г. Хабаровск |
|
19 июня 2015 г. |
Дело N А73-1115/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Водоканал": Ярошенко О.А., представитель по доверенности от 12.01.2015 N 2;
от Административной комиссии N 2 городского округа "Город Хабаровск": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Административной комиссии N 2 городского округа "Город Хабаровск"
на решение от 23.04.2015
по делу N А73-1115/2015
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Водоканал"
к Административной комиссии N 2 городского округа "Город Хабаровск"
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Водоканал" (далее-Предприятие, МУП г.Хабаровска "Водоканал") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии N 2 городского округа "Город Хабаровск" (далее-Административная комиссия, административный орган) N 02/22/2015 от 19.01.2015 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением суда от 23.04.2015 требования заявителя удовлетворены. Постановление административного органа признано незаконным и отменено полностью, так как судом установлено допущение нарушения процессуального требования, являющимся существенным, не позволившим административному органу полно, объективно рассмотреть дело об административном правонарушении: рассмотрение вопроса о составлении протокола об административном правонарушении и сам протокол в отношении заявителя составлен в не рабочий, праздничный день (08.01.2015), что является прямым нарушением статьи 113 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), части 5 статьи 37 Конституции Российской Федерации и не позволило заявителю, как присутствовать при составлении протокола, так и представить свои возражения.
Не согласившись с принятым судебным актом, административная комиссия обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании и в отзыве на жалобу, представитель предприятия отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, жалобу административного органа без удовлетворения.
Административная комиссия N 2 городского округа "Город Хабаровск" своего представителя в судебное заседание не направила, заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, что в силу части 2 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав представленные материалы, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Материалами дела установлено, что в результате проведенной 30.12.2014 в отношении МУП г. Хабаровска "Водоканал" проверки выявлены нарушения пункта 109 Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск", утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 N 721, а именно: по ул. Орджоникидзе, 25 после производства земляных работ по ремонту водопровода объект в управление по акту не сдан. Работы производились согласно аварийному сообщению от 10.10.2014 N 4-298, срок действия которого истек 15.10.2014.
Указанные нарушения отражены в акте от 30.12.2014.
08.01.2015 в отсутствие законного представителя предприятия, при надлежащем уведомлении, в отношении МУП г. Хабаровска "Водоканал" составлен протокол и 19.01.2015 вынесено постановление N 02/22/2015 о назначении МУП г. Хабаровска "Водоканал" административного наказания в виде штрафов в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данным ненормативным актом, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что административным органом нарушена процедура привлечения общества к административной ответственности, что является основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности и обоснованно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Установленный законом порядок применения административного наказания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих наказания. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что наказание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также фактические сведения о событии административного правонарушения, месте и времени его совершения. При составлении протокола законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предоставляется возможность ознакомления с протоколом. Данные требования позволяют обеспечить соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. При выявлении в ходе рассмотрения дела, факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные: о надлежащем извещении лиц, о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно частям 1, 2 статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Как следует из материалов дела, составление процессуального документа в отношении МУП г.Хабаровска "Водоканал" назначено административным органом на 08.01.2015 дату, являющуюся, согласно положениям статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации, нерабочим праздничным днем.
Таким образом, административным органом нарушены положения части 5 статьи 37 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право на отдых, и о необходимости, в случае неявки представителя на составление протокола, отложить процессуальные действия на иную дату.
В соответствии со статьей 106 Трудового кодекса Российской Федерации, время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Статьей 106 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что к видам отдыха в числе прочих относятся выходные, нерабочие праздничные дни.
В результате вышеуказанных действий административного органа юридическое лицо было лишено предоставленных ему КоАП РФ гарантий защиты, поскольку лицу, привлекаемому к административной ответственности, не была предоставлена реальная возможность обеспечить явку своего законного представителя при составлении протокола, а также квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого правонарушения.
Таким образом, с учетом представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование доводов доказательств, арбитражным судом апелляционной инстанции не выявлены основания для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.04.2015 по делу N А73-1115/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Швец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1115/2015
Истец: МУП города Хабаровска "Водоканал"
Ответчик: Административная комиссия N 2 городского округа "Город Хабаровск"