г. Чита |
|
18 июня 2015 г. |
Дело N А10-2068/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ткаченко Э.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Республиканского агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 апреля 2015 года по делу N А10-2068/2014 (суд первой инстанции - Салимзянова Л.Ф.),
установил:
Республиканское агентстве лесного хозяйства (ИНН 0326041154, ОГРН 1070326000513, место нахождения: 670015, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 39 А, далее - истец, агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Лесопромышленный комплекс "Байкал-Нордик" (ИНН 0326042905, ОГРН 1070326002174, место нахождения: 670023, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Светлая, 2, далее - ответчик, общество, ООО ЛК "Байкал-Нордик") о взыскании арендной платы в размере 345 707 руб. 38 коп. - арендной платы по договору аренды лесных участков для заготовки древесины N 8-09 от 26.03.2009 за период с 01.01.2010 по 14.07.2014, в том числе арендную плату за пользование лесным участком в сумме 188 961 руб. 58 коп. в доход бюджета Российской Федерации, в сумме 156 745 руб. 80 коп. в доход бюджета Республики Бурятия.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия8 от 30 апреля 2014 года по делу N А10-1927/2014 требования по каждому договору выделены в отдельное производство.
Делу по иску о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка N 8-09 от 26.03.2009 в размере 111 808 руб. 71 коп. присвоен номер N А10- 2068/2014.
Определением суда от 08 мая 2014 года исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства.
Определением суда от 08.07.2014 в связи с увеличением размера исковых требований осуществлен переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением суда от 27 августа 2014 года дела N А10-2068/2014 и N А10-2674/2014 объединены в одно производство для совместного их рассмотрения.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21.01.2015 по ходатайству ответчика производство по делу N А10-2068/2014 приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу N А10-2067/2014.
Четвертым арбитражным апелляционным судом 03.03.2015 вынесено постановление по делу N А10-2067/2014 об оставлении решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 19.09.2014 по делу N А10-2067/2014 без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 апреля 2015 года по делу N А10-2068/2014 исковые требования удовлетворены частично.
С Общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленный комплекс "Байкал-Нордик" в пользу Республиканского агентства лесного хозяйства взыскано 325 724 руб. 58 коп. - арендная плата, в том числе в федеральный бюджет 188 961 руб. 58 коп., в бюджет Республики Бурятия 136 763 руб. 00 коп.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано
Агентство обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос изменении обжалуемого судебного акта в части взыскания долга по арендной плате в доход бюджета Республики Бурятия - 136 763 руб. 00 коп., просит взыскать с ООО "Лесопромышленный комплекс "Байкал-Нордик" долг по арендной плате в доход бюджета Республики Бурятия в размере 156 745 руб. 80 коп.
Общество отзыв на жалобу не представило.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 19.05.2015. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду, что если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 26 марта 2009 года между Республиканским агентством лесного хозяйства (арендодатель) и ООО "ЛПК "Байкал-Нордик" (арендатор) заключен договор N 8-09 аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для осуществления заготовки древесины.
Согласно условиям договора в соответствии со статьей 22, части 3 статьи 74, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24.06.2008 N 5 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", Протоколом комиссии по предоставлению лесных участков, находящихся в государственной собственности, в аренду для заготовки древесины без проведения аукциона для реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов N 3 от 16.02.2009 г., на основании распоряжения Республиканского агентства лесного хозяйства N 24-рл от 02.03.2009 г. "О предоставлении в аренду лесного участка" арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) лесной участок, находящийся в государственной собственности (пункт 1.1 договора).
Лесной участок площадью 4410 га, имеет местоположение: Республика Бурятия, МО "Хоринский район", Хоринское лесничество, Онинское участковое лесничество, кварталы 15, 25, 34, 46, 53, 67 (пункт 1.2 договора).
Номер учетной записи в государственном лесном реестре: 35-2009-02. Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и N 2. Границы лесного участка определены планом лесного участка, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора (пункты 1.2, 1.3. договора).
