г. Вологда |
|
18 июня 2015 г. |
Дело N А13-15335/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 июня 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от открытого акционерного общества "Вологодская сбытовая компания" Хороброй И.Г. по доверенности от 30.12.2014, Хохловой О.Ю. по доверенности от 30.12.2014, Черваневой О.Н. по доверенности от 30.12.2014, Светиковой Л.Г. по доверенности от 30.12.2014, от Государственной жилищной инспекции Вологодской области Федотовой Е.А. по доверенности от 12.01.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Вологодская сбытовая компания" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 февраля 2015 года по делу N А13-15335/2014 (судья Киров С.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Вологодская сбытовая компания" (место нахождения: 369000, Карачаево-Черкесская республика, город Черкесск, улица Ленина, дом 147; ИНН 3525154831, ОГРН 1053500117450; далее - ОАО "ВСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Вологодской области (место нахождения: 160009, город Вологда, улица Мальцева, дом 52; ИНН 3525131538, ОГРН 1033500076609; далее - Инспекция) о признании недействительным предписания от 16.09.2014 N 2434-09/1, которым на Общество возложена обязанность привести в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды жильцам квартиры N 1 дома N 7 по улице Студенческой в поселке Молочное города Вологды.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе и его представители в судебном заседании просят решение суда отменить и требования удовлетворить. Указывают, что перечень оснований для перерасчёта платы не ограничен теми основаниями, которые прямо закреплены в Правилах N 354; в предписании не указано, какие действия необходимо совершить Обществу для устранения нарушения; подпункт "ж" пункта 69 Правил N 354 содержит не исчерпывающий перечень оснований перерасчёта; подпунктом "д" пункта 31 Правил N 354 предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг немедленно по результатам проверки по обращению потребителя выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи; принятый судебный акт затрагивает права и обязанности всех собственников помещений многоквартирного дома, не привлечённых к участию в деле.
Представитель Инспекции в судебном заседании просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, Инспекция в связи с поступившей через прокуратуру города Вологды жалобой жителей дома N 7 по улице Студенческой поселка Молочное города Вологды провела внеплановую выездную проверку в отношении ОАО "ВСК".
В ходе проверки установлено, что в платежном документе по квартире N 1 дома N 7 по улице Студенческой поселка Молочное города Вологды за июль 2014 года в графе "перерасчет" указано начисление платы на общедомовые нужды за коммунальную услугу по электроснабжению в сумме 354,63 руб. за период с декабря 2013 года по июнь 2014 года, что, по мнению Инспекции, не соответствует статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктам 37, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По результатам проверки составлен акт от 16.09.2014 N 2434-09/1 и Обществу выдано предписание от 16.09.2014 N 2434-09/1, согласно которому заявителю следует привести в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды жильцам квартиры N 1 дома N 7 по улице Студенческой в поселке Молочное города Вологды в срок до 05.11.2014.
Общество не согласилось с предписанием и обратилось в арбитражный суд.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается Инспекцией, что сумму перерасчёта 354 руб.63 коп. составляет часть разницы между предъявленной к оплате за период с декабря 2013 года по июнь 2014 года стоимостью электроэнергии, потреблённой на общедомовые нужды и рассчитанной по нормативу, и фактической стоимостью электроэнергии, потреблённой на общедомовые нужды, соответствующая площади спорной квартиры.
Сумма фактически предъявленной к оплате за период с декабря 2013 года по июнь 2014 года стоимости электроэнергии, потреблённой на общедомовые нужды, определена работниками Общества ошибочно, исходя из нормативов, в то время как согласно действующему законодательству в данном случае норматив не должен применяться, и к оплате следовало предъявить стоимость фактически потреблённой на общедомовые нужды электроэнергии согласно прибору учёта.
В целях исправления допущенной ошибки Общество произвело перерасчёт, в результате которого оказалось, что ранее предъявленная к оплате стоимость электроэнергии на общедомовые нужды, меньше её фактической стоимости, подлежащей предъявлению к оплате, в связи с чем при предъявлении к оплате электроэнергии за июль 2014 года в счета были включены доначисленные суммы стоимости электроэнергии, потреблённой на общедомовые нужды.
