г. Владимир |
|
16 июня 2015 г. |
Дело N А38-746/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2015.
Полный текст постановления изготовлен 16.06.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Родиной Т.С., Назаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дмитриевым Н.И.,
от истца - муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом;
от ответчика (заявителя) - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования:
министерства финансов Республики Марий Эл - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом;
министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 07.04.2015 по делу N А38-746/2015, принятое судьёй Волковым А.И.,
по иску муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков, понесенных в связи с предоставлением на условиях социального найма муниципального жилого помещения Самсоновой С.Ю., в сумме 1 193 000 руб.
Исковые требования основаны на статьях 72, 132 Конституции Российской Федерации, статьях 13, 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьях 130, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и мотивированы несоблюдением правил возмещения Российской Федерацией расходов муниципального образования, связанных с реализацией гражданами прав на получение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решением от 07.04.2015 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, поскольку Самсонова С.Ю. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях 17.07.2012, то есть после 01.01.2005, то расходы по обеспечению жильем Самсоновой С.Ю. являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации - Республики Марий Эл, а не Российской Федерации. При этом предоставление жилья на условиях социального найма производится за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации, то есть в данном случае - Республики Марий Эл, а не за счет муниципального жилого фонда. Предоставив жилое помещение за счет муниципального жилищного фонда, истец вправе требовать компенсации утраченного муниципального имущества путем предоставления аналогичного помещения из жилищного фонда Республики Марий Эл либо компенсации стоимости предоставленного жилого помещения в денежной форме.
По мнению Министерства финансов Российской Федерации, надлежащим ответчиком по данному спору является Министерство финансов Республики Марий Эл, а возмещение убытков истцу должно быть произведено за счет средств казны Республики Марий Эл.
Кроме того, указывает, что решение суда вынесено без учета поступивших федеральных субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2013 году.
Лица, участвующие в деле, явку полномочных представителей в суд не обеспечили. Администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" и Министерство финансов Республики Марий Эл в отзывах возразили против доводов жалобы, просили оставить судебный акт в силе. В заявлении б/д Администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Самсонова София Юрьевна, страдающая заболеванием тяжелой хронической формы, включенным в соответствующий Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, стояла на очереди нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 03.02.2012 по делу N 2-482/2012 в удовлетворении искового заявления Самсоновой С.Ю. к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение отказано. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 03.05.2012 по делу N 33-638А за Самсоновой С.Ю. признано право на получение жилого помещения, и на администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" возложена обязанность по предоставлению Самсоновой С.Ю. вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормами жилищного законодательства (л.д.18-20).
Во исполнение апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 03.05.2012 по делу N 33-638А администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" предоставила Самсоновой С.Ю. по договору социального найма из муниципального жилищного фонда жилое помещение общей площадью 34,6 кв.м, расположенное по адресу: г.Йошкар-Ола, с.Семеновка, ул.Гагарина, д.8а, кв.7, что подтверждено выпиской из постановления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 17.07.2012 N 1637 "О предоставлении жилого помещения по договору социального найма", договором социального найма жилого помещения от 27.07.2012 N 12/0091 и актом приёма-передачи жилого помещения от 27.07.2012.
Тем самым муниципальным образованием "Город Йошкар-Ола" за счет средств бюджета понесены расходы в связи с передачей жилого помещения.
В связи с неисполнением Министерством финансов Российской Федерации обязанности по компенсации расходов на предоставление жилого помещения по договору социального найма Самсоновой С.Ю. администрация обратилась в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковое требование, суд руководствовался положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Жилищным кодексом Российской Федерации, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N1563-О-О, статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в соответствии с частями 3, 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации наделены лишь полномочиями по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 10 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установлен статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ. В соответствии с данной статьей полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов".
Согласно положениям статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Исходя из указанных норм права, суд пришел к выводу о том, что финансирование расходов по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов является реализацией мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством и осуществляемых из федерального бюджета. В тоже время установил, что расходные обязательства Российской Федерации по указанной льготе надлежащим образом не исполнены. Администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения гражданке Самсоновой С.Ю., однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий администрации за счет средств казны Российской Федерации не компенсировал.
Доказательств того, что Российской Федерацией субъекту Российской Федерации - Республике Марий Эл или органу местного самоуправления - в 2011-2014 годах выделены необходимые финансовые средства на обеспечения жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Министерством Российской Федерации не представлено.
Анализируя сведения, представленные Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, суд установил, что объем средств федерального бюджета, выделяемых Республике Марий Эл на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, составил в 2014 году - 17 706,1 тыс. руб., 2013 году - 18 695, 6 тыс. руб., в 2012 году - 18552 тыс. руб., в 2011 году - 17092,3 тыс. руб. Однако указанные субвенции, как следует из позиции УФК по Республике Марий Эл (л.д.132, т.1), предоставлены из федерального бюджета в связи с обеспечением жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005. Доказательств выделения финансовых ресурсов из федерального бюджета на обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей с детьми - инвалидами, вставшими на учет после указанной даты, материалы дела не содержат.
В соответствии со статьями 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования
Поскольку федеральный орган государственной власти встречную обязанность по предоставлению жилого помещения инвалиду не выполнил и расходы на исполнение данной обязанности администрации не компенсировал, суд правомерно взыскал причиненные истцу убытки в размере рыночной стоимости квартиры в сумме 1 193 000 руб. за счет казны Российской Федерации.
Решение законно и обоснованно, принято при полном, всестороннем исследовании доказательств, представленных в дело, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Довод заявителя о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению. В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектам Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечению жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 01.01.2005. Таким образом, данные положения предусматривают целевой характер субвенций, а именно - на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005.
Вместе с тем, отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств. Учитывая, что право граждан на получение бесплатно жилья было провозглашено Федеральным законом, то расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Республики Марий Эл пришел к обоснованному выводу о том, что убытки подлежат возмещению Российской Федерацией, от имени которой в рассматриваемых правоотношениях выступает Минфин России.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены судебного акта. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации суд не рассматривает вопрос об оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, поскольку заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 07.04.2015 по делу N А38-746/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Н.А. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-746/2015
Истец: МО Город Йошкар-Ола в лице Администрации ГО Город Йошкар-Ола
Ответчик: РФ в лице Министерства финансов РФ, Управление Федерального казначейства по РМЭ
Третье лицо: Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РМЭ, Министерство финансов РМЭ