г. Ессентуки |
|
17 июня 2015 г. |
Дело N А61-1373/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Луговой Ю.Б., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабаяном Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания на определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 10.03.2015 по делу N А61-1373/2008 (судья Климатов Г.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала в Республике Северная Осетия-Алания (правопреемник ООО "Кавказрегионгаз") от 19.02.2015 N 39-19/613-ЭБ
о выдаче дубликата исполнительного листа от 18.12.2008 N 022553 на взыскание с Республики Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания 1 287 921 руб. 17 коп. по делу N А61-1373/08
по иску ООО "Кавказрегионгаз"
к Республике Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания,
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республики Северная Осетия-Алания,
третьи лица: Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, ОАО "Моздокрайгаз", ООО "Аланиягаз",
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" Терентьевой А.П. (доверенность от 01.01.2015 N 56-15), без участия представителей других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала в Республике Северная Осетия-Алания (правопреемник ООО "Кавказрегионгаз") (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа N 022553 выданного на основании решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14.11.2008 по делу NА61-1373/08 о взыскании с Республики Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания (далее - Минфин РСО-Алания, минтистерство) в пользу ООО "Кавказрегонгаз" 1 287 921 руб. 17 коп.
Определением суда от 10.03.2015 произведено процессуальное правопреемство по делу N А61-1373/08, общество с ограниченной ответственностью "Кавказрегионгаз" заменено на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала в Республике Северная Осетия-Алания. Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала в Республике Северная Осетия-Алания выдан дубликат исполнительного листа на взыскание с Республики Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов РСО-Алания за счет средств казны РСО-Алания в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала в Республике Северная Осетия-Алания 12 797 434 руб. основного долга, 75 487 руб. 17 коп. расходов по госпошлине. Всего 12 872 921 руб. 17 коп. Суд указал ранее выданный исполнительный лист от 18.12.2008 с регистрационным номером N 022553 считать недействительным. Судебный акт мотивирован утратой и неисполнением Минфином РСО-Алания исполнительного листа от 18.12.2008 N 022553 по настоящему делу. Срок для предъявления исполнительного листа к исполнению не пропущен, доказательства добровольного исполнения должником решения от 14.11.2008 не представлены.
Не согласившись с таким определением, Минфин РСО-Алания обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции от 10.03.2015 отменить. Жалоба мотивирована тем, что оригинал исполнительного листа в 2012 году был возвращен Министерством Обществу. Факт его утраты министерством заявителем не доказан, в связи с чем трехлетний срок для его предъявления истек.
От общества поступил отзыв на жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции отставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, поддержал отзыв на нее, просил определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей других лиц, участвующих в деле.
Проверив правильность определения суда от 10.03.2015 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266-272 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что определение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14.11.2008 с Республики Северная Осетия-Алания в лице Минфина РСО-Алания в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кавказрегионгаз" взыскано 12 797 434 руб. основного долга, 75 487 руб. 17 коп. расходов по госпошлине. Всего 12 872 921 руб. 17 коп. В иске к Министерству финансов Российской Федерации отказано.
На основании данного решения Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания выдан исполнительный лист N 022553 от 18.12.2008.
Указанный исполнительный лист был направлен в Министерство финансов РСО-Алания и получен им 26.06.2009, что подтверждается отметкой Минфина РСО-Алания на сопроводительном письме ООО "Кавказрегионгаз" от 26.06.2009 N 39-19/1359-КБ.
05.10.2009 письмом N 39-19/1998-КБ ООО "Кавказрегионгаз" обратилось в Министерство с просьбой вернуть подлинник исполнительного листа N022553 от 18.12.2008, который с сопроводительным письмом от 11.01.2010 N4 был возвращен Министерством взыскателю.
ООО "Кавказрегионгаз" предъявило указанный исполнительный лист в УФК по РСО-Алания, которое письмом от 03.02.2010 N 18-рес разъяснило, что указанный исполнительный лист не может быть принят к исполнению Казначейством, поскольку предусматривает взыскание за счет средств казны Республики Северная Осетия-Алания и в соответствии со статьей 242.2. Бюджетного кодекса РФ рекомендовало направить исполнительный лист для исполнения в Министерство финансов РСО-Алания.
