусмотренные Перечнем, однако он не ограничен в своем праве предоставления в орган местного самоуправления тех документов, которые могут подтвердить возможность предоставления ему разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, реконструкции объектов капитального строительства в случае наличия для этого законодательных ограничений. Заявитель, являясь лицом, заинтересованным в получении такого разрешения, принимает на себя риск представления либо непредставления в орган местного самоуправления документов, на основании которых орган местного самоуправления мог бы сделать вывод об отсутствии препятствий для предоставления заявителю разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Довод предпринимателя Цыбезовой Г.Н. о том, что предусмотренное частью 2 статьи 40 ГрК РФ несоблюдение требований технических регламентов является единственным основанием для отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, основан на неверном толковании закона.
Анализ вышеприведенных норм градостроительного законодательства в их совокупности и взаимной связи позволил суду первой инстанции сделать правильный вывод о том, что несоблюдение требований технических регламентов является безусловным основанием для отказа в предоставлении такого разрешения. Вместе с тем законодательством предусмотрен ряд других обстоятельств, при наличии которых такое разрешение не может быть предоставлено, и именно на выявление этих обстоятельств направлено проведение обязательных публичных слушаний.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные предпринимателем Цыбезовой Г.Н. в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
С учетом положений частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ суд апелляционной инстанции относит на предпринимателя Цыбезову Г.Н. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 руб., понесенные ею при подаче апелляционной жалобы.
На основании части 5 статьи 110 АПК РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает предпринимателю Цыбезовой Г.Н. из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2850 руб., излишне уплаченную ею по чеку-ордеру от 08.05.2015 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 13 апреля 2015 года по делу N А49-660/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Цыбезовой Галине Николаевне из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2850 (Две тысячи восемьсот пятьдесят) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-660/2015
Истец: ИП Цыбезова Г. Н., Цыбезова Галина Николаевна
Ответчик: Администрация города Пензы
Третье лицо: ОАО "РЖД" в лице филиала Куйбышевская железная дорога, ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"