г. Саратов |
|
18 июня 2015 г. |
Дело N А12-47442/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г., судей: Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Волгограду - Докимук Н.С., доверенность от 15.01.2015 N 2, Гончаров Н.А., доверенность от 24.10.2014 N 20,
от Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области - Гончаров Н.А., доверенность от 03.02.2015,
от Министерства внутренних дел Российской Федерации - Гончаров Н.А., доверенность от 03.02.2015,
от Территориального управлению Федерального агентства по управления государственным имуществом Волгоградской области - Пивненко Д.Л. по доверенности от 12.01.2015 N 04/04, Гнедкова А.Ю., доверенность от 12.01.2015 N 04/01,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Волгограду (г. Волгоград) и Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 19 марта 2015 года по делу N А12-47442/2014 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Волгограду (г. Волгоград)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управления государственным имуществом Волгоградской области (г. Волгоград)
заинтересованные лица: Министерство внутренних дел Российской Федерации (г. Москва),
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области (г. Волгоград),
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Волгограду (далее заявитель, Управление МВД России по городу Волгограду, Управление) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании распоряжения Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - ТУ Росимущества в Волгоградской области) от 19.11.2013 N 678-р незаконным.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законным интересов заявителя путем отмены распоряжения от 19.11.2013 N 678-р "Об изъятии из оперативного управления Управления МВД России по городу Волгограду федерального имущества расположенного по адресу: г. Волгоград б-р 30-Летия Победы д. 30.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 19 марта 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Волгограду, Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратились в апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
Информация об отложении судебного разбирательства размещена на сайте суда в сети Интернет 27 мая 2015 года.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 09.06.2015, объявлялся перерыв до 16.06.2015 до 09 час. 40 мин.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, распоряжением Территориального управления от 27.01.2012 N 78-р за Управлением МВД России по городу Волгограду на праве оперативного управления было закреплено двухэтажное кирпичное здание с подвалом и пристройками общей площадью 3163,3 кв.м., расположенное по адресу: г. Волгоград, бульвар 30-летия Победы, 30.
На основании указанного распоряжения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области 08.02.2012 выдано свидетельство N 694326 серии 34 АА о государственной регистрации права оперативного управления Управления МВД России по городу Волгограду на двухэтажное кирпичное здание с подвалом и пристройками, общей площадью 3 163,3 кв.м., расположенное по адресу: г. Волгоград, б-р 30-летия Победы, дом 30. Взамен указанного свидетельства 28.07.2014 г. выдано повторное свидетельство о государственной регистрации N 372294 серия 34 АБ.
15.11.2013 Территориальным управлением был проведен осмотр вышеуказанного объекта недвижимого имущества, по итогам которого было установлено, что данный объект Управлением МВД России по городу Волгограду не используется, находится в неудовлетворительном состоянии (отсутствуют окна и двери, внутренняя отделка, отопление, электро- и водоснабжение).
Указанные обстоятельства послужили основанием к изданию Территориальным управлением распоряжения от 19.11.2013 N 678-р об изъятии из оперативного управления Управления МВД России по городу Волгограду федерального имущества, расположенного по адресу: г. Волгоград, б-р 30-летия Победы, д. 30.
Не согласившись с вынесенным распоряжением ТУ Росимущества в Волгоградской области от 19.11.2013 N 678-р Управление МВД России по городу Волгограду обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из того, что оспариваемое распоряжение соответствует требованиям закона и не нарушает прав заявителя, который фактически не использует изъятое имущество.
Апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Согласно положениям пунктов 1 и 3 статьи 125, пункта 3 статьи 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Статьей 114 Конституции Российской Федерации вопросы управления федеральной собственностью отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации путем издания совокупности нормативных актов делегировало свои полномочия по управлению федеральной собственностью федеральным органам исполнительной власти, определив их компетенцию в соответствующих положениях, устанавливающих их полномочия и порядок деятельности.
В пунктах 1, 5.2, 5.8, 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (далее Постановление N 432) указано, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти); осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений.