Лесной участок передается для использования в целях заготовки древесины согласно приложению N 3.
Срок окупаемости инвестиционного проекта составляет 5 лет - п. 1.5 договора.
Действие договора устанавливается с даты государственной регистрации сроком на 49 лет (пункт 7.1 договора).
Разделом II договора сторонами согласована арендная плата по договору.
Размер арендной платы рассчитывается на основании ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, установленных Правительством Российской Федерации, с установлением коэффициента на 0,5% на срок окупаемости инвестиционного проекта (до 24.06.2013) (пункт 1.6 договора).
Согласно пункту 2.1 договора арендная плата подлежит уплате в порядке и в сроки, предусмотренные действующим законодательством и настоящим договором (приложение N 4).
Размер арендной платы определяется как сумма арендной платы в минимальном размере и арендной платы, превышающей минимальный размер арендной платы (пункт 2.1.1).
Размер арендной платы в минимальном размере определяется в порядке, установленном действующим лесным законодательством (пункт 2.1.2).
Размер арендной платы, превышающий минимальный размер арендной платы, определяется исходя из объема древесины, установленного проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы. Арендная плата в части превышения минимального размера арендной платы в год составляет 20% за каждый кубический метр установленного проектом освоения лесов ежегодного объема заготовки древесины и устанавливается по истечении срока окупаемости инвестиционного проекта с 24.06.2013 г. (п. 2.1.3).
На период окупаемости инвестиционного проекта (до 24.06.2013 г.) размер арендной платы за объем древесины, подлежащей заготовке на арендуемом лесном участке, используемого для реализации инвестиционного проекта, определяется исходя из размера минимальной ставки платы за единицу объеме лесных ресурсов с применением коэффициента 0,5 согласно п. 1.1. постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (п. 2.2).
Дополнительным соглашением N 1 от 17.01.2011 к договору аренды (т.1, л.д.102-108) раздел II "арендная плата" договора изложен в новой редакции:
Размер арендной платы составляет 64 268 рублей в год (без учета коэффициента 0,5). Размер арендной платы, превышающий минимальный размер арендной платы, определяется исходя из объема древесины, установленного в пункте 1.4 договора и величины повышения минимального размера арендной платы, которая составляет 20%. Коэффициент повышение арендной платы (1,2) устанавливается по истечению срока окупаемости инвестиционного проекта (с 24.06.2013) и до окончания срока аренды. На период окупаемости проекта (пять лет) до 24.06.2015 размер арендной платы за объем древесины, подлежащей заготовке на арендуемом лесном участке, используемого для реализации инвестиционного проекта, устанавливается с коэффициентом 0,5. Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 к договору ежемесячно до 30 числа последнего месяца отчетного квартала (пункт 1.3 дополнительного соглашения).
Таким образом, суд установил, что в связи с включением инвестиционного проекта ответчика в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов ответчик пользовался преференцией в виде уплаты арендных платежей в минимальном размере с применением коэффициента 0,5 на срок окупаемости проекта.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 1641 от 14.10.2013 г. инвестиционный проект ответчика был исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 апреля 2014 года по делу N А10-315/2014 принятому по иску Республиканского агентства лесного хозяйства к Обществу с ограниченной ответственностью "Лесопромышленный комплекс "Байкал-Нордик" о расторжении договора аренды N 8-09 от 26.03.2009 года, понуждении передать лесной участок по акту приема-передачи, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины N 8-09 от 26 марта 2009 года расторгнут.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2014 года решение от 01 апреля 2014 года по делу N А10-315/2014 оставлено без изменения.
Ссылаясь на то, что проект исключен из перечня инвестиционных проектов, Республиканское агентство лесного хозяйства обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.01.2010 по 14.07.2014, который заявленные требования удовлетворил чатсично.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска в обжалуемой истцом части.
Как установлено судом и следует из материалов дела, спор между сторонами имеется в части обоснованности предъявления истцом суммы арендной платы 19 982 руб. 80 коп.
