г. Киров |
|
19 июня 2015 г. |
Дело N А28-12830/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Поляшовой Т.М., Тетервака А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.
при участии в судебном заседании:
истца индивидуального предпринимателя Чучалина Василия Валентиновича, представителя истца Ворониной Д.И., действующей на основании заявления представляемого,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента лесного хозяйства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 19.03.2015 по делу N А28-12830/2014, принятое судом в составе судьи Двинских С.А.,
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Чучалина Василия Валентиновича (ИНН 431000320926, ОГРН 304432116900049, Кировская область) к департаменту лесного хозяйства Кировской области (ИНН 4345164254, ОГРН 1074345003963, адрес: 610020, Кировская область, г. Киров, ул. Пятницкая, д. 32)
о внесении изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 23.12.2009 N 10-19,
установил:
индивидуальный предприниматель Чучалин Василий Валентинович (далее - истец, Предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту лесного хозяйства Кировской области (далее - ответчик, заявитель, Департамент) об обязании внести изменения в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности от 23.12.2009 N 10-19, в связи с существенным изменением количественных и качественных характеристик лесного участка.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 19.03.2015 заявленные требования Предпринимателя удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части изменения размера арендной платы в сторону уменьшения.
По мнению Департамента, исходя из положений части 2.1 и 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, изменение количественных и качественных характеристик лесного участка не влечет за собой обязательности изменения условий договора в части размера арендной платы. Также, исходя из целей проведения аукциона, недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения, так как обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Кроме того, истец указывает, что поскольку размер арендной платы, также как цели и объемы использования лесов, является существенным условием договора, данные условия подпадают под действие статьи 2.1 Лесного кодекса Российской Федерации. Следовательно, мнение ответчика о недопустимости изменения условий договора противоречит закону. Кроме того, решение суда первой инстанции соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации по делу N 301-ЭС14-448.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, департаментом (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 15.12.2009 N 10-6 подписан договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 23.12.2009 N 10-19 (л.д. 17-31), по условиям которого арендатору передан во временное пользование лесной участок площадью 3888 га, расположенный в Кировской области, Кильмезском районе, Кильмезском лесничестве, Южном сельском участковом лесничестве, кварталы (пункты 1, 2 договора).
Схема расположения и границы лесного участка, а также его характеристика приведены в приложениях N 1 и N 2 к договору. Лесной участок передается арендатору для использования в целях и объемах, указанных в приложении N 3 к договору (пункты 3, 4 договора).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 23.12.2009 N 10-19/1 (л.д. 29).
Согласно пунктам 5, 6 договора арендная плата устанавливается в размере 1 176 428 рублей в год. Арендатор вносит арендную плату от установленного годового размера арендной платы: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%.
В пункте 7 договора стороны согласовали, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также при изменении объемов изъятия лесных ресурсов.
Подпунктом "в" пункта 11 договора предусмотрена обязанность арендатора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Согласно пункту 20 договора срок действия договора - 15 лет с даты его государственной регистрации.
Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 10.02.2010, регистрационный номер 43-43-01/023/2010-032.
Во исполнение требований подпункта "в" пункта 11 договора аренды Предприниматель разработал и представил арендодателю проект освоения лесного участка, распоряжением Департамента от 01.12.2010 N 1589 утверждено положительное заключение государственной экспертизы.
В последующем распоряжением департамента лесного хозяйства Кировской области от 25.02.2014 N 52 утверждено заключение государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов (л.д.83-89).
На основании распоряжения департамента лесного хозяйства Кировской области N 1589 сторонами подписано дополнительное соглашение от 27.12.2010 N 1 к договору аренды, в соответствии с которым изменены виды, объемы и сроки использования лесов на арендуемом лесном участке. По соглашению сторон изменено условие об арендной плате: с 01.12.2010 размер арендной платы составляет 306 482 рубля 00 копеек в год.
26.07.2011 в связи с изменением разрядов такс на лесном участке, стороны подписали дополнительное соглашение N 2. Согласно дополнительному соглашению N 2 с 25.04.2011 размер арендной платы составляет 182 829 рублей в год. Размер и распределение арендной платы по срокам внесения установлены сторонами в приложении к дополнительному соглашению N 2.
В мотивировочной части решения Арбитражного суда Кировской области по делу N А28-2407/2014 от 04.06.2014, оставленного без изменения судами вышестоящих инстанций, указано на недействительность дополнительных соглашений N 1 от 27.12.2009 и N 2 от 26.07.2011.
Полагая, что изменение характеристик лесного участка должно влечь за собой и изменение размера арендной платы, Предприниматель обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, рассмотрев дело, пришел к выводу о том, что с момента заключения договора аренды на лесном участке произошло существенное изменение количественных и качественных характеристик леса, в связи с чем удовлетворил требования истца о внесении изменений в договор аренды.
Из текста апелляционной жалобы следует, что Департамент не согласен с решение суда первой инстанции в части изменения размера арендной платы в сторону уменьшения.
С учетом положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", а также в связи с отсутствием соответствующих возражений со стороны ответчика законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции только в части доводов жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав истца и его представителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решение суда в обжалуемой части исходя из нижеследующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
В силу пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Использование лесов в Российской Федерации является платным (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации (существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, в случае осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации).
Федеральным законом N 250-ФЗ редакция части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации была изменена, указанная норма в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом введенная Федеральным законом N 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Распоряжением Департамента от 01.12.2010 N 1589 утверждено положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов на лесном участке; распоряжением департамента лесного хозяйства Кировской области от 25.02.2014 N 52 утверждено заключение государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов.
Исходя из данных, содержащихся в проекте освоения лесов, количественные и качественные характеристики лесного участка существенно отличаются от предусмотренных договором, а именно сократился объем заготавливаемой древесины, изменился состав лесных насаждений, изменилось соотношение объема хвойных пород к объему лиственных пород, а также объем выполняемых работ по охране, защите и воспроизводству лесов.
Указанное обстоятельство Департаментом в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, в жалобе ответчик также не выражает несогласия с данным установленным судом фактом.
Кроме того, истцом в материалы дела представлено письмо ФГУП "Рослесинфорг" от 17.12.2014, в котором указывается, что у проекта освоения лесов и договора в любом случае будут существенные расхождения, исключая площадь участка, так как договор аренды составляется по старым материалам таксации лесов, которые существенно поменялись или составлялись на основании старой нормативной базы (л.д. 143).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что имеет место изменение количественных и качественных характеристик лесных участков, переданных истцу в пользование по договору, что в соответствии с нормой пункта 2.1. статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации является основанием для заявления требований о внесении изменений в договор.
Возражения заявителя апелляционной жалобы сводятся к тому, что указанное изменение количественных и качественных характеристик лесного участка не влечет за собой обязательности изменения условий договора в части размера арендной платы.
Между тем, указанный довод не может быть принят судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310).
С учетом указанных норм размер арендной платы по договору не может быть ниже минимального размера, который определяется по ставкам, утвержденным Правительством Российской Федерации
Суд первой инстанции указал, и Департамент не оспаривает в жалобе, что порядок определения (арифметика) размера арендной платы ответчиком проверен и признан верным.
В соответствии с частью 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Таким образом, объем изъятия лесных ресурсов является одной из составляющих расчета арендной платы.
Толкование части 2.1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации как нормы, допускающей возможность вносить изменения только в количественные и качественные характеристики арендованного лесного участка, без приведения размера арендной платы в соответствии с указанными изменениями нарушало бы баланс интересов сторон.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 19.03.2015 по делу N А28-12830/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамент лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Т.М. Поляшова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-12830/2014
Истец: ИП Чучалин Василий Валентинович
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Кировской области