Суд первой инстанции пришёл к выводу, что ни Жилищным кодексом Российской Федерации, ни Правилами N 354 не предусмотрена возможность такого вида "перерасчета" как доначисление платы за предыдущие периоды оказания услуг. Суд посчитал, что единовременным предъявлением к оплате доначисленной суммы нарушаются права потребителя, который вместо регулярных ежемесячных платежей небольшими суммами должен единовременно произвести платёж в большом размере, что противоречит содержанию и целям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 354.
В соответствии со статьёй 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор (пункты 5, 6, 8).
В части 1 статьи 20 ЖК РФ определено, что под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
На основании пункта 1.2 Положения о Государственной жилищной инспекции Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.05.2010 N 592 (далее - Положение N 592), Инспекция является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, а также контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Основной задачей деятельности инспекции является соблюдение законодательства, прав и законных интересов граждан и юридических лиц в жилищной сфере на территории Вологодской области (раздел II Положения N 592).
На основании пункта 3.2 Положения N 592 Инспекция проводит мероприятия по надзору и контролю в установленной сфере деятельности в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, проверка осуществлена и предписание выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, может определяться либо по нормативу, либо исходя из данных о её фактическом потреблении на основании приборов учета. При этом определение объема потребления на общедомовые нужды исходя из фактического потребления возможно, либо в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, либо когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
В данном случае услуга по электроснабжению оказывается ОАО "ВСК", являющейся ресурсоснабжающей организацией. Следовательно, объём потреблённой на общедомовые нужды электроэнергии за расчётный период необходимо рассчитывать и распределять между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) помещения в многоквартирном доме, исходя из данных о её фактическом потреблении на основании приборов учета.
Правильность произведённого Обществом перерасчёта Инспекцией не оспаривается.
Апелляционный суд не находит оснований согласиться с позицией Инспекции о том, что разделами IV, VШ, IХ Правил N 354 перерасчёт (доначисление) платы за предыдущие периоды не предусмотрен.
Правила N 534 не содержат запрета на проведение перерасчёта. Напротив, подпунктом "ж" пункта 69 указанных Правил установлено, что в платежном документе указываются сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
иными основаниями, установленными в настоящих Правилах.
Приведённый в данной норме перечень случаев, в которых производится перерасчёт, не является исчерпывающим.
Таким образом, учитывая установленную законом обязанность потребителя электроэнергии оплачивать потреблённый коммунальный ресурс, отсутствуют основания для вывода о неправомерности доначисления платы за потреблённую электроэнергию в случае, если ранее исполнителем коммунальных услуг плата начислена в меньшем размере, чем установлено законом.
Однако апелляционный суд считает, что оспариваемое предписание не подлежит признанию недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В спорном счёте на оплату электроэнергии в нарушение подпункта "ж" пункта 69 Правил N 354 не указано основание, по которому произведён перерасчёт. Именно по этой причине жильцы многоквартирного дома обратились в прокуратуру г. Вологды.
И хотя предписание Инспекции вынесено не в связи с неуказанием в счёте основания произведённого перерасчёта, содержащееся в предписании требование о приведении в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды жильцам квартиры N 1 до мА N 7 по улице Студенческая в пос. Молочное г. Вологды, по смыслу которого требуется аннулировать произведённое в платёжном документе за июль 2014 года доначисление в сумме 354 руб. 63 коп., не нарушает прав и законных интересов Общества, поскольку включение в счет суммы перерасчета без указания его оснований неправомерно.
Судом первой инстанции правомерно отклонён довод Общества о том, что в предписании не указаны конкретные действия по его исполнению, поскольку из предписания определённо следует, что требуется аннулировать произведённое в счете за июль 2014 года доначисление. Как правильно указал суд первой инстанции, в обязанности контролирующего органа не входит перечисление технических действий по исполнению такого рода предписаний. Каких-либо неясностей или неточностей оспариваемое предписание не содержит.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Общества не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 февраля 2015 года по делу N А13-15335/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Вологодская сбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-15335/2014
Истец: ОАО "Вологодская сбытовая компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Вологодской области