Истец, обосновывая взыскание указанной суммы, пояснил, что в соответствии с условиями договора аренды в бюджет Республики Бурятия в связи с истечением срока окупаемости инвестиционного проекта ответчик обязался уплачивать арендную плату в части превышения минимального размера арендной платы с применением коэффициента 1,2 (пункт 2.1.4 дополнительного соглашения N 1, приложение N 4 к договору аренды).
Согласно приложению N 4 к договору аренды размер арендной платы в бюджет Республики Бурятия с указанным коэффициентом превышения 1,2 составляет 12 854 руб. 00 коп. (л.д.106, 107, т.1).
Из расчета истца следует, что за период с 24.06.2013 по 31.12.2013 помимо начисления арендной платы в бюджет Республики Бурятия с применением коэффициента 1.47 к минимальному размеру арендной платы в федеральный бюджет, истец также начислил указанный коэффициент 1.47 к размеру арендной платы 12 854 руб. 00 коп.
Так, за указанный период в бюджет Российской Федерации размер минимальной арендной платы в федеральный бюджет составляет 33 630 руб. 65 коп. (64 268 руб. : 365 х 191). Размер арендной платы в бюджет РБ с учетом коэффициента 1,47 составляет 15 806 руб. 41 коп. (33630,65 руб. х 1,47 = 49437,06 руб. - 33630,65 руб.=15806,41 руб.).
Дополнительно истец за указанный период начисляет в бюджет Республики Бурятия 9887 руб. 72 коп. рассчитав указанную сумму следующим образом. Размер арендной платы в бюджет Республики Бурятия 12854 руб. 00 коп., подлежавший уплате после истечения срока окупаемости инвестиционного проекта, : 365 х 191 = 6726,34 х 1,47 =9887 руб. 72 коп.. Итого, по мнению истца, в доход бюджета Республики Бурятия подлежит взысканию 15806 руб. 41 коп. + 9887 руб. 72 коп.= 25 694 руб. 13 коп.
За период с 01.01.2014 по 14.07.2014 в бюджет РФ размер минимальной арендной платы в федеральный бюджет составляет 34 334 руб. 96 коп. (64 268 руб.: 365 х 195). Размер арендной платы в бюджет РБ с учетом коэффициента 1,47 составляет 16 137 руб. 43 коп. (34334,96 х 1,47 = 50472,39 - 34334,96).
Дополнительно истец за указанный период начисляет в бюджет Республики Бурятия 10094.80 руб., рассчитав указанную сумму следующим образом. Размер арендной платы в бюджет Республики Бурятия 12 854 руб., подлежавший уплате после истечения срока окупаемости инвестиционного проекта, : 365 х 195 = 6867,21 х 1,47 = 10094,80 руб. Итого, по мнению истца, в доход бюджета Республики Бурятия подлежит взысканию 16 137,43 руб. + 10094.80 руб. = 26232 руб. 23 коп.
Отклоняя доводы истца, суд первой инстанции правильно принял во внимание разъяснения, изложенные в пункте 16 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.12.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", согласно которым к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Абзацем 1 пункта 1 (2) постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 установлен порядок определения арендной платы на случай исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и расторжения договора аренды по указанному основанию.
Поскольку данный порядок не предусматривает начисление коэффициента превышения размера арендной платы на арендную плату, установленную по договору аренды в бюджет субъекта РФ и подлежавшую уплате после окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, суд первой инстанции правильно исходил из того, что истец необоснованно, в нарушение положений постановления Правительства РФ N 310, включил в сумму иска сумму 19 982 руб. 52 коп., как сумму арендной платы, подлежащей уплате в бюджет Республики Бурятия.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 апреля 2015 года по делу N А10-2068/2014 оставить в обжалуемой части без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2068/2014
Истец: Республиканское агентство лесного хозяйства
Ответчик: ООО Лесопромышленный комплекс БАЙКАЛ-НОРДИК