Аналогичные полномочия закреплены в Положении об Управлении Росимущества, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 278 от 29.09.2009.
Таким образом, Управление как территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом наделено полномочиями собственника имущества, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством эти полномочия осуществляют иные органы власти.
В соответствии с ч.2 ст.48 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" предусмотрено, что используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансирования, являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Пунктом 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 248 от 01.03.2011 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее-Положение) предусмотрено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно п. 10 Положения, МВД России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом органов внутренних дел и внутренних войск.
В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, образовательные, научные, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (п. 15 Положения).
Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 248 установлена компетенция МВД России в области распоряжения имуществом органов внутренних дел, к которым относится Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Волгограду.
В соответствии с пунктом 10 данного Указа, Министерство внутренних дел Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом органов внутренних дел и внутренних войск.
Согласно подпункту "г" пункта 2 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям.
В соответствии с п. 2 Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Волгограду, утвержденного приказом ГУ МВД России по Волгоградской области от 27.06.2011 N 1826, Управление МВД России по городу Волгограду является территориальным органов МВД России на районном уровне по городскому округу городу - герою Волгограду.
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.06.2011 г. N 12702-АЛ/Д08 полномочия по распоряжению недвижимым имуществом федеральных государственных учреждений осуществляются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Постановлением N 537.
На основании изложенного, именно МВД России наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, закрепленного за структурным подразделением федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (Управлением МВД России по г. Волгограду).
Между тем, в нарушение указанных норм, его согласования на изъятие из оперативного управления неиспользуемого Управлением имущества, Территориальным управлением Федерального агентства по управления государственным имуществом Волгоградской области получено не было.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционный суд считает, что при изъятии из оперативного управления спорного имущества Территориальное управление Росимущества действовало без учета указанных норм права с превышением законодательно определенных полномочий на распоряжение данным имуществом от имени собственника.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает необоснованным вывод суда первой инстанции, изложенный в обжалуемом решении, и положенный в основу отказа в удовлетворении заявленных требований, о том, что определяя общую компетенцию МВД России в вопросах управления и распоряжения федеральным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за подведомственными учреждениями, указанное выше Положение не устанавливает специального правомочия МВД России на изъятие неиспользуемого имущества такими учреждениями, в то время как постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 определена специальная компетенция Росимущества на осуществление названных действий.
Вместе с тем, неверные выводы суда первой инстанции не повлекли к принятию неправильного решения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как было указано выше, оспариваемое в рамках настоящего дела распоряжение ТУ Росимущества в Волгоградской области N 678-р вынесено 19.11.2013 и в этот же день вручено начальнику подразделения тылового обеспечения Управления МВД России по городу Волгограду майору внутренней службы Чепурняку С.В., что подтверждается его подписью на копии оспариваемого распоряжения.
Довод Управления о том, что копия оспариваемого распоряжения вручена неуполномоченному на его получение лицу, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку согласно пунктам 23, 24 должностного регламента начальника подразделения тылового обеспечения Управления МВД России по городу Волгограду майора внутренней службы Чепурняка С.В. от 01.07.2013 последний проводит работу с Территориальным Управлением Росимущества по Волгоградской области по составлению документов, касающихся внесения изменений в перечень объектов недвижимости в реестр федерального имущества, представляет и получает документы, связанные с управлением и распоряжением федеральным имуществом, закрепленным за Управлением МВД.
Вместе с тем, в арбитражный суд с требований о признании незаконным вышеуказанного распоряжения Управление обратилось 25.12.2014, то есть с пропуском срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18 ноября 2004 года N 367-О, установление в законе сроков на обращение в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока; если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока с указанием причин уважительности пропуска процессуального срока заявителем не заявлено.
Пропуск процессуального срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 19 марта 2015 года по делу N А12-47442/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Волгограду и Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-47442/2014
Истец: Управление МВД России по городу Волгограду
Ответчик: Территориальное управление Росимущества в Волгоградской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ТУ РОСИМУЩЕСТВО в Волгоградской области)
Третье лицо: Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области, ГУВД по Волгоградской области, МВД России