10.10.2011 ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала в Северной Осетии-Алании повторно предъявило исполнительный лист для исполнения в Минфин РСО-Алания, что подтверждается письмом от 10.10.2011 N 39-19/2171-КБ с отметкой Министерства финансов от 12.10.2014 о его получении.
02.03.2012 письмом N 39-19/407-КБ ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала в Северной Осетии-Алании обратилось в Министерство с просьбой вернуть подлинник исполнительного листа N 022553 от 18.12.2008, который с сопроводительным письмом от 26.03.2012 N 264 был возвращен Министерством Обществу.
21.02.2013 с сопроводительным письмом N 39-19/360-ЭБ ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала в Северной Осетии-Алании предъявило исполнительный лист к исполнению в УФССП по РСО-Алания.
04.03.2013 УФССП было вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в связи с тем, что исполнительный документ не подлежит исполнению службой судебных приставов.
27.03.2013 исполнительный лист был направлен в Минфин РСО-Алания и получен им 27.03.2013, что подтверждается отметкой Минфина РСО-Алания на сопроводительном письме ООО "Гапром межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала в Северной-Осетии от 27.03.2013 N 39-19/631-КБ.
В письмах N 39-19/648-АФ от 21.02.2014, N 39-19/920-АФ от 13.03.2014, N 39-19/1142-АФ от 26.03.2014, N39-19/2490-АФ от 25.06.2014, N 39-19/3585-КБ от 18.09.2014, общество неоднократно обращалось в Минфин РСО-Алания с просьбой исполнить судебный акт в полном объеме либо возвратить его в адрес общества.
Полагая, что исполнительный лист от 18.12.2008 N 022553, выданный на основании решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания по делу N А61-1373/08, утрачен Минфином РСО-Алания, ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа.
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу статьи 318 АПК РФ, регулирующей порядок исполнения судебных актов арбитражных судов, судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение в порядке, закрепленном Кодексом и федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно статье 323 АПК РФ в случае утраты исполнительного листа арбитражный суд, принявший судебный акт, может по заявлению взыскателя выдать дубликат исполнительного листа. Заявление о выдаче дубликата исполнительного листа может быть подано до истечения срока, установленного для предъявления исполнительного листа к исполнению, за исключением случаев, если исполнительный лист утрачен судебным приставом-исполнителем или другим осуществляющим исполнение лицом и взыскателю стало об этом известно после истечения срока, установленного для предъявления исполнительного листа к исполнению. В этих случаях заявление о выдаче дубликата исполнительного листа может быть подано в течение месяца со дня, когда взыскателю стало известно об утрате исполнительного листа.
Аналогичная норма содержится в статье 23 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии со статьей 321 АПК РФ исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта.
Из приведенных норм следует, что для выдачи дубликата исполнительного листа суд должен установить следующие обстоятельства: факт утраты исполнительного листа; пропущен ли срок предъявления исполнительного документа; факт утраты исполнительного листа судебным приставом-исполнителем или другим осуществляющим исполнение лицом, о чем взыскателю стало известно после истечения срока, установленного для предъявления исполнительного листа к исполнению.
В обоснование заявления обществом в материалы дела представлено сопроводительное письмо от 27.03.2013 N 39-19/631-КБ о направлении спорного исполнительного листа от 18.12.2008 N 022553 в Минфина РСО-Алания, получение указанного исполнительного листа министерством подтверждается подписью и печатью Минфина РСО-Алания на данном сопроводительном письме.
Министерством ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанций о фальсификации данного доказательства в порядке статьи 161 АПК РФ не заявлено.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ доказательства исполнения требований исполнительного документа (перечисление денежных средств взыскателю в полном объеме), либо его возврата взыскателю ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не предоставлены.
Федеральным законом N 119-ФЗ от 21.07.1997 "Об исполнительном производстве" определенная форма заявления о предъявлении исполнительного листа не была предусмотрена.
Следовательно, в соответствии с указанными обстоятельствами дела, отметка Минфина РСО-Алания на сопроводительном письме от 27.03.2013 N 39-19/631-КБ о получении исполнительного листа, является достаточным доказательством предъявления взыскателем исполнительного листа и передачи его в Минфин РСО-Алания.
В соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с названным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию (пункт 1). К исполнительному документу (за исключением судебного приказа) должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию (пункт 2). Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, являются непредставление необходимых документов, их несоответствие требованиям, установленным процессуальным законодательством, нарушение установленного законодательством срока предъявления исполнительного документа к исполнению, представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению, а также представление взыскателем либо судом заявления об отзыве исполнительного документа (пункт 3).
Обязанность по исполнению судебных актов по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации возложена на финансовый орган субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 242.2 БК РФ).
Следовательно, Минфин РСО-Алания уполномочен на совершение действий по исполнению решения суда, т.е. относится к лицам, осуществляющим исполнение исполнительного листа в смысле ч.2 ст.323 ГК РФ.
Согласно части 1 статьи 323 АПК РФ в случае утраты исполнительного листа арбитражный суд, принявший судебный акт, может по заявлению взыскателя выдать дубликат исполнительного листа.
При рассмотрении вопроса о выдаче дубликата исполнительного листа в соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ суд устанавливает, не истек ли срок исполнения, а также устанавливает обстоятельства его утраты.
Как указывалось ранее в соответствии со статьей 21 ФЗ N 229 "Об исполнительном производстве" исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.
Статьей 22 ФЗ N 229 "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается: предъявлением исполнительного документа к исполнению; частичным исполнением исполнительного документа должником. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, неоднократное предъявление исполнительного листа N 022553 от 18.12.2008 к исполнению, в связи с чем срок для предъявления исполнительного документ к исполнению не истек, поскольку неоднократным предъявлением указанного исполнительного листа срок его предъявления к исполнению прерывался в силу статьи 22 ФЗ N229 "Об исполнительном производстве".
Так указанный исполнительный лист последний раз предъявлен к исполнению в 2013 году и заявителю не возвращался; об утрате исполнительного листа взыскателю стало известно в октябре 2014 года из письма Минфина РСО-Алания от 07.10.2014 N 1240.37.1.
Таким образом, срок для предъявления исполнительного листа к исполнению не пропущен, доказательства добровольного исполнения должником решения от 14.08.2008 не представлены.
На основании пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Отказ в удовлетворении заявления общества о выдаче дубликата исполнительного листа лишил бы общество возможности получить исполнение по вступившему в законную силу судебному акту, что противоречит положениям статьи 16 АПК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, пришел к правомерному выводу о том, что поскольку спорный исполнительный лист был получен Минфином РСО-Алания в 2013 году, а доказательства исполнения требований исполнительного документа (перечисление денежных средств взыскателю в полном объеме), либо его возврата взыскателю не представлены, требование о выдаче дубликата исполнительного листа подлежит удовлетворению, в связи с чем заявление общества законно и обоснованно удовлетворил.
Кроме того судом установлено, изменение фирменного наименования взыскателя - ООО "Кавказрегионгаз" на ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала в Республике Северная Осетия-Алания, которое зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается соответствующими свидетельствами и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
На основании указанных обстоятельств судом также произведена замену взыскателя - общество с ограниченной ответственностью "Кавказрегионгаз" по исполнительному листу на общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск", с целью последующего предъявления исполнительного листа к взысканию и обращения взыскания на средства республиканского бюджета.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, а поэтому вынесено законное и обоснованное определение, следовательно, у арбитражного апелляционного суда не имеется оснований для отмены или изменения определения от 10.03.2015.
Доказательств в обоснование своих доводов министерством суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными по указанным также ранее основаниям и не могут служить основанием для отмены определения суда.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену определения суда первой инстанции, при проверке дела в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 10.03.2015 по делу N А61-1373/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1373/2008
Истец: Общество с ограниченной ответсвенностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск " в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания, ООО "Кавказрегионгаз" в лице филиала в РСО-Алания
Ответчик: Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания, Министерство финансов РСО-Алания в лице казны РСО-Алания, Республика Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания, РСО-Алания в лице Минфина РСО-Алания, Управление Федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания
Третье лицо: Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, Минсоцтруда РСО-А, ОАО "Моздокрайгаз", ООО "Аланиягаз", Управление Федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания, УФК по РСО-Алания